Заправь авто ассигнациями

Оценить
Цены на горючее непрерывно идут ввысь, но ездить-то надо

С начала года цена автомобильного топлива увеличилась на 13 процентов. Ничего нового в этом нет. На протяжении последних лет цены на бензин идут только вверх. И привыкаем мы к этому довольно легко. Ещё зимой литр бензина за тридцать рублей казался крайней точкой, после которой население откажется от пользования автомобилем. А сегодня во многих регионах давно уже перешагнули эту планку. В стране проводились акции протеста против повышения цен на горючее, но массовой поддержки среди автомобилистов они не получили. Меньше ездить россияне не стали. Не пересели автомобилисты и на общественный транспорт.
«Газета недели» пытается выяснить, почему наша область не входит в список регионов, где реализуют самый дешёвый бензин.

Самые дорогие

Мы рассматривали цены самых популярных видов топлива – АИ-92, АИ-95 и ДТ. Их используют для работы двигателей отечественных автомобилей и иномарок. АИ-95 отличается от «девяносто второго» экономичной работой двигателя до десяти процентов. Многие автомобилисты в последнее время стали заявлять, что особой разницы между этими бензинами на наших заправках уже нет. Тот же АИ-92, только с повышающими октановое число присадками.

Взяв последние данные федеральной службы государственной статистики, выделяем субъекты Федерации с самым дорогим и самым дешёвым автомобильным топливом. Средняя российская цена за литр АИ-92 составляет 26,2 рубля, АИ-95 – 28,14 рубля. Дизельное топливо стоит 25 рублей за литр.

Дороже всего обходится горючее водителям таких отдалённых краёв, как Чукотка, Камчатка и Якутия. Отдалённость их от основных мест добычи нефти и отсутствие нефтеперерабатывающих заводов диктуют свои условия. То, что в Чукотском автономном округе цены на 14 рублей выше средних по стране, объясняется также тем, что завоз горючего осуществляется через море только во время арктической навигации с июля по октябрь. Всего на Чукотку поставляется около 8 тысяч тонн бензина разных марок и 116 тысяч тонн дизельного топлива.

В пятёрку регионов с самым дорогим автомобильным топливом вошла и Магаданская область. На Колыме литр бензина дешевле на 10 рублей. Отчасти это связано с наличием в области небольшого нефтеперерабатывающего завода.

Не отстают от дальневосточников Чечня и Дагестан. В нефтедобывающих северокавказских республиках литр АИ-92 отпускают по 28 рублей, а «девяносто пятого» – по 30 рублей. Больших мощностей по производству бензина в регионах нет, а строительство крупного НПЗ остаётся лишь на бумагах. Поэтому цена за литр бензина в двух республиках одна из самых высоких.

Самые дешёвые

Список субъектов с самыми низкими ценами на автомобильное топливо возглавляют три сибирских региона. В Алтайском крае, Кемеровской и Омской областях разница в цене со средними российскими показателями составляет около трёх рублей. Во всех этих регионах бензин реализуется государственной компанией «Газпром-нефть» и поставляется с крупнейшего в мире Омского нефтеперерабатывающего завода. Он также входит в активы госкомпании. Мощности сибирского НПЗ позволяют перерабатывать до 20 миллионов тонн нефти в год.

Помимо газпромовских заправок, нефтеперерабатывающий завод снабжает горючим частные омские АЗС. В наш список субъектов с самыми низкими ценами на автомобильное топливо можно добавить Томскую и Новосибирскую области. Географическая близость регионов к крупнейшему НПЗ позволяет им держать уровень цен на бензин достаточно низким. В Свердловской и Брянской областях реализацией бензина занимается другая госкомпания – Роснефть.

Третий не лишний

В Татарстане есть два НПЗ, строится третий. Имеющиеся нефтеперерабатывающие заводы республики способны ежегодно переработать до 15 миллионов тонн нефти. С появлением завода в Нижнекамске показатели в Татарстане увеличатся до 26 миллионов тонн в год. Но мощный комплекс переработки не позволяет вписать республику в число субъектов с самыми низкими ценами на топливо. Стоимость литра татарстанского бензина ничем не отличается от средней по стране. Единственное объяснение стоит искать в Татнефти – компании-монополисте на республиканском рынке, поставляющем нефть на местные НПЗ.

Бензиновое единовластие в соседнем Башкоротостане держит Башнефть. Ей принадлежит три НПЗ, а общая мощность переработки нефти составляет до 24 миллионов тонн в год. Цены в Башкирии на основные виды автомобильного топлива ниже средних российских на 50 копеек за литр.

Самые средние

В нашей Саратовской области цены на автомобильное топливо не отличаются от средних показателей по стране. Литр АИ-92 – около 26 рублей. «Девяносто пятый» отпускается на местных АЗС по 28,3 рубля. Солярка стоит 24,3 рубля за литр.

Из крупных российских нефтяных компаний на саратовском рынке присутствуют две вертикально интегрированные – Лукойл и ТНК-ВР. В регионе действует 279 АЗС. 39 «лукойловских» и 90 «тээнкашных» АЗС составляют всего 46 процентов от общего числа областных автозаправок. Конкуренцию по цене и качеству бензина в Саратове и Энгельсе им составляют 8 автозаправочных комплексов Торэко, реализующих башкирский бензин.

В области функционирует единственный Саратовский НПЗ. Принадлежит он ТНК, но производит бензин не только для фирменных заправок, горючее поставляется также на АЗС частных компаний. Мелкие фирмы владеют в регионе четвертью всех АЗС. Мощность нефтепереработки саратовским НПЗ не превышает семи миллионов тонн в год. Чуть больше показатели у Волгоградского НПЗ, поставляющего бензин и «солярку» на «лукойловские» заправки.

Взглянув на саратовский бензиновый рынок, невольно приходишь к печальному выводу. В регионе бензин реализуют две частные нефтяные компании. Несмотря на функционирующий (хоть и не в полную мощность) НПЗ и поставку топлива из соседнего региона, горючее на областных АЗС не дешевеет. При этом эксперты уверены, что приход в регион Газпром-нефти и Роснефти смог бы повлиять на снижение стоимости бензина и солярки. Но увидеть даже через пару лет станции с известными брендами кажется невероятным простым автомобилистам. «Регион для таких компаний представляется инвестиционно непривлекательным», – подчеркнул один из наших экспертов.

«От автомобиля не откажемся»

Автомобилист Евгений тратит на заправку своей подержанной иномарки пятьсот рублей в день. У него небольшой строительный бизнес. Объекты раскиданы в разных районах Саратова и его окрестностях. В день предприниматель проезжает не меньше 120 километров. «Раньше на 500 рублей заливал двадцать литров «девяносто пятого», сейчас около 17», – подмечает автомобилист существенное изменение. Евгений говорит, что пока заправлять машину на 500 рублей для него не критично. Но не исключает, что в меняющихся условиях этой суммы будет явно не хватать. «Цены всё повышают и повышают, а народ всё равно терпеть будет», – сожалеет Евгений о неготовности населения массово выразить свой протест. Сам он готов покупать бензин и по 40 рублей. Возможно, в этом случае придётся ограничить поездки по городу в личных целях.

«Пенсионеры станут меньше ездить из-за подорожания бензина», – говорит автомобилист Михаил. Он работает в крупной фирме, часто вынужден ездить по районам области. «В месяц заправляю в автомобиль до пятисот литров АИ-92. Трачу на бензин до 12 тысяч рублей», – озвучивает он свои расходы. Выясняем, что обслуживание автомобиля забирает у Михаила практически треть зарплаты.

Владелец отечественного автомобиля Сергей раскошеливается на бензин до 10 тысяч рублей в месяц. Несмотря на небольшой расход топлива своей машины, при дальнейшем увеличении цены на бензин совсем отказаться от автомобиля и пересесть на общественный транспорт он даже и не думает. «Всё равно люди будут ездить и заправлять столько, сколько им нужно», – не видит автомобилист возможных причин пересмотреть свою точку зрения.

Его не поддерживает бюджетный работник Алексей, который ездит на малолитражной иномарке. Он работает и живёт в центре, а утренним заторам предпочитает прогулку пешком или поездку на трамвае. Тратит на бензин до трёх тысяч рублей. «Раньше на тысячу рублей заправлял полный бак, сейчас уже не могу позволить себе такую роскошь», – замечает Алексей.

Но все опрошенные мной автомобилисты в один голос заявляли, что с повышением цен на бензин и солярку количество машин на заправках пока не уменьшается. Более того, они стали замечать появление новых АЗС по городу и области.

***

С 1 октября 2011 года введена новая система расчёта экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Стоит ли ожидать связанного с этим роста оптовых цен на бензин? С таким вопросом «Газета недели» обратилась к министру промышленности и энергетики Саратовской области Сергею Лисовскому.

Сергей Лисовский:

ЦЕНЫ НА БЕНЗИН ЗАВИСЯТ ОТ ЦЕЛОГО РЯДА ФАКТОРОВ

– Размер пошлины на нефть рассчитывается по очень сложной формуле, в которой учитывается текущая цена на черное золото и её прогнозная стоимость. Правительство вычисляет разницу между ними, а потом отнимает определённый процент. Раньше пошлина на сырую нефть составляла 65 процентов. Согласно новому режиму она составляет уже 60 процентов.

Пошлины на светлые и тёмные нефтепродукты рассчитывают, исходя из размера пошлины на сырую нефть. Согласно новому постановлению правительства, теперь они составляют 66 процентов от неё. Кроме того, частью нового налогового режима стала и повышенная экспортная пошлина на бензин, которая с 1 мая была установлена на уровне 90 процентов от ставки пошлины на нефть. Сохранение повышенной пошлины на бензин является условием эффективности данного налогового режима при существующих высоких ценах на нефть. Таким образом, снижение экспортной пошлины на нефть, выравнивание пошлин на светлые и тёмные нефтепродукты и сохранение заградительной пошлины на бензин, с одной стороны,стимулируют экспорт нефти, с другой стороны, делают менее выгодным вывоз из страны мазута и на неопределённо долгое время сохраняют заградительные пошлины на экспорт бензина.

Подчеркну, что эти решения являются сбалансированными, в том числе и для бюджета. Ведь при снижении пошлины на нефть с 65 до 60 процентов и при поднятии пошлины на тёмные нефтепродукты с 46,7 до 66 процентов получается примерно равновесная картина, когда по тёмным нефтепродуктам разница выходит примерно чуть выше 19 процентов, и она компенсирует выпадение доходов по сырой нефти.

Если говорить о модернизации нефтеперерабатывающих заводов, то согласно генеральной схеме развития нефтяной отрасли России до 2020 года практически все нефтяные компании запланировали масштабные проекты. Не думаю, что данное нововведение существенным образом повлияет на эти планы. В свою очередь Саратовский НПЗ и в 2012 году продолжит модернизацию, независимо от размера пошлин. В целом программа реконструкции и модернизации СНПЗ рассчитана до 2015 года.

По поводу цен на бензин ещё раз подчеркну, что они зависят не только от размера пошлин, но и от налоговой политики, инфляции и ещё ряда факторов.