Неприоритетные приоритеты

Оценить
Масштабное совещание по проблемам экологии Приволжского федерального округа свелось к повторению известных печальных истин

Какую воду пьют саратовцы и их соседи по Приволжскому федеральному округу? Каким воздухом они дышат? Что предлагают сделать власти регионов ПФО, чтобы население не вымерло от растущих гор мусора и ядовитых отходов производства? В каких городах опасно жить уже сейчас?
Экологическую тему обсуждали в минувшую среду в правительстве области на заседании совета при полномочном представителе президента РФ в ПФО с участием губернаторов волжских регионов и главных федеральных инспекторов.

Жить можно, но осторожно

Сначала предполагалось, что своё слово скажет и министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, но он удостоил вниманием лишь предыдущее мероприятие на тему инвестиций и инноваций. Тем не менее, большой визит проходил в обстановке строжайших ограничений: сначала журналистов пропустили через сито аккредитации (для чего потребовали сообщить паспортные данные, точный возраст и даже прописку), но и после этого на само совещание не пустили, а предложили смотреть видеотрансляцию. Фотографов и операторов загнали в угол и дали на съёмку пять минут.

Выступающие сменяли друг друга, а у тех, кто их слушал, создавалась стойкое впечатление некоего дежавю: все говорили одно и то же, примерно теми же словами. Про то, что сегодня около 10 миллионов россиян проживают на территориях с высоким уровнем загрязнения окружающей среды. Что за последние 20 лет скопилось около трёх миллиардов тонн токсичных отходов. Про то, что в 2010 году на территориях ПФО отмечено 212 случаев максимально высокого и высокого загрязнения водных объектов (особенно отметились Пермский край, Самарская и Оренбургская области). Что полигоны для отходов во всех регионах переполнены и не отвечают санитарным нормам. Самыми экологически неблагополучными городами в округе считаются Стерлитамак, Набережные Челны, Нижнекамск, Соликамск и Дзержинск – здесь высокий уровень загрязнения воздуха.

«Жить можно, но есть проблемы», – сделал вывод полномочный представитель президента РФ в ПФО Григорий Рапота. «Очень много делается, чтобы сохранить и улучшить окружающую среду, речь идёт о водных ресурсах, атмосферном воздухе, состоянии почвенного покрова. Но чем больше делается, тем больше требований у людей, и это естественно. Так что ожидать от населения и руководителей удовлетворения состоянием окружающей среды ещё долго не придётся».

Семь законов в пакете

«Очевидно, что для улучшения экологической ситуации в стране необходимо реформировать экологическое законодательство», – считает заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Николай Попов. По его словам, у предприятий нет экономических стимулов для перехода на современные технологии, не создана бизнес-среда в сфере утилизации отходов, нет механизмов для ликвидации накопленного экологического ущерба, практически уничтожен институт государственной экспертизы.

Каждый следующий оратор соглашался с ним и с тем, что России нужна единая государственная система мониторинга. Последние 20 лет эта работа велась разрозненно и несистематично.

Попов сообщил, что министерство природы подготовило пакет из семи законопроектов, охватывающих все основные направления экологического закона. В частности, предлагается разделить все предприятия страны на группы по степени негативного влияния на природу. Такую опись планируют начать в 2012-м и закончить в 2014 году.

Оказывается, из всех существующих предприятий (а их около миллиона) 99 процентов всех выбросов и сбросов в воду и атмосферу производят 11,5 тысяч предприятий. Заместитель министра считает, что по отношению к большинству предприятий нужно не ужесточать, а снимать административные барьеры. Так что нормативы должны применяться дифференцированно. А базовым принципом станет переход на систему наилучших доступных технологий. Предприятия, которые согласятся модернизировать своё производство, будут поощряться.

Полпред президента Григорий Рапота расставил экологические приоритеты так: во-первых, нужно усовершенствование законодательства; во-вторых, необходимы практические меры контроля надзорных органов и глав регионов по выполнению уже существующих законов (то же самое в отношении предприятий и населения); в-третьих, надо навести порядок в головах, повышать экологическую культуру с детства. «Это полезное мероприятие, которое наверняка будет иметь продолжение. Мы готовим предложения в федеральные и местные органы власти».

Сейчас для решения экологических проблем на территории ПФО принято 35 национальных программ, ещё 23 находятся в стадии разработке. Создан координационно-совещательный орган по экологическим вопросам. Молодёжный парламент ведёт мониторинг состояния водных объектов, включая очитку водоёмов и посадку деревьев. Последнее направление участники заседания решили усилить и разослать ректорам вузов рекомендации всячески поддерживать студенческие экологические организации.

Главное, о мусоре – ни слова!

Отдающим фантастикой и потому самым увлекательным было выступление Сергея Рябых, эксперта по энергетике (так представил его Рапота). Рябых говорил о проблеме мусора и твёрдых бытовых отходов. Если 20 процентов отходов ещё можно пустить в дело или переработать, то 80 процентов токсичны при уничтожении. Но даже простое сжигание требует крупных дотаций из бюджета.

Эксперт предлагает новый подход, который используют в развитых странах, – строительство электростанций, топливом для которых станут эти самые ТБО. При том огромном количестве мусора, который накопило человечество, проблем с топливом для таких электростанций не будет. В итоге можно будет экономить привычное топливо – газ, – а себестоимость электроэнергии станет существенно дешевле. На такой проект охотно клюнут инвесторы, считает Рябых. Главное – не употреблять слово мусор, а заменить его на «топливо, подготовленное для сжигания». Ведь для инвестора гораздо привлекательнее вкладываться в строительство электростанции, а не в мусоросжигающий завод. Хитрость в том, что, строя электростанцию, инвестор будет вынужден неизбежно проинвестировать и мусоросжигающий завод.

Этим проектом уже занимается министерство энергетики РФ и корпорация «Ростехнологии». Рябых уверен, что после испытаний изобретение можно будет легко тиражировать по России. Будет создана схема по сборке, транспортировке, сортировке и переработке ТБО. Населению не придётся за это платить, наоборот, оно даже сможет заработать на мусоре, когда такое топливо начнут покупать. Подобный проект уже реализуют в Австрии, Голландии, Канаде. По словам Рябых, окупить свои расходы такая электростанция сможет за семь лет.

Отчего корабли тонут

Хотя тема заседания официально заявлялась как «О деятельности органов государственной власти регионов ПФО в сфере охраны окружающей среды», о работе этих самых органов говорили немного. Разговор был похож на слёт экологов, которые жонглируют цифрами и обмениваются соображениями.

Григорий Рапота упомянул, что существует 19 природоохранных организаций. Их деятельность часто пересекается, и получается как в поговорке про семь нянек и дитя без глаза. Спросить не с кого, «а потом корабли на Волге переворачиваются!»

Заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Николай Попов согласился с тем, что количество контрольно-надзорных органов чрезвычайно велико и их функции перекликаются. В связи с этим создана комиссия, которую возглавляет вице-премьер Дмитрий Козак, где прорабатывается вопрос о распределении полномочий между федеральными и местными органами власти. При этом эксперты склоняются к тому, что большую часть функций в сфере экологии надо передать на места, субъектам РФ.

По словам губернатора Оренбургской области Юрия Берга, голым энтузиазмом проблему не решить. Нужно финансовое подкрепление. Оказывается, выделять денег на природоохранные мероприятия регионы стали меньше. В 2010 году на эти цели регионы ПФО в среднем тратили 0,19 процента бюджета, тогда как в 2009-м было 0,2, в 2008-м – 0,4 процента. Берг предложил следующий ход: учитывая, что 80 процентов платежей и штрафов за негативное воздействие на природу направляется в бюджет региона, надо отдать местным властям полномочия самим осуществлять экологический контроль за предприятиями. Кроме того, звучали предложения ужесточить наказание за экологические правонарушения, увеличив размеры штрафов.

«Мы будем иметь существенное улучшение»

На фоне печальной статистики звучали редкие позитивные примеры в сфере экологии. Например, опыт самарского предприятия, которое делает тротуарную плитку из пластиковых бутылок. Досталась похвала и нашему Балакову – за интересный проект завода по сортировке мусора.

Саратовский губернатор всё заседание просидел мышкой, подав голос лишь однажды. Павел Леонидович запальчиво спросил, доколе в Саратовской области будет находиться временный полигон для хранения радиоактивных отходов. «Мы никак не получим информацию от минатома, в какие сроки он будет закрыт. Пусть Росатом назовёт точные сроки, чтобы жители знали». Григорий Рапота пообещал включить это обращение в протокол решения.

Об экологических приоритетах Саратовской области Павел Ипатов поведал журналистам уже после заседания. Он сказал, что в зоне внимания транспорт. После реконструкции саратовского нефтеперерабатывающего завода там будет производиться новое топливо, которое должно значительно уменьшить токсичность выхлопных газов. «И мы будем иметь существенное улучшение воздушной среды крупных городов!» Второй приоритет – чистота водоёмов. По словам губернатора, сейчас строятся очистные сооружения в Вольске, где их никогда не было. Третьим направлением Павел Ипатов назвал ликвидацию ТБО: первый мусороперерабатывающий завод запущен в Вольске, и «эта работа будет продолжаться».

Впрочем, саратовский губернатор не скрывал, что экологическое направление для региона – не приоритетное, и налицо недофинансирование экологических программ. Павел Леонидович объяснил, что слишком уж много вопросов в социальной сфере, в сельском хозяйстве, там расходы в десятки раз больше.