Да съездите же наконец в Европу!..
В минувший четверг депутаты Саратовской городской думы, входящие в постоянную комиссию по промышленности, транспорту, торговле и связи, обсуждали, как всегда, самые актуальные городские проблемы. Например, оборудование остановочных павильонов общественного транспорта, схему размещения многоуровневых стоянок и единый стиль оформления нестационарных торговых объектов.
Сто сейчас, остальные потом
С оборудованием остановочных павильонов разобрались достаточно быстро. Информацию по этому вопросу городским парламентариям нужно было просто выслушать и принять к сведению. Докладчиком был председатель городского дорожного комитета Валерий Данилин.
Он рассказал членам комиссии, что в Саратове павильонов нет ещё на 525 остановках из 917. Но работа по устранению этого недостатка идёт полным ходом. До конца года, по словам чиновника, в городе появится ещё 100 новых павильонов. В общей сложности за текущий год обновлению подверглись 162 автобусных (трамвайно-троллейбусных) остановки. Это фактически в три раза больше, чем было сделано за 2010 год.
Кроме новых павильонов в местах высадки-посадки пассажиров дорожные службы ставят специальные дорожные знаки. В городе таких знаков уже порядка 200 штук (из 612 необходимых), и это, по словам заместителя начальника ГИБДД Саратова Юрия Носова, «стало большим подспорьем для улучшения безопасности на дорогах».
Единственное, что беспокоит членов думской комиссии, – это «чрезмерная лёгкость» конструкций новых остановочных павильонов. Депутаты заметили, что некоторые из них уже сбиты автомобилями. Но Пётр Волосевич, возглавляющий муниципальное предприятие «Городской центр размещения рекламы», которое занимается установкой новых остановочных павильонов, всех успокоил. Пётр Николаевич сообщил, что повреждённые «остановки» компания восстанавливает в течение трёх дней и за собственный счёт.
Схема есть, а базы нет
Особый интерес у членов комиссии вызвал вопрос о строительстве многоуровневых стоянок и схеме их размещения на территории города Саратова. Вопрос этот поднимался на данной комиссии неоднократно. Все понимают проблему перенасыщенности города легковыми автомобилями, которые фактически негде припарковать. Появление многоуровневых стоянок частично сняло бы проблему автомобильных заторов в городе. Однако реализация этого простого, казалось бы, решения в Саратове сталкивается с рядом препятствий.
Главный архитектор города Александр Кискин сообщил депутатам, что в конце прошлого года была завершена разработка схемы размещения объектов временного и постоянного хранения автотранспорта. По словам Кискина, схема содержит сведения о земельных участках, уже принадлежащих муниципалитету, а также на ней обозначены те участки, которые ещё предстоит изъять в муниципальную собственность для муниципальных нужд. Архитектор сказал также, что саратовскими чиновниками был изучен опыт других городов по созданию многоуровневых стоянок. Обнаружилась общая для всех проблема – отсутствие нормативной базы.
Дело в том, что из 30 просмотренных правил землепользования и застройки нормативные регламенты, касающиеся многоуровневых автомобильных стоянок, есть только во Владивостоке. Архитектор Кискин объяснил это тем, что местным властям не очень хочется корпеть над разработкой необходимых дополнительных документов. Однако прописать нормативы градостроительного проектирования необходимо. И в Саратове этой работой, по словам чиновника, собираются заняться в следующем году.
Депутатов проблема нормативных регламентов волновала меньше всего. Виктор Марков, например, заявил, что из доклада он так и не понял, будут в Саратове строиться многоуровневые стоянки или нет. «В чём схема-то заключается? – интересовался он. – Или у нас, я так понимаю, места для этих стоянок нет?»
При этом депутат Марков напомнил администрации, что в городе давно работают частные предприниматели, которые тоже занимаются проблемой строительства многоуровневых парковок. «Они даже начали строить на свой страх и риск. А сейчас их строительство признано судом незаконным», – напомнил Виктор Константинович о стройке на улице Дзержинского (напротив администрации Фрунзенского района). И с этого момента обсуждение перетекло от общего вопроса к частному. Дальше депутаты пытались найти решение для одного конкретного случая.
Чтобы не наделать больших бед
Строительство многоуровневой парковки на Дзержинского, которое началось почти десять лет назад, сейчас считается замороженным. Как рассказал коллегам депутат Марков, один суд застройщики проиграли, и по решению суда недоделанная стоянка должна быть снесена. Но другая судебная инстанция это решение отменила. Рядом с возводимой парковкой находится старое здание, признанное памятником архитектуры. Более того, и парковка, и памятник стоят на одном фундаменте и имеют общую стену. А потому сносить недостроенный корпус нельзя.
О том, кто виноват в этой ситуации, спорить можно долго. Нынешние депутаты и чиновники просто машут рукой: «Как только в 90-х дела ни решались…» Что делать с этой стоянкой сейчас, совершенно непонятно. «Вот и стоит она недостроенная: с одной стороны, городу нужна, а с другой – денег на неё не хватает», – отметил депутат Марков.
Его монолог прервал заместитель главы администрации Александр Буренин. Он заявил, что давно вынашивал мысль узаконить недостроенную автостоянку и вот наконец решился выйти с таким предложением к депутатам. «Понятно, что там много недовольных строительством жильцов, но всем нам нужно понимать, что если мы начнём сносить этот объект, нам придётся снести полквартала. То есть нужно расселять людей, а квартир для них у города просто нет. Так что стоянку нужно узаконивать и доводить до ума, иначе мы бед понаделаем ещё больше», – заявил Александр Буренин.
Члены комиссии чиновника поддержали. И решили предложить главе администрации города Алексею Прокопенко в начале следующего года представить в думу перечень нормативных актов, регулирующих вопрос о размещении стоянок.
Чиновников послали в Барселону
Депутаты устроили диспут ещё по одной архитектурно-строительной теме. Члены комиссии обсуждали стиль оформления нестационарных торговых объектов и соответствие их внешнего вида архитектурно-художественным требованиям саратовского городского дизайна. Абсолютно все депутаты твёрдо убеждены в том, что нынешний внешний вид ларьков, киосков, купав и т. п. никаким требованиям не соответствует. И для того, чтобы в архитектурный облик города пришла гармония, все торговые объекты Саратова должны быть приведены к единому стилю.
Председатель комитета по архитектуре и градостроительству Александр Кискин заявил депутатам, что осуществить их мечту в реальном мире довольно трудно. По его мнению, сначала нужно определиться с концепцией развития города. Например, Саратов – это центр сельскохозяйственной губернии? Или, предположим, туристический или промышленный центр? Только зная вектор развития, по словам Александра Кискина, можно решать, каким должен быть стиль торговых объектов. Детали, мол, комитет разработать готов, но нужна общая концепция.
Депутаты с этим категорически не согласились. По убеждению членов комиссии, уже сейчас в комитете по архитектуре на руках должно быть не менее десятка различных вариантов «разрешённого» оформления ларьков. А пара эскизов в бело-голубой гамме, представленная депутатам, ничего кроме досады у них не вызвала.
Особенно возмущался отсутствием общего стиля Андрей Иващенко. Он очень настойчиво требовал рассказать, как будут выглядеть ближайшей зимой, например, ёлочные базары. И, не получив внятного ответа, принялся наставлять муниципальных чиновников на путь истинный. «Ну съездите хоть раз в Европу! Вот съездите в Барселону, например. Посмотрите, как там всё оформлено…» – увещевал народный избранник.
«Все мы были в Европе, в той же Барселоне были, – как-то очень уверенно взялся поддержать коллегу депутат Константин Лекомцев. – Не можете сами, привлекайте к разработке стиля общественность. Она очень хочет этой работой заняться. Надо же что-то делать. Мы же живём сегодня. Ну давайте в конце концов работать для населения».
Поедут или не поедут чиновники во главе с архитектором Кискиным в ближайшие дни в командировку в Барселону, осталось неизвестным. Но им поручено принять все необходимые меры, чтобы уже сегодня торговые объекты Саратова оформлялись в одном стиле. Отчитаться о выполнении депутатских поручений Александр Кискин должен будет уже в первом квартале 2012 года.