Опять двойка! Ценою в 12 миллиардов

Оценить
Депутаты нашли в правительстве синдром долго-дорого-строя

Областную адресную инвестиционную программу в 2005-2011 годах депутаты Саратовской областной думы признали неэффективной, работу правительства – некачественной, расходование бюджетных средств – нецелевым. Итоги реализации программы они обсуждали в минувшую пятницу.

Статистика вместо аналитики

Основной доклад о ходе реализации инвестиционной программы Саратовской области областным парламентариям представил первый заместитель министра экономического развития и торговли региона Андрей Шеметов.

Он сообщил, что за прошедшие пять лет на программные мероприятия было выделено около 12 миллиардов рублей. Из них только 11 миллиардов были пущены в дело. В частности, на эти деньги построили или реконструировали и ввели в эксплуатацию 150 объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры. Например, дом ребёнка в Марксе, дом-интернат для ветеранов войны и труда в посёлке Алексеевка Хвалынского района, родильное отделение в центральной районной больнице города Вольска, а также физкультурно-оздоровительные комплексы, объекты газификации и многое другое. При этом большинство объектов вводились в эксплуатацию с привлечением не только областных, но и федеральных средств.

В текущем году, по словам Шеметова, на реализацию программы в областном бюджете предусмотрено 4 миллиарда рублей. Истрачено около полутора миллиардов. Часть средств (чуть больше 700 миллионов рублей) пошла на реконструкцию автодороги от Аркадака до посёлка Турки. Точнее, на реконструкцию участка дороги с мостовым переходом протяжённостью полтора километра. До конца года ожидается ввод ещё шести социально значимых объектов. Это прежде всего областной перинатальный центр в Саратове, новое здание театра юного зрителя здесь же, центральная районная больница в Воскресенске, дамба в Хвалынске, находящаяся на реконструкции, а также ряд объектов коммунальной инфраструктуры, которые вполне можно считать за один.

Минэконому прописали ликбез

Довольно сухой доклад Шеметова вызвал шквал вопросов со стороны парламентариев. Первым допрос докладчику устроил депутат Александр Ландо, которого смутила нестыковка поставленных задач и полученного результата. Он так и спросил, почему, мол, в программе был заявлен ввод 91 объекта социальной сферы, на которые, собственно, и выделялись средства областного бюджета, а сдано только 57, причём почти все запланированные финансы уже истрачены.

«Сколько денег зарыто в землю? – интересовался Александр Соломонович. – И вообще, насколько обоснованны были решения по включению в программу того или иного нового объекта, если были незаконченные стройки, куда уже были вложены значительные средства?»

Андрей Шеметов попытался было объяснить, что не всё так просто, что каждый объект имеет свои сроки строительства, что не все они совпадают друг с другом. К тому же некоторые стройки могут быть законсервированы по объективным причинам. Но депутатам это объяснение показалось невнятным.

Ландо сразу заявил, что несданных объектов, включённых в адресную инвестиционную программу, просто не должно быть. Наличие фактов консервации объектов строительства, по его мнению, говорит лишь о неэффективной работе министерства экономического развития и торговли. «Если наступает консервация, другими словами, просто не хватило денег, то зачем вообще было ввязываться в строительство этого объекта?! – недоумевал депутат. – Я уже не говорю о новом ТЮЗе, в который за 26 лет стройки было вбухано столько денег». Ландо припомнил министру и школу № 1 в Ершове, и областной перинатальный центр, и Государственный архив области.

Как ни пытались депутаты добиться у заместителя министра вразумительного ответа или хотя бы простого объяснения причин возникновения долгостроев, ничего у них не вышло. «У министерства экономики нет собственного мнения на этот счёт, – неожиданно честно заявил парламентариям Шеметов. – У министерства есть только мнение правительства».

Другие вопросы депутатов наталкивались на ту же непроницаемость первого заместителя министра. Сергей Богомолов попытался было выяснить, сколько денег в идеале нужно, чтобы завершить строительство там, где оно уже было начато. Но получил в ответ бессвязный набор длинных фраз про застройщиков и сложности подсчётов.

Устав слушать Шеметова, который то ли не мог, то ли не хотел вступить в конструктивный диалог с депутатами, Александр Ландо заявил о необходимости провести для министерства ликбез. «Министерство экономики – это не статистический орган при правительстве, чтобы собирать цифры по отраслям, а потом нам их показывать. О цифрах нам и профильные министры рассказать могут, – возмущался депутат. – Минэконом нужен для того, чтобы стратегию разрабатывать, оценивать перспективы каждого объекта, считать, думать, анализировать. Делать всё для того, чтобы несданные объекты, незавершённые стройки не возникали».

Внятное слово депутату приятно

Удовлетворить интерес депутатов частично смог заместитель председателя саратовского правительства Дмитрий Федотов. В его разумности парламентарии не сомневались. И Федотов назвал им долгожданные цифры. Например, по ТЮЗу. Затраты на строительство театра, с учётом всех 20 с лишним лет, составили 850 миллионов рублей. Малая сцена, которая уже давно функционирует, обошлась государству в 36 миллионов, большая сцена, ещё не готовая, – в 244 миллиона. Стоимость современного театрального оборудования составила 350 миллионов рублей.

Федотов сообщил, что на сегодняшний день по отрасли ЖКХ существует 26 объектов незавершённого строительства. Шесть из них будут введены в этом году, десять строят по графику на условиях софинансирования из федерального бюджета. Обрадовавшись появлению на трибуне внятного, а главное, разбирающегося в многочисленных темах, информационно подкованного докладчика, депутаты стали плавно уходить от повестки собрания.

Депутат Михаил Кискин решил, например, всё выяснить про подпрограмму обеспечения жильём детей-сирот. Федотов сообщил, что в рамках этой программы квартиры получили уже 1193 выпускника детских домов. Но депутата Кискина информация о числе счастливых новосёлов не устроила. Он спросил, когда в Саратовской области вообще исчезнет очередь детей-сирот, ждущих квартиры. Потому что в некоторых соседних областях, в частности в Пензенской и Нижегородской, уже полностью обеспечили сирот жильём. Дмитрий Федотов ответил, что Саратовская область очень серьёзно относится к вопросу обеспечения жильём детей-сирот. Их ставят на учёт сразу, как только ребёнок попадает в интернат или детский дом. А потому полностью избавиться от очереди у нас невозможно.

О селе и дорогах

Ещё два доклада о реализации адресной инвестиционной программы депутатам зачитали министр сельского хозяйства области Александр Игонькин и министр транспорта и дорожного хозяйства Иван Панков.

Игонькин рассказывал о том, как выполняется областная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года». В текущем году, по словам министра, на программу будет потрачено не менее 700 млн рублей (из федерального бюджета 192 млн, из областного 243 млн). Средства пойдут на улучшение жилищных условий селян, в том числе молодых семей и молодых специалистов, на развитие газификации, водоснабжения, сети общеобразовательных учреждений.

С 2013 года дополнительно будет предусмотрено финансирование развития сети фельдшерско-акушерских пунктов. По словам министра, финансирование этого направления было приостановлено в 2008 году. Сейчас на открытие в сёлах ФАПов требуется 8 миллионов рублей. Кроме того, в рамках программы в сельской местности планируется развивать клубное и стадионное строительство.

За время действия программы социального развития села на программные мероприятия было потрачено 2,5 миллиарда рублей из федерального и областного бюджетов. На них построили 283,4 тысячи квадратных метров жилья, что помогло улучшить жилищные условия более трёх тысяч сельских семей и 570 молодых специалистов. Было построено 462 км локальных водопроводов, что позволило обеспечить водой более 20 тысяч сельских семей.

В четырёх с лишним тысячах сельских домов и квартир появился газ. Введено пять новых общеобразовательных сельских школ, начато строительство двух новых школ, реконструирована одна школа.

Министр транспорта Иван Панков рассказал о ситуации со строительством нового аэропорта в Сабуровке. Он сообщил, в частности, что земельный участок, отведённый под аэропорт, сейчас находится в собственности региона и готов к передаче в федеральную собственность.

Депутата Сергея Богомолова заинтересовало, хватает ли у области средств на ремонт и содержание дорог. Министр ответил, что 63 процента дорог требуют ремонта, причём незамедлительного. Выделяемые сейчас средства идут на поддержание только опорной сети дорог, а муниципальные и сельские дороги ремонтируют по остаточному принципу. Но уже со следующего года в действие должны вступить дорожные фонды, что, по мнению министра Панкова, должно коренным образом изменить ситуацию с сельскими дорогами. В первую очередь, асфальт положат на тех дорогах, по которым ходят школьные автобусы.

Заявка на скандал осталась без удовлетворения

С претензией на скандал на трибуну поднялся председатель счётной палаты области Андрей Саухин. В своём выступлении он преимущественно говорил о нарушениях, допускаемых комитетом капитального строительства при проведении строительно-монтажных работ на объектах, входящих в адресную инвестиционную программу. Настаивал на формулировках «нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств», «нарушения № 94-ФЗ» и прочее.

Саухин утверждал также, что вину комитета капитального строительства уже доказали в судах разных инстанций. «И пусть зампред Федотов не вводит людей в заблуждение, говоря, что суды факты нарушений не подтвердили», – резко заявил Саухин, добавив при этом, что счётная палата выяснила ещё один интересный факт. Изучаемый палатой комитет, по словам Саухина, тратил бюджетные средства на увеселительные мероприятия.

Депутаты предложили Федотову ответить на выпад счётной палаты в адрес структуры областного правительства. Но тот с места заявил, что бессмысленно повторять одно и то же в сотый раз, и продолжил читать газету, которую демонстративно листал во время выступления Андрея Саухина.

«Не начинать», «не допускать», «не отвлекать»

По итогам слушаний депутаты признали областную адресную инвестиционную программу 2005–2011 годов неэффективной. «Двойка» сопровождалась набором рекомендаций. Например, правительство попросили не допускать нецелевого расходования бюджетных средств, а также воздержаться от инициирования в 2012 году строительства новых объектов капстроительства: «У нас есть большой перечень незавершённых объектов, которые необходимо ввести в строй. Исходя из того что бюджет следующего, 2012 года будет достаточно напряжённым, к вопросу строительства новых объектов надо подходить более взвешенно», – пояснил смысл экономного подхода к строительству депутат Олег Галкин.