Край непуганой красоты

Оценить
Туристической народной тропы в Хвалынск пока нет

Этим летом, впервые оказавшись в Хвалынске, сразу решила: вот состарюсь, куплю дом в Хвалынске, буду жить там в гармонии и наслаждаться жизнью! Зачем ехать на юг, на море? Вот райское место всего в четырёх часах езды от Саратова.

Купая красного коня

Чтобы влюбиться в Хвалынск и теперь вспоминать о нём с нежностью, лично мне хватило неполных трёх дней. Как раз столько продолжался фестиваль семейного отдыха «Хвалынская волна», организованный в конце июля на местном горнолыжном курорте. В свободное от «освещения мероприятия» время я отправилась бродить по Хвалынску.

Не без цели – искала дом-музей уроженца этих мест и автора «Купания красного коня» художника Петрова-Водкина. Но редкий прохожий объяснил, что до музея ещё топать и топать по жаре. За нехваткой времени пришлось заменить объект на картинную галерею имени Петрова-Водкина, которая оказалась в двух шагах.

Маленькая галерея расположена в старинном здании с трещинами по стенам и потолку. Пока я бродила из зала в зал, никто из смотрителей не следил за мной, как это принято в музеях. Здесь совсем немного картин, но имеется свой Кузнецов, Айвазовский, Кузьмин, Фаворский и, конечно, Кузьма Петров-Водкин. В галерее есть работы художников из окружения Петрова-Водкина – Орехова, Платонова, Радищева, Елатонцева. С их пейзажей, собственно, и началась картинная галерея.

Для посетителя-новичка представленные здесь полотна – как раз та доза, от которой не устанешь. Можно вдоволь полюбоваться, постоять в прохладной тишине старинного дома, подумать, вернуться к понравившейся картине или экспонату. Меня поразила почти детективная история пианино. В 1907 году Петров-Водкин купил его в подарок жене-француженке и расписал. В пору тотальной национализации, в 1919 году, пианино куда-то вывезли. Его след обнаружился в… блокадном Ленинграде: дочь художника Елена увидела инструмент в комиссионке и узнала по росписям. Она выкупила пианино и… отправилав Хвалынск,в музей. Инструмент до сих пор «жив».

В адвокатах не нуждается

Одноэтажные, максимум двухэтажные домики, зелёные садики, безлюдные улицы – хорошо если за полчаса встретится парочка автомобилей. Местный таксист, который забирал нас с пляжа, по пальцам насчитал восемь пятиэтажек на весь городок. В общем, на город Хвалынск не тянет – всего 13 тысяч жителей.

На самом деле эта провинциальная простота обманчива. Хвалынск в адвокатах не нуждается, более гармоничное место надо ещё поискать. Хвалынскому району досталась масса достоинств – редкое географическое и климатическое местоположение, высокая плотность исторических событий и особенные люди, которые посвятили себя этому краю. И ему как нельзя более подходит определение «сакральное место», место с сильной энергетикой, магнетизмом. Не случайно сюда так тянет художников, и они ежегодно приезжают на хвалынские пленэры.

Гуляя по улочкам Хвалынска, везде встречаешь каменную и деревянную старину. Мы, журналисты, никак не могли пройти мимо краснокирпичной пожарной каланчи, построенной в 1896 году. Сейчас в ней базируются современные спасатели-пожарные, а вместо лошадей в бывших конюшнях стоят машины. Растолкав полусонного от полуденного зноя дежурного, мы напросились поснимать город с вышки. Нам отперли тяжёлую дверь с тяжёлым замком, и по спиральной каменной лестнице внутри холодного жёлоба каланчи мы поднялись на 26 метров. На одном из окон лежала тяжёлая металлическая каска, на площадке висел массивный колокол.

Хвалынску повезло с отцами города – они не только обожали этот край, пеклись о его благополучии, но и были образованнейшими художественными натурами. 34 года (с 1870-го) городским головой Хвалынска был Алексей Васильевич Радищев (внук «того самого» Радищева). Десять раз подряд его переизбирали на этом посту! В годы правления Алексея Радищева в Хвалынске был открыто множество бесплатных лечебных, учебных, богоугодных заведений. Обожал Хвалынск и сын городского головы Михаил Радищев. Михаил Алексеевич был городским судьёй, орнитологом, археологом, дружил с Петровым-Водкиным.

Золотая тысяча

Вообще, меня очень расторгала эта компания хвалынских гениев: археологи и художники Василий Орехов и Михаил Радищев, художник, археолог, мыслитель Петров-Водкин, директор местного краеведческого музея Конрад Гросс… Эти фамилии в Хвалынске я встречала буквально на каждом шагу. Все они участвовали в раскопках, собирали палеонтологическую и археологическую коллекции, которые стали фундаментом музея, открытого в 1919 году. В письме писателю Шишкову в 1930 году Петров-Водкин писал: «…Скоро поедем с музеем на охоту за мамонтами на Вороний остров. Здешний музей налажен моим приятелем до мирового значения, но завмузеем сам полы моет – ископаемые себя содержать не умеют».

Не в обиду саратовскому областному музею с его огромными территориями, от которых устаёшь, хвалынский собрат очень компактен, но от того не менее насыщен историей. Это, если так можно выразиться, более домашний музей. Нигде я не видела такого разнообразия чучел пернатых: гриф, канюк, зимородок, сапсан, пустельга, сова, тетерев, чайка… Меня поразил лебедь ростом с человека! Хвалынск считался птичьим раем, в начале 20 века птицеловство было промыслом. Не случайно одним из страстных занятий на профессиональном уровне Михаила Радищева была орнитология. Сотни чучел были изготовлены по его заказу московской фирмой Лоренца, прочно удерживавшей призовые места на парижских выставках. Теперь они украшают хвалынские, саратовские музеи и даже Эрмитаж.

Учёные говорят, что ни один из районов Поволжья не может сравниться с Хвалынском по количеству и разнообразию памятников истории и материальной культуры – их около тысячи. Вот несколько навскидку: знаменитые меловые горы и сосны; необычайной широты Волга; сотни природных родников; лечебные черемшанские туманы, которыми начинают «куриться» деревья после дождя; ионизированный воздух и, конечно, национальный парк «Хвалынский», созданный в 1994 году. По оценкам саратовских учёных, в парке произрастает большая часть всех видов растений Саратовской области – более тысячи, 102 вида – очень редких. Кроме того, сейчас здесь водятся 22 вида зверей и 128 видов птиц.

А яблони всё цветут

Хвалынск считается древнейшим городом Руси, самым старым городом в Саратовской области. Основан в 1556 году как русский сторожевой пост на волжском острове Сосновый. Название Хвалынска связано с употреблявшимся в России в 15–16 веках названием Каспийского (Хвалынского) моря. По другой версии, название было дано по именованию кочевых племён хвалисов.

Эти места сделали своей родиной старообрядцы Руси. Гонимые, к началу XVIII века они бегут на поволжские земли, образованные ими Акатная и Сосновая Мазы, Апалиха, Черемшаны становятся центрами старообрядчества. В 30 километрах от Хвалынска, в селе Поповка, до наших дней уцелела старообрядческая изба с росписями столетней давности.

С приходом непьющих, работящих и богобоязненных старообрядцев начали строиться двухэтажные кирпичные дома, мостовые, в 1842 году появляется водопровод, растёт число водяных мельниц. По Волге сплавляется до полумиллиона пудов зерна, яблоки, сало, мёд, лес, лучшая на несколько губерний гончарная посуда из синих, красных и белых глин. Рыбу возами поставляют в Москву – в свежем, сушёном, вяленом, копчёном виде.

Рыбалка в таких масштабах ушла в прошлое. А вот знаменитые яблоки и сегодня в огромных количествах выращивают и продают.

Веслом по туризму

По итогам 2010 года областная целевая программа «Развитие туризма в Саратовской области на 2007–2010 годы» профинансирована из областного бюджета на 43,5 процента – 282,7 тысячи рублей (при запланированном финансовом объёме в 650 тысяч рублей). Этого хватило на издание буклета «Туризм в Саратовской области» (1000 экземпляров) и выпуск презентационного диска «Туризм в Саратовской области» (600 экземпляров). Ещё приобрели байдарочные вёсла (60 штук) «для реализации водных приключенческих туров по рекам Саратовской области». В прошлом году министр по развитию спорта, физкультуры и туризма Саратовской области Владимир Пашкин заявлял, что туристический потенциал региона используется только на 20 процентов. С туристическими целями Саратовскую область в 2010 году посетили 401,5 тысячи человек, Хвалынский район посетили 120 тысяч человек (100 тысяч в зимний период и 20 тысяч в летний).

***

Жемчужина в грязи

Владимир Маныкин, председатель гильдии туристического бизнеса при Торговой промышленной палате Саратовской области, генеральный директор ООО ТК «Примавера»: – Наш Хвалынск столь перспективен для туризма, что мог бы стать локомотивом для всей области в этой сфере. Сколько маршрутов, туров и экскурсий там можно организовать! Это может быть отдых на любой кошелёк и любой возраст. Одни приедут ради волшебной природы, национального парка с его лечебным воздухом, вторые клюнут на археологические раскопки, третьи на дайвинг, благо глубина Волги в этих местах позволяет. В хвалынских местах много родников, там можно было бы устроить форелевое хозяйство. Недавно появившийся горнолыжный курорт пользуется популярностью не только среди жителей региона, сюда зачастили москвичи.

Вы спрашиваете, почему же богатейший туристический потенциал области не используют, почему Саратовская область не имеет с этого ни прибыли, ни имиджа? Потому что нужно сформулировать идею и вложить в эту сферу немалые деньги, заинтересовать инвесторов. Нужно хорошо потратиться на коммуникации и сервис – построить дороги, гостиницы, пункты питания, примыкающие причальные стенки; нужно преобразить сам Хвалынск, поменяв там старые сети канализации, водопровода, и т. д. и т. п. Это целая индустрия! Развитие туризма в Хвалынске – дело долговременное, за первые лет 10–15 основные вложения не окупятся. Если области удастся со временем выйти на 5–6 процентов рентабельности, то это будет замечательный результат. Для всего мира это достойные цифры, больше – уже попахивает фальсификацией. Если мы, Саратовская область, хотим развиваться, то нам обязательно нужно думать о туризме. Молодцы вологодцы – придумали резиденцию Деда Мороза в Великом Устюге, и туда валит народ. А Архангельская область эту идею упустила. Всё зависит от политической воли и финансовых вложений. К сожалению, сейчас наш Хвалынск – это жемчужина, которая валяется в грязи.