«С языка бизнеса на доступный русский»
Пересмотреть назначение фонда микрокредитования субъектов малого бизнеса и фонда развития венчурных инвестиций было предложено на очередном заседании совета по развитию предпринимательства при правительстве области в минувшую пятницу. Решили также, что надо говорить с людьми на понятном языке.
Ведущий заседания первый заместитель министра экономического развития и торговли области Андрей Шеметов начал издалека вводить участников в курс событий: «Уже прошло обсуждение областной программы развития малого и среднего бизнеса, состоялся инновационный форум. Совет является логическим продолжением мероприятий, которые происходят в регионе».
Нефтеперерабатывающий мини-завод, профинансированный фондом содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, готов к открытию. А Биоконверс начнёт строительство двух биогазовых установок по переработке отходов птицефабрик уже в октябре. Сейчас он находится в стадии подготовки проектной документации. Всего с начала работы фонда было профинансировано два проекта на сумму 95 миллионов рублей. К слову сказать, в фонде должно быть почти в четыре раза больше денег.
Исполнительный директор фонда Александра Сытник пообещала, что уже в 2012 году будет создан региональный фонд посевных инвестиций. Основной задачей новой структуры станет финансирование проектов на стадии организации опытного образца и выпуска первоначальной партии. Инвестиционная стоимость проектов – от 3 до 15 миллионов рублей.
«Разговором опытного программиста с обычным человеком» назвал президент ассоциации предпринимателей Поволжья Алексей Расходчиков доклад исполнительного директора фонда Сытник. И предложил предоставить информацию в более доступной форме. «Иначе мы не получим широкого отклика, а лишь непонимание предпринимательской среды, о чем идёт речь», – заявил Расходчиков. На замечание бизнесмена Сытник ответила без лукавства: «Фонд работает не для предпринимателей, а для изобретателей. А они уже посвящены во все тонкости». Андрей Шеметов поспешил исправить ситуацию и «перевести язык бизнеса на доступный русский».
Выступление директора Фонда микрокредитования субъектов малого предпринимательства в Саратовской области Ирины Липухиной оказалось более понятным участникам совета. Ирина Ивановна рассказала, что из федеральной казны были выделены 60 миллионов, из областного бюджета в фонд передали 15 миллионов. И на эти деньги могут рассчитывать предприниматели. Займы до одного миллиона рублей выдаются на год. Процентная ставка составляет 10 процентов. «Программы работают для начинающих бизнесменов и уже действующего бизнеса, – подчеркнула Липухина. – Также разработана программа для сельхозпроизводителей».
С начала работы фонда микрокредитования было получено более 200 заявок. Выдано 127 займов на сумму 83,5 млн рублей, отказано в выдаче по 40 заявкам на 25 млн рублей. Средний размер выданного займа составил 650 тысяч рублей. 28 млн рублей из 83 приходится на производственную сферу. Чуть меньше государственной помощи предоставили торговле. Сфера услуг, транспорт и сельское хозяйство вместе получили 32 млн рублей. Среди основных проблем фонда микрокредитования Липухина назвала отсутствие представительств организации и агентских сетей в районах области. Директор фонда считает, что на эффективности работы фонда негативно сказывается отсутствие областной программы предоставления займов. «Сроки и условия займов прописаны федеральной программой. Изменить мы ничего не можем», – подчеркнула недоработку законодателей Ирина Липухина. Она считает, что выдавать кредиты мешает и наличие лимита по предоставлению займов торговле.
Негативно сказывается на деятельности фонда и конкуренция с Россельхозбанком. «В области этот государственный банк представлен практически в каждом районе. Зачем ездить в Саратов, если заёмщик может у себя в райцентре перейти дорогу, – говорит Ирина Ивановна. – Россельхозбанк держит хорошие ставки, иногда ниже наших».
«Нет смысла конкурировать с Россельхозбанком. Нужно занять свою нишу», – предложил выход из положения президент саратовской торгово-промышленной палаты Максим Фатеев. Идти, например, не в районные центры, а в отдалённые сёла искать клиентуру. По словам Фатеева, жители отдалённых сёл «боятся даже зайти в банк – видят его табличку и сразу уходят».
Пересмотреть назначение фонда предложил президент Клуба добросовестных предпринимателей Павел Михеев. «Фонд был востребован на пике кризиса, когда банки перестали кредитовать или заламывали ставки выше 24 процентов. Сейчас ситуация изменилась, ставки значительно снизились», – заявил Михеев. По мнению бизнесмена, фонду нет смысла конкурировать с банками. Ему необходимо стать реальной поддержкой для бизнеса в случае отказа предпринимателю в кредите. Или в случае поиска дополнительных средств на приобретение оборудования при уже имеющемся кредите. Бизнесмен предложил использовать площадку общественных организаций для продвижения программ фонда. «В рамках Народного фронта мы посещаем районы, где собираем и предпринимателей, остро нуждающихся в деньгах. Фонд может прикрепиться к нам и вместе объездить районы», – дал маркетинговый совет Михеев.
– Мы уже по второму кругу поедем, – возразила Липухина.
– Вы как фонд ездили, а теперь как Народный фронт поедете, – пояснил существенную разницу Павел Михеев.
– Необходимо войти в доступную среду, где нас действительно услышат, – подытожил работу совета Андрей Шеметов.