Расскажите доходчиво: что будет с предприятием

Оценить
Областные депутаты за грамотную приватизацию и за надёжных инвесторов

Областное электросетевое хозяйство ОАО «Облкоммунэнерго», стоимость собственного капитала которого официально оценивается более чем в полтора миллиарда рублей, выставят на торги. О необходимости этого шага заявило правительство области. Как сказал региональный министр промышленности и энергетики Сергей Лисовский, «приватизация Облкоммунэнерго ведётся в русле тех задач, которые поставил президент, а именно – выход из бизнеса государства». Депутаты областной думы это решение не одобряют. По нескольким причинам.

По словам Сергея Лисовского, министра промышленности и энергетики,доля правительства области в этом акционерном обществе (57 процентов) должна быть выставлена на торги единым лотом, чтобы предотвратить раздробление предприятия на отдельные сетевые компании в ходе торгов: «Это может сделать достаточно крупный стратегический инвестор, способный вести единую политику объединения. Мы прорабатываем сценарии тарифообразования и последствия приватизации предприятия для экономики области и муниципальных образований, в которых присутствуют его структурные подразделения».

Как только предприятие будет включено в прогнозный план приватизации и определится начальная цена, министерство приступит к переговорам с потенциальными инвесторами.

Маловато не будет?

Возможность включения ОАО «Облкоммунэнерго» в прогнозный план приватизации на днях обсуждали депутаты Саратовской областной думы в рамках заседания рабочей группы комитета по экономической политике. Камнем преткновения стала начальная цена пакета.

«Поволжское агентство оценки» оценило государственный пакет акций предприятия в 684 миллиона рублей. Парламентариев эта сумма неприятно удивила. Они ожидали услышать хотя бы 800 миллионов, не меньше. Депутат Олег Галкин напомнил, что заместитель председателя правительства Алексей Щербаков ранее именно эту сумму, 800 миллионов, и называл как ожидаемый доход от продажи акций Облкоммунэнерго. И именно эти виртуальные деньги были заочно распределены по важным направлениям расходов областного бюджета: на поддержку спорта, фонда обязательного медицинского страхования, социальные льготы.

А ещё раньше, по словам Галкина, стоимость актива оценивалась в миллиард рублей и поэтому цифра 684 миллиона совсем не котируется на фоне ранее объявленных. Олег Галкин заявил даже, что у правительства слова опять расходятся с делами. А ведь вопрос о продаже государственной доли в Облкоммунэнерго, как отметил депутат, не только экономический, но и политический.

В общем, со стороны видится, что парламентарии на сегодняшний день уверены – продавать ОАО «Облкоммунэнерго» нужно только по максимально возможной цене. А потому предлагают провести переоценку пакета акций и заодно оценить все возможные риски, изучить тарифную политику и инвестиционную составляющую.

Богатый – значит надёжный

Какой логики придерживаются депутаты, «Газета недели в Саратове» выясняла отдельно.

Олег Галкин пояснил нам, что максимальная цена, ну хотя бы те же 800 миллионов, нужна для того, чтобы оценить стабильность и состоятельность покупателя. «Чем больше денег инвестор готов выложить за этот актив, тем лучше идут у него дела», – считает Олег Владимирович.

Кроме того, со слов Галкина стало понятно, что депутаты пока не особенно торопятся давать добро на приватизацию Облкоммунэнерго. Они хотят быть уверенными в том, что в частных руках предприятие будет развиваться в нужном направлении. «Нам пока ещё совсем не расписали перспективы развития Облкоммунэнерго и последствия этой приватизации. Мы же должны оценить все плюсы и минусы. Но пока увидели только минусы: мы теряем контроль над предприятием и доходы в бюджет».

Такое горячее желание заполучить в областную казну лишние 200 миллионов, вместо того чтобы поскорей найти инвестора для электросетевого хозяйства, нам тоже показалось интересным. Тем более что сами депутаты трубят о том, как нагло разворовывается областной бюджет. Но Олег Галкин заявил, что формулировка про разворовывание слишком резкая. «Речь ведётся о нецелевом и неэффективном расходовании бюджетных средств, – поправил нас парламентарий. – Но это не значит, что бюджету не нужны дополнительные доходы. В регионе ещё много вопросов, нуждающихся в решении».

Однако на наш взгляд, у депутатов есть и другая причина позаботиться о скорейшем выводе Облкоммунэнерго из-под влияния областного правительства. Не секрет, что это предприятие имеет неофициальное второе имя: «карман губернатора». Но здесь, по мнению Олега Галкина, мы тоже выражаемся некорректно.

«Я бы назвал это иначе – предприятие, аффилированное с губернатором. И такими «карманами», ну то есть аффилированными с губернатором предприятиями, называют многие предприятия. Ну да, Облкоммунэнерго находится в Балакове, есть некие связи с губернатором, возглавляет его мой коллега по областной думе Михаил Кискин. Это факты. Но в данном случае мы говорим о собственности Саратовской области. И здесь важно провести приватизацию правильно. Потому что если её провести безграмотно, то Облкоммунэнерго может так и остаться аффилированным с тем же кругом лиц».

Депутат Павел Большеданов, в отличие от своего коллеги, заявил, что для него вопрос цены такого актива, как акции Облкоммунэнерго совершенно не принципиален:

«600 миллионов или 800 миллионов – какая разница? Здесь вопрос в другом. Вопрос в том, что у нас кто управляет предприятием, тот его и продаёт. Оценку пакета акций ОАО «Облкоммунэнерго» проводил вообще непонятно кто. И тут надо просто понимать аффилированность этой конторы с определённым кругом лиц. Кроме того, депутатам не предоставили ни ретроспективного, ни перспективного взгляда на предприятие. От Облкоммунэнерго зависит энергоснабжение сельских поселений области. И просто так согласиться с предложением правительства о его продаже депутаты не имеют права. Мы должны взвесить все за и против, оценить последствия этого шага. И как-то слишком уж примитивно сводить обсуждение такого серьёзного вопроса к спору вокруг одной цифры. Единственное, что мы просим у правительства, – доходчиво рассказать о том, что будет с предприятием дальше. Среди моих коллег нет специалистов в этом вопросе. Только Кискин. Но к нему мы прислушиваться в этой ситуации не можем, он не способен судить объективно. Однако от правительства пока ответов нет».

План в процессе

Депутаты, наверное, зря волнуются за ОАО «Облкоммунэнерго». Скорее всего, быть выставленным на торги именно в этом году ему не грозит. Ведь в Саратовской области нет даже прогнозного плана приватизации областного имущества на текущий год. Он всё ещё в стадии формирования. В этот раз план приватизации формируется необычайно долго. Так долго, что, кажется, в нём нет уже и смысла. Обычно программы приватизации, где указывается перечень имущества, находящегося в госсобственности области и подлежащего приватизации, а также график вывода активов на торги готовятся и утверждаются в начале каждого года. В конце года, как правило, ответственные за приватизацию ведомства отчитываются о проделанной работе и о заработанных деньгах.

Федеральный центр придерживается именного такого принципа. Да и город Саратов тоже. Здесь прогнозные планы приватизации были готовы уже в январе-феврале. В областном правительстве такого плана нет до сих пор. И о чём в декабре будет отчитываться перед депутатами Александр Бовтунов, председатель областного комитета по управлению имуществом, пока трудно представить.

Но Бовтунов вместе с губернатором на такое развитие событий, мягко говоря, намекали. Ещё в марте на одном из заседаний регионального правительства они хором убеждали, что у Саратовской области на сегодняшний день уже не осталось объектов, годных к продаже. По словам главы региона Павла Ипатова, всё ликвидное имущество области распродали «те, кто занимались его реализацией до 2005 года». Бовтунов тогда же как-то неохотно признался, что «из пакетов акций акционерных обществ» к продаже годится только «пакет акций, которым владеет правительство Саратовской области в Облкоммунэнерго».

Александр Викторович, конечно, лукавил. Он почему-то не упомянул те активы, которые успешно не продал в прошлые годы. Саратовское железнодорожное предприятие, например, или ОАО «Волга». А помимо этих акционерных обществ в собственности правительства, как уже выяснила «Газета недели», находится ещё порядка 40 ОАО и ещё около 20 убыточных ГУПов – государственных унитарных предприятий.

А вот о поступлении дополнительных доходов в областной бюджет от продажи госимущества депутаты волнуются не зря. Формируя программу приватизации областного имущества, председатель КУИ Александр Бовтунов ежегодно прогнозирует сумму доходов от продажи активов. И каждый раз прогнозная цифра не сходится с реальной. В 2008 году комитет планировал заработать на приватизации свыше 38 миллионов рублей. Заработал чуть больше 14. В 2009 году прогнозный доход от приватизации запланировали в 57 миллионов рублей. По итогам года отчитались семью миллионами. В начале 2010 года комитет по имуществу поставил перед собой задачу собрать колоссальную сумму в 800 миллионов. Заработал по итогам года порядка 35.

В текущем году, судя по планам на один только Облкоммунэнерго, Бовтунов пообещает не меньше миллиарда рублей. А вот сколько заработает и заработает ли вообще – пока вопрос.

Хоть прячься, хоть не прячься

Президент страны Дмитрий Медведев ещё в прошлом году распорядился максимально сократить долю государства в бизнес-структурах. Практически сразу после этого саратовское правительство начало проводить некие манипуляции с принадлежащими региону предприятиями. То же ОАО «Облкоммунэнерго», например, в октябре 2010 года передали в управление министерству промышленности. Ранее контроль над предприятием осуществляло уполномоченное на это ведомство – комитет по управлению имуществом Саратовской области. Причиной передачи было названо то, что у областного минпрома имеются дополнительные рычаги взаимодействия с предприятиями топливно-энергетического комплекса.

«Мы и раньше осуществляли взаимодействие с этими предприятиями. От их стабильной работы во многом зависит надёжность обеспечения населения Саратова и области топливно-энергетическими ресурсами, – пояснял «Газете недели» тогдашний министр Кирилл Горшенин. – Всё-таки топливно-энергетический комплекс имеет свои специфические особенности. По этим причинам комитет по управлению имуществом не мог в полной мере осуществлять контроль над этими обществами. Данное решение обсуждалось давно, оно оправданно и закономерно».

Правда, тогда бытовало и другое мнение. Поговаривали, что таким образом губернатор вместе с комитетом по имуществу попытались уберечь прибыльный Облкоммунэнерго от приватизации. Но приватизация – штука неотвратимая, особенно если такова воля президента. Рано или поздно очередь дойдёт до всех госпредприятий. До Облкоммунэнерго она дошла в текущем году.