Здесь будет мегаполис-сад
Наконец-то! Кто бы сомневался! Ну не смог экс-губернатор Дмитрий Аяцков, натура широкая и артистичная, долго оставаться в тени ректорского кресла. Недавно назначенный ректор ПАГСа Аяцков снова взялся за старое: строит фантастические планы, мечтает творить историю и жаждет глобальных преобразований. Пока – в рамках Саратова. ДФ хочет жить и мегаполисе с названием Саратов и не видит к этому никаких препятствий. Дело за малым – переформатировать областной центр.
Вопрос назрел и перезрел
Насколько сильно соскучились по главному ньюсмейкеру ДФ саратовские журналисты, было видно по тому, как отзывчиво пишущая и снимающая братия примчалась на этот круглый стол. Маленький пресс-центр газеты «Коммерсантъ» с большим трудом вместил всех желающих. Сидящий во главе стола Дмитрий Фёдорович лучезарно улыбался, оглядывая знакомые лица. Создавалось полное дежавю: сколько лет подряд ДФ вот так же по-хозяйски, будучи главой региона, озадачивал своих подчинённых какой-нибудь фантастической идеей. Изумлял, возмущал, будоражил.
В этот раз, наплевав на условности (всего-то два месяца назад стал ректором), он всерьёз доказывал, что Саратову давно пора расширить свои границы. Не менее чем в пять раз. За счёт присоединения Саратовского района. Так, чтобы в черте города оказался будущий аэропорт, а значит, Сабуровка, а также Клещёвка, Сторожёвка, Курдюм, Красный Октябрь, Березина Речка, Александровка. Автоматически на городской земле окажутся железная дорога и подземные хранилища газа, что, по замыслу автора, пополнит городскую казну и откроет новые источники тепла.
С помощью расширения городских границ Аяцков предлагает легко решить и жилищную проблему. В пригородном районе много дач и данных участков. Неэффективно используются эти летние домики, сказал ДФ. Если провести туда газ, электричество, коммуникации, то «летние превратились бы в зимние домики, и мы миллионов на 20 (жителей? рублей? квадратных метров? –Прим. ред.) могли бы увеличить жильё для саратовцев».
Дальше – больше. Аяцков предлагает вывезти из центра города промышленные предприятия Ленинского, Заводского районов. И на их месте построить те, которые «приведут» инвесторы. В Сабуровке оратор мыслит возвести многофункциональный порт с грузовыми терминалами. Создать серьёзную индустрию по переработке мусора. В общем, пятикратное увеличение территорий даст Саратову сильный толчок (или пинок?) для развития, считает Аяцков.
Не замахнуться ли нам на миллионы?
Идея Аяцкова сделать из Саратова мегаполис по душе депутатам областной думы Михаилу Исаеву и Павлу Большеданову, а также городскому думцу Виктору Маркову. Правда, Марков предвидит трудность в том, чтобы уговорить руководство соседних муниципальных районов влиться в областной центр. Но если что, можно и добровольно-принудительные меры применить. А уж Саратову от такого пополнения только выгода – он получит новые земли для развития, строительства. «А то весь центр изуродовали точечными застройками! Строим элитное жильё без парковок, без зелёных зон, без детских площадок».
Депутат размечтался, что в новом формате Саратов сможет рассчитывать на лучшее финансирование из федерального центра. Мол, известно, что городам-милионникам в первую очередь и в большем объёме выделяют средства на ремонт внутридворовых территорий, дорог и т. п. Даже на метро можно рассчитывать – гипотетически. И вообще, проблемы крупных городов – виднее, их в Москве рассматривают в первую очередь, звучали соображения с мест.
Радостно откликнулись на мечты пожить в мегаполисе и представители саратовской бизнес-элиты. Генеральный директор ООО «Девон-альянс» Анатолий Мамедов, чья фирма занимается логистикой и обслуживает табачную фабрику, обеими руками за расширение границ Саратова.
Сейчас предприятие Мамедова располагается в Саратовском районе, где все земли там «используются нерационально, засеяны бахчевыми и кукурузой». Этой землёй некомпетентно и спекулятивно распоряжаются власти Саратовского района, жаловался предприниматель. «Нам ничего не дают делать. Району это не надо!» Он надеется, что, когда земли станут городскими, это будет совсем другой статус, и власти областного центра распорядятся землёй разумнее. Мол, если у большой территории будет один хозяин, то это перспективнее для решения вопросов. А когда возведут аэропорт да построят постоянный порт, плюс железная дорога в черте города – бизнес-привлекательность Саратова резко возрастёт. В общем, бизнесмены хотят работать в мегаполисе: это престижнее и выгоднее.
Президент торгово-промышленной палаты Саратовской области Максим Фатеев считает, что не нужно стесняться и пусть и волюнтаристски, волевым решением, но присоединять сельские территории к Саратову. «На то она и власть, должна на себя брать ответственность!» А ещё Фатеев предвидит в ближайшее время в Саратове такие же, как в Москве, автомобильные пробки и очень рассчитывает избежать их за счёт расширения границ.
Не надо иллюзий
«Каким образом расширение границ города избавит город от пробок, если не строить развязки? – не захотела вливаться в общий оптимистичный хор доцент кафедры архитектуры СГТУ Лариса Тарасова. – Надо быть честными! Если это нужно для улучшения инвестиционного климата – это одно». А вот улучшить жизнь города таким путём нельзя, это утопия, уверят Лариса Тарасова.
Например, дачи, за счёт которых Аяцков мечтает решить жилищный вопрос, так тесно соседствуют друг с другом, что придётся делать перепланировку дачных посёлков. А это породит кучу административных проблем, не связанных с расширением границ, предупреждает архитектор. По словам Тарасовой, реальнее воплотить в жизнь и развивать так называемую пригородную зону. Ограничить её окружной дорогой, придать пригородной зоне статус Большого Саратова (ведь есть же Большой Париж, Большой Сочи и т. п.). Одно другому не мешает, был ей ответ.
Решать проблемы в пределах существующей кольцевой дороги призывает и ректор СГТУ Игорь Плеве. «Там достаточно площадей для развития бизнеса, для переноса туда предприятий… Хотя они там или будут банкротиться, или будут «убиты». Не верит Игорь Рудольфович и в то, что на новых территориях города начнут быстро строить новое жильё, прокладывать коммуникации. Надо заниматься центром города, считает коллега-ректор, развивать инфраструктуру там, а не мечтать о кренделях небесных. Саратов и в нынешних границах застроен всего на треть, остальное пустота.
Плеве призывает отключить эмоции и научно просчитать целесообразность расширения границ Саратова – сколько требуется жилплощади и какого уровня. В Саратове проживает 830 тысяч человек, и за счёт присоединения сельских территорий большого прироста жителей не будет. А прежде чем вкладываться в расширение границ города, нужно спрогнозировать инвестиционную привлекательность и отдачу вложений лет на 15 вперёд.
Расшевелить и припугнуть!
Дмитрий Аяцков отнюдь не смутился и отвечал, что он предложил всего лишь концепцию, стратегическую возможность. Пояснил, что думает не на 15 лет вперёд, а на 100 и даже 200. Поэтому окружной дорогой ограничиваться недальновидно. «Давайте думать по-взрослому!»
«Для кого и из кого вы хотите создать этот мегаполис?» – вдруг спросил проректор ПАГС Олег Фомин. – Мегаполис – это не 900 тысяч населения, это несколько миллионов человек, объединённых экономическими зонами, жильём, связями. Если бы вдоль Волги в один конгломерат объединились Энгельс, Маркс, Балаково, тогда ещё может быть… Но где в Саратове взять людей для мегаполиса? Мужики уезжают из наших сёл в Сибирь, в Москву, в Самару. В Саратов не едут – здесь нет работы. Кто из 2,7 миллиона жителей области будет создавать этот мегаполис? Тут губернатор должен рогом рыть!»
«Вот и надо расшевелить улей на Московской, на Первомайской (адреса областного правительства и мэрии. – Прим. ред.) и припугнуть ту власть, которая засиделась в муниципальных районах, – подхватил Дмитрий Фёдорович. – Чтобы они знали, что решение всё равно будет! Придут новые люди, новые лидеры, молодые и амбициозные, и город вздохнёт полной грудью. Пойдут инвестиции, и будет в Саратове качественная среда обитания. Об этом нам говорят лидеры Народного фронта, партии, будущие президенты».
Четыре вместо шести, 12 вместо 39
Пожалуй, единственное предложение, у которого не нашлось противников, касалось внутреннего устройства Саратова. Аяцков предлагает вместо нынешних шести районов сделать четыре округа. Кировский войдет в Волжский, Октябрьский сольётся с Фрунзенским, и получится один Центральный округ, Ленинский станет Северным, а Заводской – Южным. От старых названий надо избавляться, считает автор идеи.
Получив поддержку большинства присутствующих, Аяцков принялся планировать будущее города ещё детальнее. В четырёх вновь образованных районах-округах Саратова нужно возвести четыре школьных городка – образовательных центра. В нём будут школы, детские садики, дома для учителей и воспитателей, спортзалы и бассейны. Родители могли бы отдавать туда ребёнка на всю неделю, а в субботу забирать домой. Или, по желанию родителя, не забирать, рассуждал новоиспечённый ректор. Нечто похожее воплотили у себя китайцы.
Передел территорий Саратовом не ограничивался. ДФ не был бы ДФ, если б забыл про область. Он принёс с собой новую карту Саратовской области, на которой вместо привычных 39 (вместе с городом Саратовом) муниципальных образований и районов оказалось 12.
Например, инициатор предлагает объединить в «один куст» земли Вольска, Хвалынска, Балтая, Базарного Карабулака и Воскресенска, слепить вместе Ртищевский и Екатериновский районы. Таким же манером создать тройственный союз из Энгельса, Ровного и Степного, а Маркс породнить с Балаково и Духовницким и так далее.
По словам Аяцкова, он учёл трудовые ресурсы, валовой внутренний продукт, нагрузку. Цель – укрупнив район, укрепить низовое звено, хутор, деревню. Создать новую налогооблагаемую базу. «Если мы сегодня вместе с депутатами областной и городской дум не задумаемся, что своими руками уничтожаем основу основ, сельские поселения, не будет у нашей страны и области перспективы... Расширение границ города Саратова – это расширение возможностей впитать культуру обычаев тех поселений, которые войдут в его черту».
Предупреждая возможное несогласие селян делиться с отсталым Саратовом культурой и обычаями, Аяцков предложил сохранить для будущих горожан их сельские льготы. «Тогда мы могли бы спокойно провести референдум и передать свои предложения в Государственную думу, затвердить в Совете Федерации и подписать президентом страны соответствующие документы. Вопрос решаемый и он перезрел!»
Перезревший разговор оказался, похоже, бесплоден с точки зрения властного воплощения – ни областные, ни городские чиновники мероприятие вниманием не почтили и слова своего не сказали. Правда, представитель пресс-службы мэрии присутствовал.
Впрочем, ДФ большие надежды возлагает на СМИ, которые его идею растиражируют и заразят ею общество, а также на само общество. Будущий житель мегаполиса Аяцков надеется найти единомышленников в общественной палате. Её представитель Валентина Богданова обещала, что на заседании палаты не откажется порассуждать на тему «Саратов – мегаполис». «Шинчук (председатель общественной палаты области) пойдёт навстречу!» В общем, покойной жизни от ДФ городским властям ждать не приходится.
В самом конце разговора редактор журнала «Общественное мнение» Алексей Колобродов задал вопрос, который у всех присутствующих висел на языке: «Дмитрий Фёдорович, кто ж вам раньше-то мешал воплотить?..» ДФ бровью не повёл. Повторил ту же фразу, которую произнёс, уходя с поста губернатора. «Я сделал всё, что мог. Кто может лучше – пусть сделает лучше».
Что тут скажешь – Аяцков хоть мечтать умеет по-губернаторски!