Митрополия на карте области

Оценить
Образование трёх епархий на месте одной должно, по мнению священнослужителей, преодолеть «некую запущенность», возникающую в приходах, отдалённых от епархиального центра

Структура Русской православной церкви, говоря современным языком, находится в режиме переформатирования. Церковная перестройка докатилась и до Саратовской области – в её пределах образована саратовская митрополия. Соответствующее решение Священный синод РПЦ вынес в начале октября этого года. Главой саратовской митрополии назначен епископ саратовский и вольский Лонгин. О подробностях реформы новый митрополит рассказал саратовским журналистам на пресс-конференции в минувшую среду.

Крепкий хозяйственник и верный помощник

Вообще, разукрупнение епархий в составе одного патриархата – явление давнее, существовало ещё в первые века церковной истории. В русской церкви подобная практика наблюдалась не раз начиная с XVIIвека. Последний раз этим занимался поместный Собор Русской православной церкви в 1917–1918 годах XXвека, перед Октябрьской революцией и во время неё.

Резоны создания митрополий в России сегодня церковное руководство объясняет тем, что ни в одной поместной православной церкви мира нет епархий, протяжённость которых составляет несколько сотен и даже тысяч километров. Нигде нет епархий, на чьих территориях живут сотни тысяч, миллионы человек. Только в России. Даже самые большие епархии в православных странах, Румынии и Болгарии, не насчитывают более ста, от силы более двухсот тысяч человек. А епархии в Греции, по сравнению с Россией, и вовсе карликовые – 15, 20, максимум 30 тысяч человек. Например, в современной Грузии, население которой соразмерно населению Саратовской области, 38 епархий. «Ситуация, которая исторически сложилась в Русской православной церкви, давно требовала разрешения», – растолковывал митрополит Лонгин журналистам.

Процесс создания новых епархий в Русской православной церкви был начат в 2010 году со Свердловской, Ростовской, Тюменской областей, Приморского и Красноярского краёв, Мордовии и Казахстана. В нынешнем году реформы пришли в Оренбургскую, Рязанскую области, Хабаровский край и республику Тыва.

На саратовской церковной географической карте теперь не одна, а три епархии. Помимо саратовской (которая по-прежнему под началом владыки Лонгина) образованы ещё две – балашовская и покровская. Предложения по их территориальному наполнению дал новый митрополит Лонгин. Принцип – удобство управления, окормления новым архиереем, некая самодостаточность территорий, наличие большого кафедрального города и большая удалённость от Саратова.

Впокровской епархии будет два кафедральных центра – в Энгельсе и Пугачёве. Сюда примкнули Александрово-Гайский, Балаковский, Дергачёвский, Духовницкий, Ершовский, Ивантеевский, Краснокутский, Краснопартизанский, Марксовский, Новоузенский, Озинский, Перелюбский, Питерский, Пугачёвский, Ровенский, Советский, Фёдоровский и Энгельсский районы.

Вероятный кандидат в епископы – настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков). Вместе с Лонгином игумен Пахомий приехал когда-то в Саратов и все эти годы был верным помощником владыки. «Отец Пахомий – зрелый человек, хорошо представляющий себе церковную жизнь, и у него есть своё видение епархиальной жизни», – характеризовал соратника Лонгин. – Я очень рад, что Священный синод по моей рекомендации избрал его на этот пост».

Балашовская епархия вобрала в себя Аркадакский, Балашовский, Екатериновский, Калининский, Красноармейский, Лысогорский, Романовский, Ртищевский, Самойловский и Турковский районы.

Епископом балашовским и ртищевским будет клирик саратовской епархии игумен Тарасий (Владимиров). Он, в отличие от приезжего Пахомия, служил в Саратове ещё при архиепископе саратовском и вольском Александре. Тарасий долгое время был экономом саратовской епархии, настоятелем храма Рождества Христова (недалеко от железнодорожного вокзала). Как известно, в годы советской власти в этом храме был открыт кожно-венерологический диспансер. Благодаря заботам и трудам отца Тарасия сегодня храм преобразился. На счету этого священника и построенный с нуля, на пустыре, храм в честь Сретения Господня на улице Буровой.

Митрополит Лонгин отзывается о Тарасии как о крепком хозяйственнике, у которого есть все шансы стать хорошим архиереем на вверенной ему территории. В ближайшее время состоится возведение обоих кандидатов в сан епископов.

Разделяй и в веру обращай

На новых епископов Лонгин возлагает большие надежды. «Епископ – это надзиратель. Он в большей степени, чем любой священник, отвечает за порядок в церкви. Я очень надеюсь, что эти изменения будут прочувствованы и обычными людьми. Ведь иногда бывает так, что, приходя в церковь, человек встречает там не то, что хотел и должен был там встретить. Это – результат некой запущенности, отдалённости от епархиального центра. Сейчас это будет преодолено».

Церковные служители считают, что создание митрополии приблизит церковных служителей к людям, к реальной жизни. А потребность эта у людей так велика, что церковь не успевает её полностью удовлетворить, говорит Лонгин. Люди в сёлах хотят открыть храм, собирают сходки, обращаются в епархиальное управление, пишут письма. «У нас порой не хватает людей, чтобы ответить на все обращения. Надеюсь, что сейчас будет несколько легче это делать!» – сказал митрополит.

Продолжится и работа по линии православного просвещения населения. Лонгин не скрывает, что одна из целей образования митрополии – увеличение не только количества приходов, но и воскресных школ, православных гимназий, других форм обучения и работы с детьми из верующих семей.

В некоторых школах области и Саратова сейчас ведётся преподавание основ православной культуры, где-то – с 5-го по 11-й классы, где-то (в рамках общероссийского эксперимента) – только в 4-м классе. Лонгин особо отметил, что везде этот предмет преподаётся с согласия родителей и «ничего, кроме положительных результатов, не может принести». Кстати, с весны 2012 года во всех школах страны будет введён многомодульный предмет «Основы традиционной культуры и светской этики», в котором можно будет выбрать и предмет «Основы православной культуры».

Что же касается духовных учебных заведений (в Саратовской области сейчас открыты семинария и две православные гимназии – в Саратове и Хвалынске), то в ближайшее время появятся ещё две гимназии – в Петровске и Энгельсе. По словам Лонгина, роль саратовской семинарии станет более значительной – там будут готовить кадры для трёх новообразованных епархий области.

Всё по закону

Образование митрополии в области будет способствовать строительству новых церквей. Митрополит Лонгин считает, что Саратов остро нуждается в большем количестве храмов, нежели есть сейчас. До революции в Саратове, территория которого была гораздо меньше, существовало 45 храмов, сегодня только 36 приходов. «Мы можем рассчитывать на пустыри или какие-то скверы». И поспешил добавить, что «мы обращались с зелёными насаждениями максимально аккуратно». А если и приходилось срубать два-три, максимум пять деревьев, то впоследствии высаживалось их гораздо больше.

Вообще, Лонгин считает, что нападки на церковь, которая якобы отжимает городские земли, – чей-то заказ, «предвыборные вещи». «Есть люди, которые ставят борьбу с церковью во что бы то ни стало. Это – лукавство!» Митрополит удивляется: когда на окраине посёлка Солнечный до кольцевой автодороги вырубили огромную дубовую рощу, об этом не закричал ни один защитник природы, не написала ни одна газета. Но стоит заикнуться о трёх деревьях, которые, может быть, вырубят под храм, это вызывает гигантское возмущение.

Священнослужитель объяснил и свою позицию относительно бывшего церковного имущества. Известно, что в последние годы церковь активно возвращает под своё начало принадлежащие её до революции здания. В Саратове это здание семинарии на улице Радищева, корпус на улице Мичурина (в советское время принадлежал пединституту) и др. Сейчас идут разговоры о военном госпитале, раньше там было духовное училище и церковь во имя святителя Григория Богослова.

«Ни в коей мере саратовскую епархию это не интересует, пока там располагается госпиталь. Но когда мы узнали, что военный госпиталь закрывается – министерство обороны хочет его продать, – тогда и заявили свои права. Закон даёт церкви такое право».

По словам Лонгина, точно так же, лишь после расформирования института химической защиты, церковь заявила свои права и вернула себе территорию бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Митрополиту пока не до грибов

Журналисты, не так часто имеющие возможность напрямую пообщаться с главой саратовской епархии, попытались сравнить светские порядки и церковные и спросили: «Означает ли создание митрополии увеличение церковных бюрократических структур и увеличение церковных функционеров?» Лонгин отвечал, что если откинуть суть церковной жизни, а иметь в виду только структуру, то ответ будет «да». «С вашей точки зрения, и я, и любой священнослужитель – функционер, – сказал Лонгин. – Но если помнить, что основная функция церкви – спасение людей, то…»

Впрочем, митрополит не стал лукавить, что увеличение церковной структуры «до некоторой степени произойдёт». Но – минимально. Предполагается, что все структуры, которые существуют сегодня в саратовской епархии, автоматически станут структурами митрополии и будут выполнять увеличивающиеся задачи.

Насчёт свободного времени, которое может появиться у митрополита после реформирования, Лонгин просил не обольщаться: «Больших перемен в своей жизни не ожидаю!» Нагрузка может и увеличиться. Лонгин собирается уделять больше внимания возглавляемой им епархии саратовской и вольской, входящим в неё районам. Кроме того, в его обязанности входит наблюдение за церковной жизнью в двух других епархиях. На церковном языке это называется «преподавать братские советы».

Считается, что в привычном смысле слова свободного времени у священников и не бывает. Правда, митрополит Лонгин сказал, что любит собирать грибы, но за последние два года в лес ни разу не выбрался. Пошутил: «Если удастся в будущем году, считайте, что у меня появилось больше свободного времени».

***

В Саратовской области с населением свыше двух с половиной миллионов человек насчитывается более 250 храмов, три мужских и три женских монастыря. Количество православных приходов за последние семь лет выросло более чем в три раза.