Новая игрушка
Интересные события происходят на наших партийных фронтах. Оставим пока анализ произошедшего на правом фланге. Сегодня должен возобновиться съезд, прерванный уходом Прохорова из партии «Правое дело». И возможно, эта партия уйдёт ещё на пять лет из большой политики, отказавшись от участия в выборах в Госдуму.
Обратимся к нашей главной партии и её верному союзнику – Объединённому народному фронту. В самом начале сентября было решено, что у ЕР будет только один предвыборный штаб – собственно, партийный. Союзники-фронтовики такой милости лишены. Оставим московским политологам возможность объяснять случившееся победой Владислава Суркова над Вячеславом Володиным, пусть по-разному толкуют эти события из жизни высших сфер. Посмотрим, что же будет с фронтом, тем более что это необъяснимое явление российской политики с самого своего зачатия было объектом нашего пристального внимания. Мы стояли у колыбели, теперь, похоже, пришёл черед возложить венок. Говорят, фронт выполнил свои задачи, а именно явил российскому народу новых людей и новые идеи. По поводу идей – сколь ни искали мы их, сколь ни расспрашивали видных и не очень партийных деятелей, так и не услышали, в чём же эти идеи заключаются. Если не считать вершиной политической мысли предложения обратить внимание на ЖКХ, плохие дороги, начать наконец борьбу с коррупцией. Но что здесь сказать? Нечего. Разве что можно отметить новаторскую новизну этих предложений.
Теперь о новых людях. Вот перечень десяти победителей праймериз в Саратовской области (тех, кто и так известен, называем без должностей): Валерий Радаев, Олег Грищенко, Николай Панков, Людмила Бокова – учитель истории гимназии № 1 Балашова, Тимур Прокопенко – председатель координационного совета «Молодой гвардии «Единой России», Ольга Баталина, Михаил Исаев, Сергей Канчер – генеральный директор ЗАО «Стройматериалы Энгельсский кирпичный завод», Василий Максимов, Валерий Омельченко – газорезчик ОАО «Завод металлоконструкций». По сути новых фамилий и, возможно, новых кандидатов/депутатов Государственной думы немного.
Московский засланец Тимур Прокопенко, который с тем же успехом мог победить в любых праймериз, что в Хабаровске, что в Вологде. Для него праймериз – некое соблюдение партийных приличий. Ну, газорезчик – это сейчас так положено, чтобы был представитель пролетариата. Звезда праймериз Людмила Бокова, по всей видимости, призванная заменить в парламенте страны свою коллегу, тоже балашовского педагога. Фамилию её сейчас и не вспомнит почти никто. Боюсь, та же судьба ожидает и г-жу Бокову. А, например, газорезчик Омельченко может смело заменить в Думе представляющую сейчас нашу область балерину Светлану Захарову. Эффект для области будет ровно такой же – нулевой.
Поиграв во фронт и забросив эту игрушку, «Единая Россия» не успокоилась. Я, например, с неким, отнюдь не священным, трепетом изучал сообщение о том, что партия создаёт Социально-консервативный союз. С кем союз – пока непонятно, но если учитывать, что совещание проходило в храме Христа Спасителя, можно предположить, что с РПЦ. Займётся союз, как заявил заместитель секретаря президиума генерального совета «Единой России» Юрий Шувалов, «духовной мобилизацией российского общества».
Шувалов также подчеркнул, что создание подобного союза необходимо, поскольку в противном случае меньшинство навяжет свои взгляды большинству, что стало возможным в информационном обществе. Он также назвал консервативную идею «идеей будущего великой страны». Вообще, единороссы очень любят слово «консерватизм». Я не раз пытался получить от местных партийных теоретиков – Сергея Наумова, например, Александра Ландо – разъяснение того, как их привязанность к консерватизму соотносится с курсом президента на модернизацию. Ответы были достаточно просты: мол, сохранить всё хорошее, модернизовать всё плохое. Возьму на себя смелость думать, что под консерватизмом как политическим курсом единороссы прежде всего понимают сохранение статус-кво, прежде всего их персонального статус-кво – навсегда остаться при власти, при хлебных местах. То, что их консерватизм ведёт к стагнации и деградации страны, руководители правящей партии как бы не видят. Кстати, куда-то исчез из партийного агитпропа лозунг «Верьте только делам». Возможно, в связи с резкой нехваткой таких дел. Так вот, предлагаю заменить его словами маркизы Помпадур – «После нас хоть потоп».
Но бог с ним, с консерватизмом единороссов, его смысл прост как три копейки. Но г-н Шувалов (сил нет ещё раз набирать его титул) несколько заигрывается. Он считает, что дальнейшее развитие России связано с пробуждением православного сознания, присущего представителям и других традиционных конфессий. Недавно я встречался с некоторыми представителями Духовного управления мусульман Поволжья. Спросил их, что это могло бы значить: «присущее другим конфессиям православное сознание»? В ответ получил улыбки – вежливые, отчуждённые, ироничные, снисходительные. Впрочем, накануне прошлых выборов ЕР тоже игралась в консерватизм. Был такой «Русский проект» под руководством Ивана Демидова, который сразу после выборов прекратил своё существование.
Есть такие игрушки, которые неразумным детям лучше вообще не давать.