Дворец детства
Саратовский дом пионеров был открыт 17 января 1934 года по решению первой краевой партийной конференции. Первые три года он располагался в небольшом двухэтажном доме на улице Сакко и Ванцетти, 36. А потом переехал по нынешнему адресу – Театральная, 13.
Драмкружок, кружок по фото…
«Когда я попал во дворец, глаза-то у меня разгорелись! Хотелось ходить во все кружки, и я многие перепробовал: фотокружок, радиотехнический, природоведческий», – вспоминает 75-летний Владислав Васильевич Юрлов. Шёл последний год Великой Отечественной войны, 1944-й, когда восьмилетний Владик Юрлов в первый раз открыл тяжёлую старинную дверь Саратовского дворца пионеров. Мама растила сына одна, и чтобы он не слонялся по улицам, решила отдать его в кружок рисования. В комнате, где занимались ребята, на стене висело чучело орла. Его Владик и рисовал на первом занятии.
Мы беседуем в музее дворца пионеров, и Владислав Васильевич с удовольствием показывает себя, мальчика в пионерском галстуке, на чёрно-белых фотографиях. Вот он что-то мастерит, а вот держит на руках настоящего лисёнка.
«Я помню, что лисёнка звали Мальчик. Он так привык ко мне, что я выходил с ним погулять на проспект и носил на шее, как воротник. Ещё в живом уголке жили мыши, крысы, кролики, сурок, ворона, ежи, рыбки, куры. Куры наши неслись, и яйца мы несли продавать на Верхний базар (на нынешней улице Кутякова). Потом ехали на мясокомбинат и на вырученные деньги покупали требуху – корм для остальных животных. Мы – ребята – сами ухаживали за ними, кормили, чистили их домики. Изучали повадки. Как-то стали пропадать яйца, и мне удалось выследить, что воришками оказались несколько мышей и ворона».
В конце концов 14-летний Владик Юрлов стал обладателем удостоверения инструктора по кролиководству, в котором было написано, что в 1950 году в кружке зоологов он «прослушал курс кролиководства и выполнил все практические работы над кроликами».
Во дворце пионеров Юрлов научился и радиотехническому делу. Преподаватель кружка Виктор Казанцев учил мальчишек мастерить простейшие радиоприёмники из подручных материалов – из стеклянной банки, провода, комочков серы, опилок. В 50-е годы в магазинчике на улице Яблочкова находился отдел радиотоваров, и продавец отлично знал всех мальчишек из дворца пионеров, специально припасал для них нужные детали.
Занимаясь в фотокружке, Владик Юрлов научился делать фотографии. Тем, у кого были хорошие фотоаппараты, во дворце бесплатно выдавали плёнку. Начинающих фотокоров вывозили за город на натуру. А ещё мальчишке на всю жизнь врезалось в память, как кружковцев возили на экскурсии по Волге и он с теплохода видел разрушенный Сталинград.
Оказалось, что дворец пионеров помог Юрлову выбрать профессию. Сначала он хотел поступать в радиотехническое училище, но не прошёл по здоровью. И в итоге выбрал другое дело по душе – возиться с ребятнёй, преподавать. Окончил педагогический институт. Работал учителем труда в школе и уже пятнадцать лет преподаёт радиотехнику на городской станции юных техников.
Отдавая долги
Владислав Васильевич помнит и ставшего знаменитым артистом, а тогда обычного кружковца и своего ровесника Олега Табакова. Лёлик даже учился с ним в одной школе, № 18, в параллельных классах. В послевоенном детстве Табаков ничем особенным ВладикуЮрлову не запомнился – мальчишка как мальчишка. Табаков занимался во дворце пионеров всего-то года три, с 1950-го по 1953-й, но до сих пор Олег Павлович вспоминает их с придыханием – как один из самых ярких моментов своей такой богатой событиями жизни.
Во время недавнего визита в Саратов на фестиваль «Саратовские страдания» художественного руководителя московского МХТ имени А. П. Чехова, народного артиста СССР Табакова журналисты попросили его вспомнить, где он «тусовался» в Саратове в молодости. И тот нежно и как-то печально начал рассказывать, как провожал по вечерам после занятий в театральном кружке девочку, живущую на улице Большая Горная. Далеко было возвращаться домой, но в душе порхали бабочки.
Бывая в Саратове, Олег Павлович всегда заглядывает в свой дворец. Несколько лет он выбивал миллионы рублей для ремонта аварийного здания, и вот ремонт на стадии завершения. Табаков подарил своей альма-матер 300 современных кресел, суперсовременное световое оборудование для сцены. Дворец пионеров когда-то вложил в меня, а теперь моя очередь отдавать долги, часто повторяет даритель.
Кто знает, стал бы Табаков актёром, если б не дом на Театральной, 13! Родители видели сына врачом. Вообще-то, во дворец пионеров Олег ходил ради шахматного кружка, но в соседнем кружке, через стенку, ставили очередную пьесу, мальчиков не хватало. Бросили клич, среди многих позвали и Лёлика Табакова. Попросили произнести лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и приняли.
Они называли её Натали
Табаков часто называет руководителя театрального кружка, а потом театра «Молодая гвардия» Наталью Иосифовну Сухостав своей крёстной мамой в актёрской профессии. То же самое могут сказать около 170 человек, которые после занятий в кружке решили выбрать актёрскую стезю и разлетелись по театрам и киностудиям страны.
В жизни этой женщины было много событий, от которых обычный человек мог прийти в отчаяние. Но Наталья Сухостав не была обычным человеком. Она родилась в 1909 году в семье известного врача, профессора Иосифа Карловича Сухостав. Все думали, что Наташа тоже пойдёт в медицину, но девочка оказалась с явными художественными задатками. Любила рисовать, мечтала стать балериной, ей приглашали на дом учителя по танцам. Поступила в театральную студию при театре имени Карла Маркса, где актёрское мастерство преподавал знаменитый Иван Слонов и его соратники.
Благодаря внешности – высокая, стройная, с красивыми волосами, вьющимися от природы – Наталья незаменима была в пьесах, насыщенных модными танцами: чарльстон, фокстрот, танго. Потом поступила в саратовский ТЮЗ. В 1934 году она вышла замуж за красавца-мужчину, следователя по особо важным делам саратовской прокуратуры Виктора Томашайтиса. А через четыре года его репрессировали и расстреляли. В то же время арестовали и отца Натальи Сухостав. Её, родственницу репрессированных, уволили из ТЮЗа и из дворца пионеров, куда она только-только устроилась. Оставшись без средств к существованию, не впала в отчаяние, устроилась вести театральный кружок в детском доме (он находился недалеко от Троицкого собора) и работала там в военные годы.
Наступал 1944 год, из дворца пионеров вот-вот должны были вывезти военный госпиталь, который там временно располагался, и директор Мария Попова решает устроить для саратовских детей радость – новогоднюю ёлку. Она обратилась к Сухостав. Та, наступив на горло всем обидам, за два дня написала пьесу. Сама пошла по школам, отбирала способных ребят (так она делала потом всегда) и поставила новогодний спектакль. И до 1985 года она и Саратовский дворец пионеров были неразлучны.
Очевидцы и специалисты говорят, что спектакли Натальи Сухостав ничуть не уступали в профессионализме тюзовским постановкам. Зрителей всегда был полон зал, заявки из школ присылали загодя. С той первой ёлки 1944 года Наталья Иосифовна вела подробные записи – какой спектакль, когда и сколько раз играли, кто играл, участвовал и т. д. В этих тетрадях упомянуто 697 детских имён и фамилий, 174 постановки. Ученики между собой называли её Натали. И говорили, что она была очень строгая, требовательная, но справедливая.
Замуж Натали больше не вышла, детей не родила. Сразу после расстрела мужа она перебралась в его маленькую комнату в коммуналке и в память о супруге прожила там всю жизнь. Не захотела менять «его территорию» на удобства. Говорят, у них с Виктором Томашайтисом была такая любовь, что не снилась Ромео и Джульетте. Саратовская Джульетта долго и методично ходила по инстанциям, добиваясь, чтобы с Томашайтиса сняли обвинения. Получала отказ за отказом, но в 1956 году своего добилась.
И как потом написал один из её воспитанников, она растила из них новую элиту взамен выкошенной репрессиями. А сотни имён в её тетрадях – и есть их с мужем дети. Недавно бывшие ученики собрали денег (львиную долю внёс Табаков) и установили памятник на могиле учительницы на Елшанском кладбище. На чёрной вертикальной плите маленькая приписка: «От её детей».
Хороший Азазель
Вообще, из дверей Саратовского дворца пионеров вышло множество знаменитостей в самых различных областях. По аналогии с известным «Азазелем» писателя Акунина (тайное общество, воспитывающее из детей злых гениев) саратовский «азазель» противоположенного заряда – положительного.
В разные времена на Театральную, 13, приходили заниматься будущие актёры Владимир Конкин, Григорий Цинман, Елена Вовненко, Генрих Ротман, хореограф Борис Брегвадзе, гроссмейстер международного класса Николай Крогиус, биолог, директор саратовского ботанического сада Инна Миловидова, художник Василий Фомичёв, скульптор Юрий Динес и ещё многие и многие спортсмены, учёные, художники и просто хорошие люди. Им дворец помог выбрать профессию, научил трудиться и дружить.
Сейчас дом пионеров называется дворцом творчества детей и молодёжи (ДТДиМ). Здесь занимается более трёх тысяч детей в возрасте от трёх до 18 лет. В 2011 году дворец перешёл в статус автономного учреждения – учится зарабатывать сам и самостоятельно строит свою работу. Спектр кружков огромен: танцы, восточные единоборства, шахматы и шашки, пантомима, игра на музыкальных инструментах, иностранные языки, археологические раскопки, компьютерные курсы, театр детской моды, дизайнерский центр и т. д. Живёт и здравствует театр «Молодая гвардия», которым с 1995 года руководит Александр Новохатский.
Сохранён и 51-й год (!) работает кружок-долгожитель – ансамбль саратовских гармоник «Колокольчик». Его организатором и бессменным руководителем на протяжении почти сорока лет был Станислав Николаевич Попов, а сейчас эстафету перенял Сергей Самусенко. Этот коллектив был многократным победителем международных, всесоюзных, всероссийских фестивалей народного творчества. Но сейчас за «Колокольчик» у руководства дворца болит душа – учиться играть на гармонике хотят немногие. А ведь этот ансамбль – один из тех редких островков, где ещё сохраняется исчезающее явление – саратовская гармошка, искусство игры на ней.
Десятилетиями здесь работают педагоги (всего их более 80), среди них доктора и кандидаты наук, заслуженные учителя России и тренеры, просто талантливые студенты, художники, музыканты, сотрудники музеев и даже инженеры заводов. Последние двадцать шесть лет дворец возглавляет заслуженный учитель РФ Ирина Иванцова.
Весной этого года в Саратов со съёмочной группой приезжала воспитанница Саратовского дворца пионеров актриса Галина Яцкина. Когда-то, разглядев в девочке большой талант, Наталья Сухостав убедила её ехать в Москву. Несмотря на перенесённое в детстве тяжёлое заболевание и хромоту, Галя с первого раза поступила в Щукинское училище, выдержав огромный конкурс – 400 человек на место. Прославилась ролями в фильмах «Женщины», «Уроки французского», «Слово для защиты».
Яцкина решила снять фильм о своей учительнице, о дворце. В съёмках принимали участие нынешние кружковцы, а роль Натальи Сухостав сыграла молодая актриса Саратовского театра драмы Зоя Юдина, которая оказалась поразительно похожа на Натали в молодости. Монтаж фильма на стадии завершения, и премьеру Галина Яцкина обещала устроить в Саратове, в родном дворце пионеров.
«Газета недели в Саратове» благодарит руководителя Дворца творчества детей и молодёжи Ирину Иванцову и директора музея ДТДиМ Жанну Игонину за помощь в подготовке материала