Эх, прокатят…

Оценить
Техосмотр по новому закону не станет дешевле для автомобилистов, а от операторов осмотра может потребовать серьёзных расходов

Два месяца осталось до вступления в силу новых правил технического осмотра транспортных средств. Закон «О техническом осмотре и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» даёт право проводить техосмотр юридическим лицам, получившими аккредитацию Российского союза автостраховщиков. На полную передачу «власти» над техосмотром от ГИБДД к РСА запланировано два года. А с 1 января, наряду с новыми центрами, будут продолжать свою деятельность и операторы, аккредитованные при ГИБДД.

Старая процедура по новым расценкам

Новый закон о техосмотре не изменяет саму процедуру проверки автомобиля. Как и раньше, будет производиться внешний осмотр машины, проверяться наличие огнетушителя и содержание аптечки, знака аварийной остановки. Ремни безопасности, звуковой сигнал, стеклоочистители должны быть в рабочем состоянии. На пункте осмотра также будут проверять тормозную систему автомобиля, рулевое управление, работу двигателя, световых приборов и состояние колёс. Но саму процедуру со следующего года будут проводить автодилеры и станции техобслуживания. С их помощью Российский союз автостраховщиков намеревается увеличить количество пунктов до десяти тысяч.

Для получения аккредитации оператор должен иметь необходимые сооружения и средства технического диагностирования. Причём можно использовать и арендованные. Ещё важно наличие в штате как минимум одного технического эксперта. Требуются также технические возможности для передачи сведений о результатах техосмотра в Единую информационную автоматизированную систему. К 2012 году она должна быть разработана МВД, и к этому времени должен быть утверждён порядок взаимодействия с информационными системами ОСАГО и операторов техосмотров. Без электронной системы новые правила техосмотра работать не смогут.

За аккредитацию автодилеры и станции техобслуживания должны будутплатить Российскому союзу автостраховщиков. В начале октябряфедеральное министерство экономического развития подготовило проект постановления правительства с прейскурантом на аккредитацию. За рассмотрение заявления возьмут 20 тысяч рублей. И ещё по 10 тысяч за каждый осмотровый пункт. За переоформление аккредитации в связи с расширением объектов попросят ещё 15 тысяч. И снова плюс десять тысяч за каждый пункт. За ежегодное подтверждение соответствия требованиям аккредитации придется выложить ещё 15 тысяч рублей. Не забудьте приплюсовать по 10 тысяч за каждый пункт. Расценки для желающих проводить техосмотр вступают в силу с 1 января 2012 года.

Размер платы за проведение техосмотра устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ по методике, утверждённой на федеральном уровне. На минувшей неделе российское правительство закрепило за федеральной службой по тарифам функцию по разработке такого документа. Но представители минэкономразвития правительства РФ ещё в конце сентября заявляли, что средняя плата за прохождение техосмотра не должна превышать двух тысяч рублей.

Дешевле, чем по стране, точно не будет

В компании «Авто Стандарт» (официальный дилер «Ауди» в Саратове) редакции сообщили о своём намерении обращаться в РСА для получения аккредитации. Но только в 2014 году, когда откроется новый автоцентр на Усть-Курдюмской. «В старом центре нет всех необходимых условий для проведения техосмотра, в частности, стояночного стенда», – сообщил представитель автодилера.

В компании «Восток-Моторс» (дилер «Ниссана») получать право на проведение техосмотра не планируют. Хотя все возможности для процедур имеются. «По соседству с нами и так проводят техосмотр», – намекнули на невыгодность проведения техосмотра в компании.

«Лада-Маркет» (официальный представитель ВАЗ в Саратове) уже подала заявку на получение аккредитации. В ближайшее время специалист техсервиса пройдёт необходимое обучение. «Для полноценного функционирования пункта осмотра ещё докупим недостающее оборудование», – подчеркнули серьёзность своих намерений в ремонтном цехе. Проводить техосмотр «Лада-Маркет» планирует для проданных автомобилей из своего салона. По словам представителя компании, их число ежемесячно переваливает за сотню машин. Сколько будет стоить процедура для «своих» и «чужих» автомобилей, не сообщили, лишь подчеркнули, что «сумма будет вычисляться по прейскуранту работ по нормо-часам».

Не все саратовские станции техобслуживания осведомлены о своих новых возможностях. «Если станции соответствуют нормам для проведения ТО, то почему бы не получить аккредитацию», – рассуждает начальник одной из саратовских станций Виталий Николаевич. По его словам, дополнительные услуги автомастерских должны привлечь новых клиентов. Но дальше мысленных увеличений доходов от проведения техосмотра разговоры на саратовских станциях не идут. Приобрести необходимое оборудование и установить его в соответствующем помещении для получения аккредитации дорогого стоит.

«Тормозной стенд, например, стоит около миллиона рублей, и для него нужно помещение 4 на 8 метров», – рассказали в автосервисе «Югра». На других станциях покупать дорогостоящее оборудование пока также не стремятся. Но при этом владельцы саратовских СТО считают достаточно выгодным совмещение позиций автостанций и аккредитованных операторов. «Раньше инспектор отправлял машину для устранения неисправности на станцию. Если требуется серьёзный ремонт, где гарантии, что она доедет до СТО? – задаёт резонный вопрос работник станции Владимир Александрович. – Теперь можно будет устранить неисправности прямо на месте. И без штрафов».

«Главное – чтобы техосмотр действительно проходили, а не продавали талоны, как раньше», – подчёркивает его коллега по ремонтному делу Сергей Петрович. И при этом оба утверждают, что, как бы ни увеличилось количество пунктов прохождения техосмотра, это не отразится на снижении стоимости процедуры в нашей области. «Дешевле, чем по стране, точно не будет», – заявляли мои собеседники.

Новые правила оценят позже

В областном управлении ГИБДД редакции сообщили, что до 2014 года свою деятельность продолжат все аккредитованные операторы. На официальном сайте ведомства значится сейчас 11 операторов. В Саратове действует пять. Общее количество всех пунктов техосмотра по области в ГИБДД называть не стали. Только подчеркнули, что из-за действующего моратория вполне может уменьшиться число ещё действующих. Через два года аккредитованные при ГИБДД операторы смогут выбрать – получить аккредитацию РСА и продолжать работать по новым правилам или прекратить свою деятельность.

Комментировать новый закон о техосмотре в областном ГИБДД отказались. «Закон приняли, мы его будем исполнять», – услышал я ответ по форме. Но неофициально удалось выяснить, что среди сотрудников автоинспекции существует недопонимание, почему нужно было принимать новый закон, а не внести, например, поправки в действующий.

Много вопросов остаётся и по отношению отмены техосмотра для новых автомобилей. «Один проезжает за месяц три тысячи километров, другой десять тысяч. По документам оба автомобиля считаются новыми, а износ деталей и узловых агрегатов у них разный». Плюсы и минусы нового закона остались, само собой, без экспертной оценки работников ГИБДД. «Закон принят, а методика проведения техосмотра ещё не появилась. Не до конца разработаны положения по аккредитации, не создана пока единая информационная база и многое другое», – отметили в ведомстве и призвали не делать поспешных выводов.

«Как только вступит в силу новый закон и пройдёт некоторое время – тогда и посмотрим, где положительные моменты, а где недоработки документа. Будет ясно, что ещё предстоит сделать. Работу пунктов техосмотра при ГИБДД пока ещё даже не с чем сравнивать».