Осенний спринт
Вот и закончились летние думские каникулы. Депутаты приступили к работе. Ни ритм, ни стиль деятельности наших народных избранников не изменились. Ссылаясь на хорошую проработку документов на заседании рабочих групп, на комитетах депутаты отбывали повинность, лишь изредка интересуясь тонкостями проблем. Впрочем, были и исключения. Но касались они по большей части тех вопросов, где можно упрекнуть в нерадивости областное правительство.
Авторы: Расим Заитов, Юлия Шишкина, Люся Шлёпкина
Комитет по экономической политике, собственности и земельным отношениям:
ПРОГНОЗ НИКОГДА НЕ БУДЕТ СОВПАДАТЬ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
За полчаса депутаты рассмотрели и приняли поправки к пятнадцати законопроектам.
Председательствующий Олег Галкин бегло зачитывал поправки, а заседающие, не утруждая себя вопросами, молча поднимали руки за принятие законопроекта в первом и втором чтениях. Казалось, что участники заседания к 10 часам утра ещё не проснулись. Даже когда перед депутатами очень тихо и невнятно отчитывался председатель комитета по управлению имуществом региона Александр Бовтунов.
Бовтунов говорил о продаже пакета акций ОАО «Облкоммунэнерго» – что эта сделка может принести в бюджет Саратовской области порядка 800 миллионов рублей. О выгодах приватизации данного предприятия высказался и министр промышленности и энергетики Сергей Лисовский. Для министра промышленности отвечать за это предприятие – головная боль. Он отметил, что потери энергии в сетях данной компании выше, чем у остальных энергопоставщиков, из-за того что «у этой компании превышен износ технического оборудования». Также Лисовский подчеркнул, что «надёжность энергоснабжения падает, потому что Облкоммунэнерго постоянно должно Саратовэнерго, и ежедневно приходится стабилизировать ситуацию».
Председатель комитета Олег Галкин заострил вопрос на продажной цене и на её соответствии той, что сегодня значится в правительственном прогнозном плане приватизации. Представитель губернатора Ольга Павлова заявила, что прогнозные цифры «никогда не будут совпадать с действительностью». И лучше уж вообще исключить указание цифр в прогнозном плане. Однако юристы заметили, что закон о приватизации обязывает указывать цифры. Члены комитета прервали спор дружным голосованием за проект прогнозного плана приватизации на 2011 год в предложенном им виде и перешли к следующим поправкам.
Требовалось найти решение проблемы с отходами производства и потребления. Один из депутатов предложил обязать население возвращать пустые пластиковые бутылки для многократного использования по определённой цене в те же магазины, где они были приобретены. «Если запустить этот механизм, то у нас будет меньше бутылок валяться на улице», – сказал он. Но были и более радикальные предложения. Депутат Василий Синичкин считает, что мусор необходимо покупать у населения. «Поверьте мне, как стекла сейчас нет, так и мусора не будет ни в одном населённом пункте. Только надо всё правильно посчитать», – уверенно заявил он.
Александр Бовтунов на этом месте дискуссии покинул зал заседания. Со стороны это выглядело просто демонстративным нежеланием слушать демагогию. Упрекать чиновника за этот не слишком вежливый уход не стоит. Потому что сами парламентарии тоже как-то не очень были настроены на конструктивную работу. Одни во время заседания разговаривали по телефону, другие, покачиваясь в кресле, с глубокими вздохами смотрели на часы, ожидая окончания собрания. Рассмотрев все пятнадцать вопросов, участники заседания одновременно бросились к выходу, едва не сбивая друг друга с ног.
Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи:
МИНИСТР И ВРАЧИ ЖИВУТ В ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРАХ
На заседании прозвучало много цифр. Сыпала ими министр здравоохранения Лариса Твердохлеб.Цифры должны были убедить слушателей, что правительство активно поддерживает молодых специалистов, изъявивших желание поработать на селе.
Так, в рамках областной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» жильё в прошлом году получили 41 врач и 10 медицинских работников. А ещё в 20 районах имеются зарезервированные квартиры и дома для заселения медработников при трудоустройстве. Очень неплохую зарплату, по словам министра, получают сельские специалисты. Врачи живут на 19,5 тысяч рублей, средний медперсонал – на 11,3 тысячи.
Совсем другую картину нарисовала терапевт из Ровенской больницы Ольга Мищенко. Вот уже четыре года районные власти, обещавшие предоставить ей жильё при трудоустройстве, «тянут резину». За это время к кому только женщина ни обращалась: и к местным властям, и к областным депутатам, и в минздрав, но всё безрезультатно. Не так хорошо на селе и с зарплатой. Ставка терапевта – 4,3 тысячи рублей, стимулирующие выплаты, по словам Мищенко, приходится постоянно выпрашивать, в итоге доход её не превышает 10 тысяч.
Собравшиеся изо всех сил нахваливали инициативу премьера Владимира Путина о социальной поддержке молодых врачей – выделении по одному миллиону рублей подъёмных каждому, кто согласится работать в селе. О том, что это единственная действенная мера по развитию сельской местности, говорили все. «По логике, если по миллиону врачам, то среднему медперсоналу надо по 500 тысяч выделить», – решил Денис Фадеев.
Главный врач городской больницы № 8 Василий Максимов заметил, что инициативу надо дорабатывать, уточнять, обсуждать. Например, у него возникают вопросы: «Кто именно будет получать выплаты?», «Что считать сельской местностью?»
В том, что региональная власть уж очень сильно заботится о привлечении молодых врачей на село, Максимов усомнился. Поездив по районам, врач выяснил, что ситуация с кадрами там тревожная: работников пенсионного и предпенсионного возраста на селе около 60 процентов.
О том, что один из методов привлечения молодёжи в сельские районы – целевая подготовка специалистов – давно не работает, говорил ректор СГМУ Владимир Попков: «До места не доезжает большое количество специалистов. Услышав о зарплате, которая его ожидает, человек испытывает разочарование». Попков предложил начать поднимать те районы и больницы, где дела обстоят хуже всех.
Комитет по государственному строительству:
ГУБЕРНАТОР НА СТРАЖЕ ЛЕСОВ
Заседание прошло стремительно. За 10 минут депутаты одолели повестку в 17 пунктов. Правда, без единого вопроса. «Всё вроде бы наработали. Все мнения учли», – так отзывался о каждом вносимом на рассмотрение законопроекте председатель комитета Михаил Кискин.
Собравшиеся обозначили сроки ежегодных докладов уполномоченных по правам человека и ребёнка: не позже 1 марта. Отметили и требования к документу. Он должен содержать оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека в регионе, а также разоблачать органы областной и муниципальной власти и их должностных лиц, систематически нарушающих эти права.
Также депутаты наделили избирательную комиссию области правом законодательной инициативы и расширили виды поощрений, которые может устанавливать избирком. Озаботились парламентарии и избирательными правами инвалидов. Так, вносимый законопроект предусматривает выпуск специальных трафаретов для самостоятельного заполнения бюллетеней с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля. Для того чтобы слабовидящие люди смогли прочитать информацию о кандидатах, на стендах в избирательных участках появятся информационные материалы, написанные крупным шрифтом. А те, кто не может расписаться в бюллетене самостоятельно, смогут воспользоваться помощью другого избирателя.
Ещё, согласно изменениям, внесённым в Лесной кодекс, у губернатора появились новые полномочия. Касаются они утверждения сводного плана тушения лесных пожаров в субъекте.
Комитет по культуре, общественным отношениям и информационной политике:
ВЫЕЗДНЫЕ ШОУ ПРЕКРАТЯТСЯ
Быстро сработали и здесь – пять минут, и все свободны. Суть предлагаемой поправки в закон об общественной палате пояснил её автор Александр Ландо. Вот уже семь лет представители палаты, не имеющие собственного помещения, вынуждены скитаться по чужим углам. Совсем иначе дела обстоят у аппарата ОПы, которому областное правительство, согласно возложенным на него обязанностям, квадратные метры выделило. Случилась подобная ситуация из-за двоякого толкования закона. Поправка же, по словам Ландо, сложившееся положение дел исправит. И палата с помощью областного правительства наконец-то обретёт дом.
Немного погрустил по этому поводу Леонид Писной, заметивший, что председатель общественной палаты Борис Шинчук, получив помещение, прекратит шоу с выездными заседаниями палаты. «Я, кстати, у себя предлагал ему офис. Он сначала согласился, а потом что-то нет», – добавил депутат.
Комитет по социальной политике:
«ЕСТЬ В ЭТОМ КАКОЕ-ТО ЗЕРНО!»
Депутаты быстренько проголосовали за внесение на думу в первом и втором чтениях законопроекта, касающегося добровольной пожарной охраны области: в случае гибели добровольца его семья сможет получить единовременное денежное пособие – 553 тысячи рублей.
Без особых обсуждений одобрили и введение дополнительного, третьего, урока физкультуры в неделю в школах области, включая интернаты и коррекционные учреждения. В связи с этим увеличивается количество часов по базисному плану, что повлечёт рост стоимости стандартной педагогической услуги. На реализацию этого законопроекта потребуется 157,4 млн рублей.
А вот по поводу распределения субсидий по районам поспорили. В рамках программы модернизации общего образования Саратовской области в 2011 году выделено 396,1 млн рублей, из этой суммы 56,34 млн на реализацию мер по энергосбережению объектов образования – установку счётчиков, паспортизацию и т. д. По словам заместителя министра образования Ирины Ткаченко, «энергоденьги» распределяли по муниципальным районам области по специальной методике.
«Какой? – пристал депутат Юрий Заигралов. – Как определяли коэффициент? Почему такой большой разброс: Аркадаку – 0,7, а Петровску – 4,8?» Ткаченко отвечала, что исходили из фактической потребности муниципального образования. «Получается, кто хорошо работал и занимался вопросами энергосбережения, тому плохой коэффициент, а кто плохо – тому хороший?» – не унимался Заигралов.
Председатель комитета Марина Алёшина отвечала коллеге, что главное – решить вопрос, более-менее уравнять все муниципальные образования. Потому что 56 млн полностью проблему не решат. На эти средства можно будет получить энергопаспорта для 60 процентов школ, и лишь в 30 процентах из них будут установлены приборы учёта энергоресурсов (сейчас эта цифра составляет 10 процентов).
Саратов – в лучшем положении, чем районы, почти во всех саратовских школах приборы учёта топливно-энергетических ресурсов имеются. Поэтому областному центру выделяется небольшая сумма, сказала Ткаченко. В районах всё далеко не так благополучно.
Парламентарии рассмотрели вопрос о работе муниципальных образовательных учреждений области, перешедших в статус автономных. И. о. заместителя главы администрации Саратова по социальной сфере Марина Епифанова сообщила, что в Саратове уже восемь месяцев в автономном статусе работают 17 муниципальных учреждений, 15 из них – образовательные.
Плюсом перехода в «автономию» Епифанова считает то, что руководители почувствовали себя самостоятельными, у них появилась возможность распоряжаться заработанными средствами и субсидиями. Например, дворец творчества детей и молодёжи за восемь месяцев уже заработал миллион рублей, в том числе на сдаче помещений в аренду.
«А школы как могут заработать? По вечерам тоже что-нибудь в аренду сдавать? Школьный двор – под автостоянку?» – ехидничали депутаты Николай Семенец и Николай Чукалин. Им отвечали, что вряд ли такое возможно. «Я сам был на свадьбе, которую проводили в школьной столовой, – настаивал Семенец. – Кто-то проверяет законность сдачи в аренду школьных площадей?» «Конечно», – ответила Епифанова. Она же сказала, что не всем уютно в автономии. Так, школа № 35 Саратова решила вернуться на бюджет: «Там нет базы и потенциальных возможностей».
Тем не менее, на заседании комитета было объявлено, что в 2012 году все муниципальные учреждения – культуры, образования, здравоохранения, спорта – приобретут новый статус. 60 процентов выберут автономию. «Какое-то разумное зерно в этом есть», – изрекла Марина Алёшина.
Комитет по аграрным вопросам:
«ЗА ХОЗЯЙСТВО ОБИДНО!»
«Неудобную» для министра сельского хозяйства области Александра Игонькина информацию предъявили представители счётной палаты Саратовской области. СП выявила 921,3 тысячи рублей нецелевого использования бюджетных средств. Неэффективного, неэкономного использования – более 107 млн рублей. Мол, прокуратура подтвердила обоснованность претензий палаты к министерству сельского хозяйства области, и МВД сейчас проводит по этому поводу следственно-оперативные действия.
«Обидно! – вклинился в этом месте с репликой председатель комитета Николай Кузнецов. – Депутатский корпус ни разу не отклонил поддержку сельского хозяйства. Мы бьёмся, а тут такое…»
Не хочу, чтоб всё выглядело так однобоко, парировал министр Игонькин. И объяснил, что на самом деле заявленная сумма как минимум вдвое меньше: счётная палата вдвое сократила её, когда министерство обратилось в арбитражный суд.
Что касается неэффективного использования средств, то Игонькин с этим не согласен. Мол, это СМИ некорректно написали. Министр сказал, что оценку его ведомству даёт министерство регионального развития, и его вердикт – «умеренно-эффективное». Кроме того, в своё оправдание вспомнил жесточайшую засуху-2010, из-за которой многие нормативы не были выполнены. Не смотря на это, по его словам, деньги из федерального бюджета получили все, кому они предназначались.
Впрочем, от всех обвинений Игонькин открещиваться не стал: «Предписание мы исполняем! Семь ответственных начальников наших управлений и отделов получили выговоры и строгие выговоры». И пояснил, что дорабатываются механизмы по страхованию и исправляются нарушения, связанные с правами молодых специалистов на селе, разрабатывается компьютерная база молодых кадров.