Вместе тесно, а врозь нельзя

Оценить
Свой взгляд на общую дорогу

Сейчас в Интернете стало модным обсуждать всякие статьи типа «9 причин, чтобы уехать отсюда», 10 причин, 14…
Мы, конечно, патриоты и никуда уезжать не собираемся. Но подобные дискуссии считаем правильным делом. Потому как надо называть и всем миром обсуждать то, что мешает нам жить. И далеко не последнее место в этом рейтинге должны занять наши дороги, наше движение, соблюдение нами – и водителями, и пешеходами – правил дорожного движения. Один только пример. В самом захудалом европейском городке, увидев на дороге «зебру», можете смело идти на другую сторону, не вертя очумело головой и не шарахаясь от нежелающих тормозить машин. Теперь попробуйте повторить этот эксперимент у нас, и дай бог вам здоровья.

Ситуация на наших дорогах стало таковой, что характеризируется самым резким образом. «Война между теми, кто ездит, и теми, кто ходит, достигла своего апогея»,– заявил депутат областной думы Леонид Писной. Правда, сказал он это по конкретному поводу – отношениям автомобилистов и пешеходов во дворах. Но нам представляется, что слова Леонида Александровича можно распространить на всю дорожную ситуацию. С этим утверждением согласились почти все наши респонденты.

Материалы подготовили Валерия Белоусова, Ибрагим Бурханов, Вера Салманова, Андрей Сергеев

***

Городская идиллия

Ноги прикроешь – шея мёрзнет, шею прикроешь – ногам холодно

Совсем недавно по адресу улица Соляная, 5/7 (на пересечении с Лермонтова), было проведено, как говорят чиновники, благоустройство придомовой территории – ремонт дороги. Раньше двор был весь изрыт ухабами, теперь стал достаточно ровным. Впрочем, на том положительные изменения практически закончились: места для парковки как было мало, так и осталось поныне – машины стоят везде, на каждом свободном метре. Притом двор спланирован так, что снизу (параллельно Лермонтова) места много, а по бокам (параллельно Соляной и Первомайской) мало: если кто-то додумается поставить авто как раз сбоку, то другим машинам не останется ничего лучшего, как делать круг. Когда я уходил, мне пришлось наблюдать характерный пример: водитель «шестёрки» объезжал двор из-за поставленной посреди дороги «Нивы», которую, как известно, не назовёшь самой маленькой машиной.

Ещё более странно на фоне отремонтированной дороги смотрелась заброшенная детская площадка, оцепленная со всех сторон стройным забором машин. Очевидно, что её время ещё не пришло: горы мусора, камни, поваленное дерево, неровная поверхность (а ведь дети там играют в футбол!) – ещё не повод для ремонта.

К моему удивлению, жильцы достаточно равнодушно отнеслись к этому вопросу. Многие считают, что пользу от ремонта почувствовали в первую очередь владельцы автомобилей, потому что места больше для пешеходов не стало, «детям играть негде, выпустить их просто некуда, они предоставлены сами себе». Выходило, что «заасфальтировать-то заасфальтировали, двор вроде как расширили, но всё равно, мне кажется, больше места для машин осталось. Так же, как и было». Другой житель двора, автомобилист, констатировал, что «единственный недостаток – это то, что дорога сузилась. Раньше здесь две машины проезжали, теперь одна. А так, в общем, рады и довольны, что наконец облагородили: тут полностью положили асфальт, бордюры… Конечно, можно ещё лучше, но и это неплохо. Была плохая дорога, ямы, люк открытый, а теперь можно ходить, не боясь намочить ноги».

Пенсионерка Нина Клещевникова вспомнила ситуацию до ремонта: «Раньше машины во дворе ставили где попало. Сейчас лучше, но всё равно места не хватает, машин много, у окон часто становятся. И ездят с большой скоростью! Если б они хоть понимали, что здесь двор и тут могут выйти из подъезда, дети играют».

У меня сразу возникает вопрос: а пытаются ли как-то жильцы противостоять подобным ситуациям? Клещевникова отвечает: часть двора специально перегородили цепью, чтобы не ставили машины, приезжающие на рынок «Пешка». Впрочем, до серьёзных конфликтов дело не доходило.

Другая жительница дома, Виктория Польгина, считает, что в плюсе остались все: «Автомобилистам огромная польза, но и дети теперь могут кататься на роликах, играть. Водителям сделали новые парковки и расширили – на их месте раньше были песок, гравий».

В общем, сплошная идиллия выходит. И всё-таки не покидает ощущение, что в этом случае больше выиграли автомобилисты: ремонт коснулся по большому счёту только дорог, а жильцам нужно иногда и пройтись по двору. Увы, желания идти по площадке ни у кого, кроме местных котов, не возникает, потому-то дети и резвятся в проездах, где их может сбить внезапно вынырнувший автомобиль. Конечно, если детская площадка будет восстановлена, дети вспомнят про её существование. Но к тому моменту вполне может случиться, что её площадь (и без того небольшая) будет отдана под стоянку. Выходит как с коротким одеялом: ноги прикроешь – шея мёрзнет, шею прикроешь – ногам холодно.

***

Ни людям, ни машинам

Практика ремонта

В начале августа по почтовым ящикам дома № 79 по проспекту 50 лет Октября разнесли листовки. В них депутат областной думы Василий Синичкин сообщал о том, что благодаря неустанной заботе партии «Единая Россия» о простых гражданах двор приведут в благопристойный вид.

Действительно, через пару дней около дома появились кучи щебня и спецтехника. Работа закипела, удаляли разбитый бордюрный камень, засыпали ямы, укладывали асфальт. Двор менялся на глазах. Жильцы ходили с радостными лицами и не переставали удивляться переменам. Всё бы было хорошо, если бы не одна деталь. Есть во дворе небольшая площадка. В советские времена её украшала металлическая лесенка. Два раза в день подъезжала большая машина, и жители близлежащих домов с мусорными вёдрами в руках поочёредно поднимались по этой лесенке, чтобы выбросить мусор в высокий кузов машины. Процедура была малоприятная и небезопасная, особенно зимой, когда ступеньки покрывались коркой льда. Потом лесенку убрали и поставили несколько мусорных баков. Большинство жителей обрадовались этим переменам, но их радость была преждевременной. Мусор вывозился нерегулярно, площадка превратилась в зловонную помойку с крысами. Наконец терпение одного из жильцов, чьи окна выходили как раз на эту свалку, закончилось. Дождавшись момента, когда освободят баки, он зацепил их тросом и вывез подальше от жилых домов. Двор сразу стал чище, люди смогли открыть окна, а площадку облюбовали автовладельцы.

И вот теперь этот пятачок заасфальтировали, убрали засохшее дерево, грозившее свалиться на припаркованные автомобили, расширили. Но поставили такой высокий бордюр, что заехать на желанную парковку стало невозможно. Рабочие, наводившие окончательный лоск, соглашаются с жильцами, что эта площадка могла бы служить хорошей парковкой. Они и собирались сделать здесь хороший въезд. Но по плану администрации в этом месте якобы должен быть тротуар. Рабочие предложили сделать въезд на площадку самим автовладельцам, подложив какие-нибудь доски, но только после их ухода.

Непонятно, кому пришла в голову мысль сделать тротуар шестиметровой ширины во дворе дома, если учесть, что в этом месте никогда не устраивали шествий и вряд ли будут. И вот теперь во дворе пустует прекрасная площадка на 5–6 машин, а жильцы ставят свои авто на проезжей части.

***

Совет в ответе

Всё, оказывается, зависит от человека и общества в целом

Как вы считаете, действительно ли в городе созданы плохие условия для пешеходов и автомобилистов? Асфальтирование дорог становится поводом для развязывания конфликтов между водителями и пешеходами? Как можно нормализовать сложившуюся ситуацию? Какие меры уже приняты и что предлагает городская администрация для улучшения культуры вождения и хождения пешеходов? Об этом мы спросили специалистов саратовского городского комитета по дорожному хозяйству и транспорту. Нам ответил заместитель председателя комитета Владислав Будников:

«В целях исключения конфликтов между пешеходами и водителями автотранспорта, возникающих из-за выхода пешеходов на проезжую часть, при проведении работ по ремонту придомовых территорий, заказчиком которых являются администрации районов города, восстанавливается покрытие не только проезжей части, но и тротуаров, а также отделяется проезжая часть от тротуаров бортовым камнем. При этом устраняется необходимость движения пешеходов по проезжей части.

Вопросы культуры участников дорожного движения являются частью общей культуры человека, воспитываемой с самого раннего возраста, зависят от состояния культуры общества в целом».

***

Водители, в принципе, те же люди…

В общём, всё взаимно

Совсем недавно друг из Хабаровска сказал мне, что такого беспорядка на дорогах, как у нас, он нигде не видел. Его поразила страсть саратовцев переходить улицу в неположенном месте, да ещё и на красный свет. Но ещё большее его недоумение вызвала привычка автомобилистов парковаться где вздумается и как вздумается. Спору нет, места всегда не хватает, особенно в старых районах города, однако разве для одного Саратова это характерно? Я был недавно в Тольятти, в Беларуси (в Минске и Гомеле), но таких проблем не заметил. Там вообще всё строго.

Стоит ли удивляться, что в ситуациях, когда для участников дорожного движения «закон не писан», у людей сдают нервы и происходят конфликты? Мы попросили респондентов ответить на вопрос: идёт ли сейчас в Саратове своеобразная война между пешеходами и автомобилистами?

Евгения Сочнева,пенсионерка:

–Конечно, вражда есть. Но назвать это войной… Смотря что под этим словом подразумевать. Когда они (автомобилисты) не дают нам дорогу перейти, это – война? Мне кажется, что пешеход редко виноват. Он вечно стоит, ждёт, и мало кто остановится перед ним.

Или шум… Например, у нас под окнами стоят таксисты. Сейчас меньше стало, а раньше стояли целые колонны, и они между собой громко разговаривают, музыку слушают, а ночью спать хочется.

Водители, в принципе, те же люди, но ведут себя часто не по-человечески. Какие-то рамки нужны. Что-то людей за рулём меняет. Может, крутыми себя начинают чувствовать, никого не принимают во внимание: что хочу, то и творю.

Даниил Рясов,студент:

–На мой взгляд, негласная война между водителями авто и пешеходами идёт везде, где бывают нарушения правил дорожного движения. Конечно, наш город исключением не является. Саратов переполнен автомобилями, и пешеход оказывается практически незащищённым. Часто именно из-за ошибок водителя на дорогах случаются трагедии.

Кроме того, возмущает невероятное количество неправильно припаркованных автомобилей, автолюбители совершенно не стесняются заезжать на пешеходные зоны. Они считают себя полноправными хозяевами дорог. Я не оправдываю пешеходов, тем более что многие из них часто нарушают правила. Однако бОльшая ответственность в любом случае лежит на водителе, который управляет автомобилем. Но ведь это средство повышенной опасности!

Культуры вождения у нас, к сожалению, нет. Исправить такое плачевное положение может лишь ужесточение существующего законодательства. Хотя культура вождения – это часть нашей общей культуры, а её повернуть в лучшую сторону не так-то просто.

Ольга Иванова, пенсионерка:

– Не знаю. То, что транспорта много и ездят с большой скоростью, – это несомненно. Порой сложно пройти улицу, всё заставлено. Когда пешеход нарушает правило – это именно нарушение, не вражда. Я не могу рассматривать данный случай как что-то принципиальное. В конце концов пешеход нарушает правила для себя, а не против кого-то. Другое дело, когда у машины спускают колёса. Это могут сделать. Есть некоторые люди, которые срываются при непорядке, когда им надоедает, они могут принять индивидуальные меры. Они могут навредить, не обязательно спустить колёса.

Вот, видите в нашем дворе заграждение? Почему? Потому что туда стремится проехать любая машина. Но кому-то это понравится? Повесили цепь – не заезжай сюда! Надоедает. Под окнами ставят машины, начинают заводить в какое угодно время, когда им удобно, а жители не хотят этого, вот они и принимают меры.

Сергей Давыдов, отставной военный:

– Конечно, война идёт. В первую очередь она выражается в хамском отношении автомобилистов к пешеходам. Автомобилисты игнорируют пешехода, не уступают ему дорогу, игнорируют пешеходные переходы. Пешеходы со своей стороны тоже переходят в неположенном месте, создавая, таким образом, проблемы сидящим за рулём. В общём, всё взаимно. Кто виноват? Здесь, мне кажется, не хватает культуры общения, культуры вождения… Ну вот, сами видите… [В этот момент на перекрёстке резко сорвалась с места машина, проигнорировав сигнал светофора.]

***

Как вы считаете, правда ли, что между пешеходами и автомобилистами идёт негласная война?

Да каждый день!

Пешеходы во всём винят водителей. Ну а водители? Те тоже за словом в бардачок не лезут. У них свой ответ на вопрос нашей редакции. Анна Сказко, 20 лет, за рулём 2 года:

–Если честно, у меня не повернётся язык назвать это войной, но что-то такое, безусловно, существует. Мне кажется, что скорее это безалаберность и пренебрежение к правилам, как у водителей, так и у пешеходов. Более того, как показывает опыт, особенно это имеет место в нашей стране, в Европе всё же отношения между водителями и пешеходами более уважительные, уж не знаю, чем это вызвано, может, дело в менталитете.

Со стороны водителя могу сказать, что у нас на дорогах просто полный бедлам. Пешеходы ходят так, как им хочется, и ничего с этим нельзя поделать. Их, видимо, даже не волнует вопрос собственной безопасности, когда они ночью переходят в неположенном месте скоростную трассу или упрямо идут на красный свет. Тем временем водители, невзирая на штрафы, не пропускают пешеходов на переходах, превышают все возможные ограничения скорости и паркуются везде, где душе угодно. Но не думаю, что это именно противостояние пешеходов и водителей, ведь водители так же неаккуратны и по отношению к другим людям за рулём. Поэтому считаю, что это скорее вопрос о вседозволенности, которая фактически никак не наказывается.

Виктор Белоусов, 57 лет, за рулём 10 лет:

– Я думаю, что никакой войны нет. Потому что в данный момент я являюсь то водителем, то пешеходом и никогда не чувствую противоречий. Соблюдайте правила, и всё будет хорошо! Я с пониманием отношусь и к пешеходам, и к водителям. Конечно, бывают стычки между теми и другими, но они меня не касаются.

Ирина Романова, 33 года, за рулём 4 года:

– Да каждый день! Когда я за рулём, приходится терпеть пешеходов, когда пешком – наоборот. Я довольно часто нервничаю из-за невнимательных и легкомысленных людей, которые переходят дорогу там, где им захочется. За всеми не уследишь. Столько раз видела, как какой-нибудь молодой парень несётся на своей новенькой машине и просто не даёт сделать шагу на переходе, отсюда и злость друг на друга. Из-за таких лихих водителей частенько ограничивают движение «лежачими полицейскими» или другими знаками, а это очень неудобно. Чтобы не портить жизнь другим, нужно следить за собой. Лично я стараюсь соблюдать правила движения и на машине, и пешком – моя жизнь и нервы мне дороже.

Артём Калягин, 42 года, за рулём 11 лет:

– Я считаю, что чаще конфликты возникают между самими водителями. Каждое утро, когда мне нужно ехать на работу, я никак не могу выехать из собственного двора, потому что позади моей машины стоят ещё как минимум две другие. Кто виноват, что сегодня утром им никуда не надо ехать или они выходят позже? Зато вечером другая проблема – негде встать. Кстати говоря, тут, наверное, и возникает то, что вы назвали войной. Из-за нехватки мест иногда приходится ставить машину где попало, и некоторые соседи, особенно пожилые, начинают возмущаться и жаловаться, что им негде ходить. Это очень раздражает.

***

Это произошло по вине…

Хроника необъявленной войны

Каждый новый день на улицы Саратова выходят сотни тысяч людей. Не все возвращаются домой целыми и невредимыми. Причиной тому становится ситуация на саратовских дорогах. Сводки дорожно-транспортных происшествий пугают своей регулярностью и одинаковостью.

Очередная авария произошла 15 августа около часа ночи на пересечении улиц Пугачёвская и Новоузенская. Автомобиль Nissanстолкнулся с Daewoo Matiz, в котором находились две девушки. В результате столкновения первая машина по инерции пролетела вперёд, оставив за собой перевёрнутый Matiz. Всего на пять дней раньше здесь же столкнулись две иномарки – Nissanи Subaru. Пострадала женщина.

17 августа в Мирном переулке было полностью парализовано движение трамваев трёх маршрутов – № 3, 9 и 10. Это произошло по вине владельца автомобиля Toyota, уверенного в том, что не помешает передвижению общественного транспорта, припарковав автомобиль в непосредственной близости к трамвайной линии.

Днём позже, 18 августа, в Саратове на улице Усть-Курдюмской автомобиль Opel Corsaсбил пешехода, а на улице Колотилова в Энгельсе женщина, переходившая проезжую часть в неположенном месте, попала под колёса ВАЗ-21063.

22 августа в Кировском районе города на улице Чапаева был сбит шестилетний мальчик, который перебегал через дорогу. Водитель автомобиля Toyotaначал резкое торможение, но, не успев остановиться, задел ребёнка и нанёс ему травмы различной степени тяжести. В этот же день на улице Усть-Курдюмской водитель ВАЗ-2107, нарушив правила, сбил 24-летнего молодого человека, который был госпитализирован в областную клиническую больницу с сотрясением головного мозга и ушибами головы. На улице Буровой женщина переходила дорогу в неположенном месте и попала под колёса ВАЗ-21112, сломав при этом голень.

23 августа, снова на Буровой, в девять часов вечера, 46-летняя женщина пересекала проезжую часть в неустановленном для перехода месте и была сбита автомобилем ВАЗ-21099. Пострадавшую доставили в шестую городскую больницу. ВРтищеве на улице 50 лет Октября ВАЗ-21093 сбил пешехода. Он получил травмы различной степени тяжести.

Использована информация с сайтов

ИА «Взгляд-инфо» и

ИА «СаратовИнформ»

***

Дмитрий Колчин, начальник ОГИБДД УВД по г. Саратову:

Ужесточением наказаний культуры достичь не получится

– Я не считаю, что ремонтные работы городских дорог и внутридомовых территорий являются поводом для конфликтов между пешеходами и автомобилистами. Однако к нам поступали обращения граждан как во время проведения ремонтных работ на придомовых территориях, так и после их завершения. Сначала просили предоставить информацию о владельцах брошенных машин, мешающих проведению ремонта. После укладки нового асфальта начали поступать жалобы от жителей, заявлявших об учащении движения автотранспорта, особенно через сквозные дворы. Нередко возмущённые граждане просят установить на своих придомовых территориях знаки, ограничивающие въезд вовнутрь двора и запрещающие парковку для посторонних. Однако таких полномочий у нас нет.

Во многих дворах также остаётся проблема со стихийными стоянками. Нередко поступают жалобы на автомобилистов, паркующих свои машины на детских площадках. Со своей стороны мы лишь можем посоветовать обратиться в администрацию, например, для установки оградительных заборов вдоль детских площадок.

Культуру вождения и хождения пешеходов необходимо повышать, и начинать нужно с разъяснения правил дорожного движения ещё со школьной скамьи. Также пользу в этом деле принесут публикации в СМИ данных о количестве ДТП с участием пешеходов, со смертельными исходами и т. д. Ужесточением наказаний и повышением штрафов значительных результатов в повышении культуры вождения сразу достичь не получится.

Нельзя забывать и про создание на городских дорогах условий для безопасности пешеходов. Для этого ещё в советское время проезжие части были оборудованы подземными и надземными переходами. Сейчас в определённых местах города также устанавливаются невысокие ограждения вдоль дорог. Делается это для того, чтобы лишить пешеходов соблазна перейти улицу в неположенном месте. Я не сомневаюсь, что количество ДТП с участием пешеходов было бы значительно меньшим, если бы все оживлённые магистрали в нашем городе были оборудованы необходимыми средствами безопасности.