Давайте не будем ругаться!
57 учителей и работников детских садов Ленинского района попросил наградить грамотой депутат Олег Комаров на очередном сентябрьском заседании Саратовской городской думы в минувший четверг. Необычно большое число достойных шокировало думскую оппозицию. «Не обесцениваем ли мы грамоту городской думы?» – спросил со всей строгостью справедливоросса депутат Алексей Полещиков. Ему объяснили, что на заседании комиссии, предваряющей думу, был разговор об этом. Но коллега-депутат упорствовал в своём решении, потому что впереди у него был День учителя, и он хотел прийти к педагогическим работникам не с пустыми руками.
В конце концов решили, что грамота – это всё-таки моральное, а не материальное поощрение. И если, по мнению Олега Комарова, люди в нём нуждаются, то почему бы не пойти навстречу. Но только в первый и последний раз.
«Вы не захотели ссориться с Комаровым!» – догадался борец за справедливость.
Глава города и думского собрания Олег Грищенко по-мальчишечьи улыбнулся и спросил: «Хотите столкнуть нас лбами? Да, мы на фракции приняли решение поддержать нашего коллегу».
Бюджетные «стражники»
Перепалок, подобной этой, на заседании думы было предостаточно. Думская оппозиция в лице представителя «Справедливой России» Алексея Полещикова и представителя КПРФ Геннадия Турунтаева желала «ловить мышей», показывая, что не дремлет и всегда готова вступиться за интересы людей.
Почему уменьшены ассигнования на финансирование строительства водопровода в посёлке Рокотовка?
Почему говорили «дороги-дороги» и вдруг сняли деньги с содержания дорог? Вот на такие вопросы желал получить исчерпывающие ответы депутат Турунтаев.
Про Рокотовку ему отвечал Олег Грищенко. Он не мог стерпеть намёк на отвлечение средств с важного направления в угоду каким-то другим – не людским – интересам. Сказал, что не только Турунтаеву известно, что в этом посёлке нет воды. Все об этом знают. Но прежде чем делать водопровод, нужно разработать и утвердить проект. И вот на стоимости проекта в результате честно проведённого конкурса как раз и сэкономили изначально заложенные деньги.
С уменьшением финансирования содержания дорог вышла другая история. Деньги со счёта комитета дорожного хозяйства просто перевели на счета районных администраций, посчитав, что так будет правильнее и эффективнее.
– А почему сняли 80 тысяч рублей со строительства котельной муниципальной бани № 16? – не иссякал Турунтаев.
– Депутат Турунтаев давно уже в думе, поэтому мог бы такие глупые вещи не спрашивать, – не сдержался бывший глава городского банно-прачечного хозяйства депутат Сергей Нестеров. – Когда есть экономия по конкурсу, она перераспределяется.
– А вы свою умность не показывайте, – парировал неуязвимый ни словом, ни тоном Геннадий Турунтаев.
– Давайте не будем ругаться, – миролюбиво предложил Олег Грищенко. И тут же перевёл стрелки депутатского гнева на общего «неприятеля» – чиновников областного правительства. На этот раз главу города волнуют будущие закупки медицинского оборудования для саратовских больниц. Они будут проводиться на федеральные деньги министерством здравоохранения области. А по опыту прошлых лет известно, что минздрав может купить не то и в несколько раз дороже, чем то, что надо больницам.
Желание оппозиционных депутатов покопаться в вопросах, которые выносятся на заседание городской думы, отнимает много времени. Иногда этот неэкономный подход к чужому времени раздражает. Но с другой стороны, без этих зачастую очень наивных вопросов, высказанных с политической серьёзностью, журналистам на заседании делать особо нечего. Потому что все шероховатости думское единоросское большинство предпочитает сглаживать на заседании фракции. На думу единороссы выходят с консолидированным мнением «за» или «против». А почему решено, так или иначе остаётся за кадром.
Глава города Олег Грищенко, согласившись на условия партийной игры, понимает важность диалога. И под настроение сам провоцирует его. На сентябрьском заседании думы он помог оппозиционеру Полещикову разобраться в долговых обязательствах бюджета. Дело в том, что диалог Полещикова с главой финансового комитета городской администрации получился не очень внятным. Депутат с народной прямотой выводил чиновника на чистую воду, пытаясь добиться от него признания, как будет расти муниципальный долг до конца года. А чиновник отвечал депутату на языке финансистов. И народный гнев, и подозрительность нарастали, а мозг финансиста не мог понять, почему. С помощью Грищенко, понимающего особенности и того, и другого языка, разобрались, что долг расти будет с нынешних полутора миллиардов до трёх. Но этот рост уже учтён в условных доходах и расходах бюджета. И даже давно одобрен депутатами. Просто реально у банков пока заняли 1,5 миллиарда рублей.
Рутинная бюджетная работа
Бюджет города Саратова увеличивается на 264 миллиона рублей. Из них 146 миллионов рублей будут получены дополнительно к плану собственными силами. На 80 миллионов больше планируется собрать по налогу на доходы физических лиц. Доходы от сдачи муниципального имущества будут на 15 миллионов рублей больше, чем осторожно планировалось ранее. Доходы от оказания платных услуг принесут ещё 12 миллионов сверхплановых рублей. На 20 миллионов рублей вырастут сборы по земельному налогу. Земельный налог очень важен для администрации Алексея Прокопенко. А для главы города Олега Грищенко сборы по нему и вовсе гордость. Потому что именно Грищенко несколько лет бился с областью за право распоряжаться землёй. И когда город при помощи областных депутатов этого права добился, вслед победителям понеслось улюлюканье.
Областная власть до сих пор уверяет всех и каждого, что передача управления землёй на уровень муниципалитета была большой ошибкой, потому что имущественный министр Александр Бовтунов управлялся с землёй гораздо эффективнее городских властей. Но «собаки лают, а караван идёт». И вот теперь у Грищенко на руках есть козыри, показывающие, что переданная земля реально пополняет городской бюджет деньгами. Кроме данных по земельному налогу есть результаты исследования возможной доходности земли и анализ предоставления земельных участков в Саратове за последние годы. «Мы мониторим использование земли в Саратове. Очень интересные факты вскрываются, – интриговал Грищенко. – Потому что мы работаем на город и интересы города. А многие – непонятно на кого».
И тут же глава предложил провести специальные слушания по земельной теме, чтобы у депутатов была возможность задать все имеющиеся вопросы.
Расходы казны увеличиваются на 270 миллионов рублей. Среди новых расходов есть обеспеченные целевыми деньгами из областного бюджета. 83 миллиона уйдут в форме помощи малооплачиваемым гражданам на оплату жилья. Почти 19 миллионов рублей предназначены молодым семьям на помощь в покупке жилья. 11 миллионов добавляют школам на исправление недостатков, грозящих неполучением лицензии на образовательную деятельность.
С собственными доходами можно обращаться более свободно. Поэтому договорились 31 миллион рублей направить на благоустройство. 23 миллиона рублей выделить комитету по ЖКХ на очистку города от мусора. Около шести миллионов рублей отправить через администрацию Октябрьского района на содержание двух зданий детсада № 7. 30 миллионов рублей дадут УВД города Саратова.
Депутат Виктор Марков поинтересовался, на что может истратить 30 миллионов рублей полиция, если их ей заводят на конкретную борьбу с экстремизмом. Ему ответили, что на эти деньги будут закуплены передвижные пункты наблюдения.
«Мы не можем раскрывать, что это за техника», – вступил в разговор Олег Грищенко. Но, упреждая ненужные домыслы, всё же счёл возможным намекнуть, что загадочная техника помогает в борьбе с распространением наркотиков. «Она будет работать на нас, на город», – добавил Олег Васильевич, подчеркнув, что раскрываемость преступлений в Саратове уже лучшая в ПФО, «а может, даже и в России». Из намёков Грищенко следовало, что новую саратовскую систему уже оценил министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Именно за опытом он и зачастил в наш город.
Ставки сделаны давно и правильно
Два вопроса на заседании думы так или иначе касались развития бизнеса. Депутаты саратовского городского собрания обсуждали ставки аренды муниципальной собственности. Про нежилые помещения договорились без вопросов.
Базовая ставка со времён кризиса, с 2009 года, держится на одном уровне – 2021 рубль за квадратный метр, такой и останется на будущий год. И никто с этим не спорит. А вот ставка аренды муниципального имущества, на котором работают структуры СПГЭС, хоть и заморожена тоже на несколько лет, но не даёт покоя депутатам-коммунистам. Они отлично знают, что будет так, как скажет единоросское большинство, но всё равно идут на коллег с шашками наголо. Разговор получается из серии «не догоним – так хоть согреемся».
Суть сентябрьского наскока коммунистов состояла в том, что нет смысла держать ставку неизменной. Всё равно СПГЭС повышает тарифы на электричество. Депутаты попытались устроить товарищу Турунтаеву ликбез. Перехватывая друг у друга слово, объясняли ему, что плату за электричество повышает не предприятие саратовских электрических сетей, а комитет по тарифам. Тарифы – это государственное дело. При этом доля затрат СПГЭС, осуществляющих транзит электроэнергии, в тарифе не главная. Потому что основная цена электричества для потребителя всё-таки завязана на ценах оптового рынка.
Но коммунист был бдителен и сказал, что хорошо бы взамен постоянной ставки аренды сделать так, чтобы тарифы не росли. Председатель комитета по имуществу Дмитрий Кузьмин вклинил свои пять копеек в разговор, заметив, что фактически здесь прямая связь: не повышая плату, депутаты тормозят тарифы. На том и проголосовали.
На петрушку закроют глаза. На бананы – нет
Среди принятых единогласно или практически единогласно вопросов повестки дня было много технических. Приводили к законному виду реорганизованные комитеты городской администрации, вносили изменения в нормативные акты по решению судов и в соответствии с федеральным законодательством. Согласовывали на должности фактически уже работающих заместителей главы администрации.
Продвинули в областную думу две законодательных инициативы: увеличить штрафы за нарушение благоустройства города и за торговлю в неустановленных местах. Индивидов-загрязнителей просят карать до пяти тысяч рублей, должностных лиц – до 50 тысяч, юридических – до миллиона рублей. С несанкционированной торговлей всё немножко гуманнее. Самый большой штраф для юридических лиц – 200 тысяч рублей. Садоводов и огородников, вышедших на улицу со своей продукцией, планируется стращать 10-тысячным штрафом. Реально, как утверждают авторы законодательной инициативы, дедушек и бабушек с петрушкой будут подвигать в сторону рынков с льготными и бесплатными местами. А вот изображающие садоводов старушки с бананами и мандаринами могут получить штраф и по полной.
«В первую очередь мы хотим, чтобы люди задумались, стоит ли нарушать правила благоустройства, вести незаконную торговлю, если за это придётся платить серьёзные деньги. Уверен, когда размеры штрафов станут значительными, нарушений в этих сферах станет гораздо меньше», – объяснил глава города Олег Грищенко суть инициативы недопонявшим её журналистам.