Здесь бродит толпами народ
Сенной, Губернский, Крытый, Пешка, ряды на 3-й Дачной. Эти названия саратовцам не нужно расшифровывать. Места массовой торговли, рынки, базары – самые большие и яркие ориентиры городской географии. По мере того как рос и развивался Саратов, меняли свой облик и местоположение рынки. Но и сто, и двести лет назад продавцы пытались обвесить и надуть покупателя, мошенники проворачивали свои аферы, а городские власти пытались упорядочить торговлю и притесняли «бедных базарников».
Переманивая покупателей
Предшественниками саратовских рынков были ярмарки. До появления железных дорог роль главной торговой артерии страны играла Волга, поэтому ярмарки приурочивали к навигации и торговали прямо с кораблей или на берегу. Две саратовские ярмарки – Введенская (на месте нынешней Музейной площади) и Никольская (около устья Глебучева оврага) – в первой половинеXIXвека даже входили в первую сотню самых крупных в России.
Но появляются новые пути сообщения, железная дорога, и постепенно ярмарки становятся «историческими пережитками». Их начинает вытеснять стационарная торговля. Первый саратовский базар находился на Гостиной площади (ныне Музейная), при старом Гостином дворе. Назывался он Нижний или Пеший.
Пеший (Пешка) – потому что до него можно было добраться пешком из большинства кварталов тогдашнего Саратова. По другой версии – потому что пешком доставлялись товары с пристаней. В 1869 году на Пешке было 343 лавки и стола: продавали овощи, платья, табачные изделия, тут же размещались цирюльни. Но уже с середины XIXвека, по мере роста населения и территорий Саратова, эта торговая площадь теряет былую славу.
Зато всё популярнее становится Верхний базар на Хлебной площади. Последняя занимала прямоугольник между Цыганской (ныне Кутякова), Никольской (Радищева), Большой Казачьей и Александровской (Горького) улицами.
В 1842 году саратовский губернатор Фадеев представил министру внутренних дел запрос о дозволении строить вместо существующих деревянных лавок каменные корпуса. Но проект в 200 тысяч рублей оказался городу не по карману, и в 1851 году городская дума продаёт участки земли на Хлебной мещанам и купцам, которые понастроили там лавки.
Так было положено начало нового Гостиного двора – одноэтажного, в форме неправильного четырёхугольника. В его корпусе находилось 46 лавок. Гостиный двор «переманил к себе всех посетителей, потому что лавки в нём тёплые, светлые, да находятся они в центре города. Сюда перешли лавки с красными (мануфактурными) и галантерейными товарами… Сюда передвинулись заведения модисток, портных… Здесь бродит толпами народ», – писала газета «Саратовские губернские ведомости» в 1859 году.
На Верхнем имелись молочный, овощной, обжорный (харчевни), птичий ряды, лавки с москательными, одёжными товарами. Велась торговля со столов. По данным 1869 года, на базаре торговали мясом (55 столов), ржаным хлебом (42 стола), калачами (41 стол), рыбой (40 столов), картузами, шапками и рукавицами (36 столов), книгами (два стола). Владельцы пяти столов занимались даже разменом денег. Расхаживали лотошники, предлагая пирожки, квас, леденцы.
«Обжорка» на Верхнем базаре занимала небольшой клочок земли, который был не замощён и без крыши. Под прилавком были ямы, выбоины, пыль и болото. Туалетов на торговой площади не имелось, поэтому завсегдатаи базара справляли нужду прямо за лавочкой.
Особенно оживлён был базар по воскресеньям. Были и своеобразные базарные праздники. Так, весной на Благовещение саратовцы скупали в птичьих рядах сотни разных мелких птах и отпускали их на волю. Такой же обычай был и в рядах Пешки.
Особенности городской торговли
Торговля в Саратове регулировалась городской думой особыми постановлениями. 23 марта 1872 года дума утвердила «Обязательные правила торговли на базарах», которые разрешали продажу сельскохозяйственных продуктов с возов без платы в пользу города. Требовалось также соблюдать чистоту на расстоянии шести саженей от места торговли. Перекуп товаров разрешался только после 12 часов дня, сигналом для перекупа считался спуск базарного флага. Перекупщики должны были получать от управы жестяные знаки «Торговец» или «Торговка» и носить их на груди. Но те неохотно разбирали жетоны, отказываясь носить поверх одежды «такое позорище», сообщал «Саратовский вестник».
В 90-х годах XIXвека за счёт города на Верхнем базаре были построены каменные корпуса по проекту архитектора Тихомирова. Власти собирались впоследствии вернуть в казну эти деньги арендной платой за пользование помещениями. Самыми крупными арендаторами были мануфактурщик Щерстобитов, рыбники Курашев и Гальцев.
Большая скученность на ограниченном пространстве порождала конфликты. Саратовский историк Михаил Булычев описывает, как в 1913 году арендаторы обратились в городскую управу с просьбой перевести в другое место торговок, продававших с рук старое бельё и овощи в корзинах. Мол, живая стена из торговок заслоняет входы лавки, из-за чего их хозяева терпят убытки. «Сделанное недавно распоряжение городской управы разгонять торговок полицейскими ни к чему не приводит, полицейские их гонят в одну сторону, а они, как мухи, взлетят, покружатся и опять все сядут на старое место», – плакались купцы.
Впрочем, и сами продавцы были не без греха. Например, обвешивали покупателей при помощи специально подогнанных весов и неправильных гирь. Так, на пекаря Беккера было составлено три протокола, но только после угрозы закрыть пекарню он подчинился и увеличил вес калачей.
Неизбежными спутниками базарной жизни были преступность и антисанитария. По пути на рынок и обратно посетители лишались шапок, которые срывали с них ловкачи. Торговцы подделывали пробу золотых изделий, сбывали фальшивые деньги и краденые вещи. Зная это, полиция по горячим следам могла задержать вора. Так, в июне 1913 года на Верхнем базаре был задержан дворник из Аткарского уезда, который продавал никелированный самовар, похищенный у купца-односельчанина.
Водились на базарах и аферисты. Некий Уткин в 1888 году на том же Верхнем брал у покупателей задаток и, обещая подвезти товар (пшеницу, подсолнечник), исчезал.
Широкий размах в России и в Саратове в 1890-х годах приобрела фальсификация товаров. По данным местных санитарных врачей, молоко в 80 процентах случаев продавалось «снятым», разбавленным водой с добавлением соды и борной кислоты; квас был «сильно разведённый, прокислый и загрязнённый»; сливочное масло содержало примеси из сала и маргарина; «мясо и битая птица для придания им свежести – надуваются». В октябре 1911 года на Верхнем базаре конфисковали до 100 пудов коровьего масла, разбавленного коковаром (кокосовым маслом), задержали 13 человек. Газета «Саратовский вестник» писала:
«Много ли вы клали на пуд масла коковара?» – спрашивает мировой судья. «Не в масло клали коковар, – отвечает один из обвиняемых, – а в коковар пущали для духа немного коровьего масла». Коковар был уничтожен, а задержанные оштрафованы на 15 рублей каждый. Врачи предлагали открыть в Саратове городскую станцию для анализа пищевых продуктов, но дело не пошло: не было ни специалистов, ни оборудования.
За телегой – на Маминский, за огурцами – на вшивый
Всё вышеописанное в той или иной степени происходило на других саратовских базарах. Выше Пешки, по Московской улице, в районе улицы Вознесенской был базарчик на Горянской площади. В первые десятилетия XIXвека там появились бедные деревянные лачужки. В них продавались дёготь, смола, решета, сосновые вёдра, липовые кадушки, а ещё сети, неводы, рогожи, сбруя.
На окраине Саратова, по улице Большой Сергиевской (Чернышевского), существовала Дегтярная площадь, известная в концеXIX– начале XXвеков своим скотопрогонным рынком близ городских боен. Стартом к началу торговли там служило поднятие флага.
В квадрате по улице Московской между Астраханской и Казарменной (Университетская), Большой Казачьей и Цыганской (Кутякова) существовало громадное каре Московской площади. Там безобразно лепились друг к другу базарные постройки, навесы, заборы. По воскресеньям здесь можно было купить лошадь или корову, а также сено и подсолнухи.
По соседству, в пределах улиц Астраханской, Большой Казачьей, Железнодорожной и нынешней Вавилова, находился Маминский базар (по имени церкви, построенной купцом Маминым), где торговали телегами, лошадьми и сеном. Здесь же можно было нанять сельскохозяйственных рабочих. В 1910 году этот базарчик перевели на Казачью площадь (ныне Сенная площадь).
Казачья площадь (пересечение Большой Горной и Астраханской) получила своё название потому, что неподалёку располагалось саратовское казачье станичное управление и вокруг жили городские казаки. После переезда сюда Маминского базара Казачья, а позже Сенная, площадь становится основным центром торговли и фуражом, скотом, лошадьми, а также экипажами и щепным товаром.
Базарчик на окраине города, в районе «товарки» (железнодорожная станция Саратов-Товарный), в народе называли «вшивым». Из-за несерьёзного товара: жители приносили туда урожаи своих садов и огородов.
В начале XXвека на площади у Духосошественского собора на Большой Горной существовала барахолка. По понедельникам прохожие могли видеть, как пропившиеся ремесленники продавали торговкам свою одежду и переодевались в купленное здесь же рваньё. Тут же предлагались добытые с окрестных свалок и помоек старые лоскуты и тряпки, которые приобретали шапочники и портные.
Новый этап – рынки под крышей
Самым большим саратовским базаром в началеXXвека становится Митрофановский, образованный между Ильинской улицей (ныне Чапаева) и Мирным переулком. Название базару дала Митрофановская церковь. В предыдущее столетие здесь складировали и продавали дрова и лесные материалы. А ещё это место знаменито тем, что тут располагался… эшафот. Под барабанный грохот сюда приводили осуждённых на каторгу, зачитывали приговор и наказывали плетьми. И толпа сбегалась на это зрелище.
Когда же в 1850-х годах образовался Митрофановский базар, там можно было купить у самих промышленников самые разнообразные товары. Сотни подвод выстраивались тут ежедневно, деревянные лавки и навесы стояли вперемежку с питейными заведениями. Основная торговля велась в хлевушках разных размеров, форм и видов. Продавали и свежее, и копчёное, и квашеное, и гнилое. Сюда пудами свозили вишню, малину, яблоки. В некоторые годы приезжие купцы скупали в Саратове такое количество яблок, что на саратовской товарной станции не хватало места для складирования ящиков с фруктами.
Отличительной чертой Митрофановского базара была ужасающая антисанитария. Известковый камень, которым вымостили базар, превратился в пыль и щебень. Пыль стояла столбом, в сырую погоду люди утопали в жидкой грязи. Историки пишут, что городская управа, получавшая с базара десятки тысяч рублей дохода, ничего не делала для благоустройства его.
В конце концов городские власти сдались, и новым этапом в эволюции саратовских рынков стал построенный на том месте в 1916 году по проекту архитектора Василия Люкшина Крытый рынок. Он и сейчас остаётся одним из красивейших объектов городской архитектуры – но это совсем другая история.
А от старинных корпусов Верхнего базара до нашего времени сохранилось несколько корпусов по улице Горького от Московской до Кутякова. Два из них выполняли свою торговую функцию до 1990-х годов.