Финансы на хвосте у политики
Некоторые выплаты и доплаты для социально уязвимых групп населения, скорее всего, не будут проиндексированы в 2012 году. Об этом вскользь было сказано на заседании бюджетного комитета Саратовской областной думы в минувшую среду. В областном бюджете не просматривается 1,5 миллиарда рублей на индексацию, оговорённую в 25 законах Саратовской области.
Подробнее о том, что происходит сегодня с планами на бюджет-2012, узнать не удалось. Депутаты как-то поспешно выхватили этот документ из рук министра финансов Александра Ларионова. Обошлись без доклада об основных трудностях и подводных камнях главного ежегодного закона области. Навигация по финансовой росписи народным избранникам в последнее время не требуется. Специальные знания бюджетного процесса давно отодвинуты в угоду политическим раскладам. Думское большинство, свысока отмахиваясь от доклада Ларионова, демонстрирует недоверие областному правительству. Думское меньшинство намекает на то, что «в область приезжает один человек», который и определяет фактические расходы.
«Зачем людей обманывать? Зачем давать надежду на лучшую жизнь?..»
Фамилию «одного человека» тоже назвали на состоявшемся заседании. Выяснилось, что Вячеслав Володин вышел с инициативой резко повысить зарплаты работникам детских садов. Почти на 50 процентов. Сами работники дошкольного образования поняли володинские обещания так, что все в ближайшее время начнут получать не менее 10 тысяч рублей. И очень это предложение всем понравилось.
Но одно дело сказать, а другое – исполнить инициативу. На повышение зарплаты работникам детсадов с 1 ноября 2011 года с горем пополам наскребли в областном бюджете около 120 миллионов рублей. И то практически все эти деньги придётся взять в долг в коммерческом банке. Потому что федеральный центр «на поддержку штанов» спускает в последнее время всё меньше и меньше миллионов. А с собственными внеплановыми дополнительными доходами у нас тоже туго. Но ослушаться «приказа» по партийной вертикали в предвыборное время себе дороже. Вот и пошли на крайние финансовые меры.
Такая сомнительная поддержка «в долг» не по нутру депутатской оппозиции. Зинаида Самсонова громко повозмущалась по этому поводу на заседании комитета: «Зачем людей обманывать? Зачем давать надежду на лучшую жизнь? Брать кредиты на повышение зарплаты – это безумие! А в 2012 году что вы заложите на оплату этого повышения?» Но единоросское большинство эти эмоциональные возгласы мало трогали. Экономически образованные успокаивали себя тем, что «весь мир живёт в долг». Политически ангажированные давно убеждены в том, что будет день, будет и пища. Для них самым главным было любой ценой выяснить у министра: всем или не всем работникам детских садов правительство обещает теперь платить минимум 10 тысяч рублей?
Александр Ларионов, попав под прицельный огонь вопросов, уворачивался как мог. Рассказывал, что повышение будет производиться в три этапа. Что в конце концов в среднем по детским садам выплаты составят 10 тысяч рублей на одного специалиста. Уточнял, что в ближайшее время стоит ожидать повышения до средних 10 тысяч у воспитателей и до 8,4 тысячи у других работников. И пока в среднем получается чуть меньше 10.
– Но речь была о том, что и нянечки, и медсёстры, и воспитатели будут получать 10 тысяч минимально. Мы не можем уже на прожиточный минимум брать на себя ответственность за жизнь подрастающего поколения, – говорили приглашённые представители работников дошкольного воспитания. – Ведь от качества нашей работы зависит, какова будет через несколько лет губерния, каким будет общество.
Депутата Александра Ландо больше всего интересовало, сколько будет получать повар в детском саду. Он, видно, считал, что судьба губернии как-то связана с успешностью кормления детей. После настойчивых просьб Ландо прояснить ситуацию с оценкой поварского искусства вдруг выяснилось, что зарплата повара в детском саду ограничена существующим потолком зарплаты повара в школе. У повара детского сада она не может быть выше. Все немножко погудели и решили согласиться с действительностью. Потому что поднимать зарплату повара в школе сегодня уж точно не на что. А вслед за поварами стоит очередь из множества недооценённых бюджетных работников.
Иждивенческие характеристики
В очереди за бюджетными деньгами вообще очень много претендентов. Например, на комитете всплыли обманутые автотранспортники. Областной бюджет задолжал им за перевозку льготников и по выпадающим доходам то ли 150, то 200 миллионов рублей. «В этих поправках пока нет погашения», – доложил министр Ларионов горькую истину.
– Но министр транспорта докладывал, что все долги будут ликвидированы в этом году, – неутомимо искал ответственность чиновников депутат Ландо. – Где слово и дело?
– Я лично не давал такого слова, – сказал министр финансов. А министру транспорта оставалось только уклончиво констатировать, что все заведённые им деньги они выплатили. И текущей задолженности стараются не допускать. Как будут разбираться с долгом прошлых периодов, осталось не совсем ясно. На сегодняшний день он есть. А дальше – война план покажет.
Пока со стороны становится всё яснее и яснее, что с доходами у областной власти всё не так сладко, как виделось в планах. И потому всем, кому можно не дать, есть установка не давать. При таком подходе обиженными бюджетными деньгами остаются те, кто сам может заработать и зарабатывает. Кроме автоперевозчиков это правило хорошо подходит муниципалитетам.
На заседании бюджетного комитета выяснилось, что правительство области в конце года одним из них собирается выделить областные деньги по их потребностям, а другим – по своим возможностям. При этом семи районам «по потребностям» уйдёт 233 миллиона рублей, а остальным муниципальным образованиям на всех дадут всего 100 миллионов.
Эта несправедливость никак не укладывается в голове у депутатов. Особенно когда они сравнивают такие муниципальные образования, как Саратов и Балаково. Непонятно депутатам, почему саратовская власть работает и сама зарабатывает на решение городских проблем, а балаковскую надо поддерживать областным рублём?
Депутат Михаил Кискин, как знаток балаковской жизни, подзадорил депутатов информацией о том, что тамошняя власть деньги имеет, но тратит их на свои нужды. И при этом умело манипулирует областной властью, доказывая, что им не хватает на нужды людей. И это грозит социальным взрывом, остановкой привычной жизни и всякими другими бедами. А областная исполнительная власть на это клюёт. А депутаты не хотят, чтобы ими так грубо манипулировали. Они считают, что порождать иждивенчество неправильно. И всем муниципальным образованиям надо давать фиксированный процент. А ещё лучше –поощрять повышенным процентом тех, кто сам хорошо зарабатывает.
Министр финансов Александр Ларионов в ответ на этот праведный гнев сыпал ссылками на законы бюджетного регулирования, на отсутствие рычагов бюджетного балансирования, разделял в депутатском сознании город Балаково и Балаковский район. И пугал тем, что если сейчас не помочь, то в Балаковском районе будет провал по платежам.
Депутаты решили, что, поддерживая предложенное правительством решение по дотационным выплатам муниципалитетам впопыхах, можно ошибиться. И большинством голосов увели вопрос на заседании фракции партии «Единая Россия». Будем ждать партийный вердикт по муниципальным дотациям.
Скороговоркой про бюджетные новации
2,5 миллиарда рублей теряет областной бюджет из-за розданных льгот на имущество государственных организаций и автономных учреждений. Правительство предлагает отменить их. Оппоненты утверждают, что единственным эффектом станет то, что деньги перестанут гонять туда-сюда. Но более глубокий анализ показывает, что можно ждать косвенного оздоровительного эффекта. Потому что анализ выявил много непрофильного имущества на балансе. Когда за него придётся платить налог, придётся провести оптимизацию структуры собственности.
До обсуждения вопроса о передаче транспортного налога в распоряжение муниципалитетов дело у депутатов не дошло. Между тем для жителей городов и крупных районных центров грядущая бюджетная новация – явное благо. Саратову, например, это даст почти миллиард рублей дополнительно к сегодняшним собственным доходам. И все они по закону будут истрачены на ремонт внутригородских автомобильных дорог.
Потенциально перед городом маячит и ещё одна доходная база. Речь о штрафах, которые накладываются в рамках Кодекса об административных правонарушениях. Сейчас в Кодексе всё как-то не очень грамотно продумано. Штрафы должна накладывать городская власть, а уходить они должны в областной бюджет. Депутаты Саратовской городской думы предлагают депутатам областной думы подправить Кодекс. Чтобы по закону можно было оставлять в муниципальном образовании 70 процентов собранных штрафов, отдавая только 30 процентов области. Сами городские депутаты через голову областных подать такую поправку в Госдуму не могут.
Но депутаты областной думы как-то криво первоначально встретили инициативу снизу. Думали, что ответить – попросить отозвать предложение или отказать? Спас ситуацию депутат Ландо. Сказал, что существующий порядок наложения и взыскания штрафов области не нужен, а городу не интересен. И что над саратовской инициативой поработать «всё-таки предлагается». Депутаты – члены бюджетного комитета согласились. Но это совсем не означает, что саратовская поправка в Кодекс дойдёт до Госдумы. Может, это тоже просто политика.