Разруха по-булгаковски
В России готовятся к юбилею Петра Столыпина: в следующем году исполняется 150 лет со дня рождения государственного деятеля, политика и реформатора. Память Столыпина увековечат и в Петербурге, и в Москве. Премьер Владимир Путин предложил коллегам-министрам «скинуться» на памятник Столыпину в Москве, перечислив как минимум месячный заработок. В Саратовской области, в преддверии громкого юбилея, вдруг обнаружили, что единственный в России музей Столыпина варварски разграблен.
Пробки не учли
В минувшую среду на «место происшествия» выехал автобус, полный саратовских пассажиров – членов общественной палаты области, краеведов, историков и журналистов. Пассажирам объявили, что автобус проедет по предполагаемому туристическому маршруту – по местам, связанным с именем Столыпина (из Саратов через Балтайский район в село Столыпино). Вряд ли маршрут учитывал саратовские автомобильные пробки, потому что вместо предполагаемых двух часов путь в один конец занял все три. Впрочем, скучать никому не дали – добровольцы-экскурсоводы без ограничений вещали в микрофон обо всём, что знают о Столыпине и вообще считают нужным сказать о любви к родному краю. Под шелест колёс пассажиров убаюкивали штампованными фразами о «сохранении культурного наследия», «внесении лепты в увековечивание памяти», «неоценимом вкладе Столыпина в развитие региона» и т. п.
Миновали пролески и пруды Новобурасского, хвойные кущи Базарно-Карабулакского районов. Остановку сделали у родника в районе местечка Лесная Неёловка. В начале XIX века там располагалось имение Столыпиных – усадьба, роскошный фруктовый сад, от которых ничего уже не осталось. Теперь на историческом месте современные жилые дома. Председатель общественной палаты любознательный Борис Шинчук припомнил, что предки Столыпина организовали тут первый деревянный водопровод.
Под присмотром полиции
Подъехали к балтайским землям. Маленькая центральная площадь села Столыпино в полуденный час была пуста. Гости вместе с местными чиновниками сфотографировались на фоне бюста Столыпина и, ведомые батюшкой, пошли в местную церковь.
Тем временем журналистов притянуло к себе аккуратное кирпичное здание с куполом, зияющее вырванными дверями и хулигански разбитыми стёклами. Внутри всё обстояло ещё хуже: отколотая напольная плитка, ободранные края гипсокартонных щитов на стенах, из-под них торчат гнутые рёбра металлокаркаса. Мародёры покуражились всласть и за добычей явно наведывались сюда не раз. На ум пришло слово «разруха», причём в булгаковском смысле слова.
Журналистка, которая была здесь две недели назад, рассказывала, что музей был похож на отхожее место – из-за мусорных (и не только) куч внутри. Но к визиту общественников местная администрация, видимо, подготовилась: пол подмели и вывезли не меньше «КамАЗа» мусора.
Прохожий, местный житель Сергей Николаевич, поведал журналистам свою версию разграбления музея: «Музей строили, когда Аяцков был губернатором, а ушёл – начали растаскивать постепенно. Работы в Столыпине нет, колхозы развалили, мужики уезжают в Москву, в Тюмень на заработки. Я у нашего фермера работаю, а молодёжь за копейки не хочет, им бы такую работу, чтоб не делать ничего. Пьют и тащат, что плохо лежит».
В ответ на недоумённый вопрос журналистов, как могли не заметить вандалов тогда ещё милиционеры (домик со свеженькой табличкой «Участковый пункт полиции № 3» окнами выходит на музей!), Сергей Николаевич огорошил откровенностью: «Так они, милиционеры, и участвовали в этом. Есть у нас один милиционер молодой, так он пьяный по селу ездит – то угол сарая сшибёт, то телёнка задавит». Идея создать музей в их селе нашему собеседнику нравится: «Хоть для двух-трёх человек, а всё ж рабочие места».
Идеей создать в Столыпине музей знаменитого государственного деятеля долго была увлечена односельчанка, школьный учитель истории Анна Васильевна Мартынова. По этому поводу встречалась с губернатором Дмитрием Аяцковым, изучала и собрала документы, люди несли к ней домой предметы старины. (История в этих местах буквально валяется под ногами: наш собеседник спрашивал, куда бы сдать найденные на дороге старинные монеты 1748 года.) Но воплотить идею так и не удалось, а теперь и само здание музея почти превратилось в развалины.
Будущий музей начали строить в 1996 году, примерно тогда же селу Калинино вернули дореволюционное название – Столыпино. Но до присвоения музейного статуса дело не дошло. Экспонаты и раритеты, к счастью, сюда тоже не поступали. Так что, по словам главы местной администрации, как самостоятельная единица музей Столыпина официально ни в каких бумагах не значится.
Стыдно за графские развалины
Выездное заседание на столыпинскую тему общественная палата решила провести в развороченном здании. Местные власти (втроём) тоже сидели в общей шеренге импровизированного президиума. Вели себя тихо и грустно, а оживлялись в двух случаях – при обсуждениях на тему «музей нам всем важен, полезен и нужен» и «мы за него не отвечаем».
«Это здание принадлежит правительству Саратовской области, комитету по строительству, – несколько раз повторил глава Балтайского муниципального района Сергей Скворцов. – Комитет не передал здание на местный уровень, поэтому мы ни копеечки местных денег не можем туда направить. Говорить, что мы виноваты, мы довели… Да мы к нему (музею) не имели никакого отношения! Это не наша собственность». Оказалось, что и приглядывать за музеем некому – администрация территориально располагается в другом селе.
Журналисты никак не могли добиться у местных чиновников, сколько лет или месяцев назад здание пришло в такое ужасающее состояние. Борис Шинчук вспомнил, что ещё два года назад здание было в порядке. «Там было проведено электричество, отопление. Оставалось добавить около пяти миллионов рублей, чтобы довести музей до ума, – возмущался председатель палаты. – Я поражаюсь варварскому отношению к государственному имуществу! Но мы приехали не для того, чтобы выяснить, кто больше виноват. 150 лет Столыпину – серьёзная дата, и прийти к ней с графскими развалинами стыдно».
Член общественной палаты Владимир Ташпеков возмущался пассивностью местных властей. И привёл в пример ухоженную могилу Столыпина в Киеве, хотя о ней заботятся власти другого государства. Коллега по общественной палате Евгений Малявко надеется, что в восстановлении музея и выработке туристического маршрута очень сможет помочь недавно созданный в правительстве области комитет по молодёжной политике, охране культурного наследия и туризму под руководством Степана Парфёнова.
Двоюродного дяди родство
Село Дмитровское (будущее Столыпино) Саратовской губернии было основано в конце XVIII века, в начале XIXвека эти земли выделили родственникам будущего саратовского губернатора. Конкретно в этом селе жил двоюродный дядя Петра Столыпина с одноимённой фамилией. Оказалось, что приехавшие в Столыпино историки, музейные работник и архивариусы по-разному оценивают историческую ценность это места и статус будущего музея.
«Ну нет здесь оснований для открытия музея, – восстала директор музея имени Чернышевского Галина Муренина. – Музей – это либо явление, либо событие, либо факт. Ничего этого нет, нет здесь истории. Всё привнесённое будет чужеродным».
«Здесь нельзя строить музей, – поддержал Муренину кандидат исторических наук, краевед Вячеслав Дьяконов. – Сюда даже кресла никто не даст. Даже если мы привезём мощи Петра Аркадьевича, музея здесь не будет. Это тянет, скорее всего, на культурный центр. Пусть один будет в Саратове (существует 14 лет. – Прим. ред.), а второй здесь, в Балтайском районе». На это Борис Шинчук отвечал, что в Столыпине очень даже возможно устроить филиал саратовского краеведческого музея, который «переполнен бесценными экспонатами, находящимися в запасниках».
Директор государственного архива Саратовской области Наталья Широва рассказала, что, изучая столыпинский след на саратовской земле, она и сотрудники архива пришли в недоумение. Не пятнадцать, как считается, а только три деревеньки – Малые Озерки, Козловка и Крутец – имеют отношение к выдающемуся государственному деятелю. Наталья Ивановна считает, что если и устраивать музей и туристический маршрут, то личность Столыпина нужно отразить исторически правдиво и объективно, с опорой на архивные документы. «Было время, когда Столыпина мазали чёрной краской, а сейчас другой перекос – из него делают икону».
Широва спросила, почему бы общественной палате к юбилею Столыпина не заняться чем-нибудь более простым и выполнимым, нежели музей в глубинке. Например, вернуть городу особняк Столыпина на улице Вольской, переселив оттуда противотуберкулёзный диспансер. Борис Шинчук отвечал, что оттуда туберкулёзную палочку 50 лет «выводить» придётся. «Вот и надо начать, чтоб к 200-летию Столыпина успеть!» – подбадривала Широва.
Неласковые рекомендации
Почти каждый присутствующий член общественной палаты сказал своё слово в защиту музея. Единогласно проголосовали за ряд рекомендаций и поручений для различных структур – от местной власти и епархии до губернатора. Общественники советуют привести музей в порядок, создать туристический маршрут по столыпинским местам, выделить финансирование и даже провести поминальную службу на столетие со дня смерти Столыпина, 18 сентября. Не исключено, что по поводу порчи госимущества палата обратится и в прокуратуру. «Рекомендации общественной палаты должны носить не ласковый, а гораздо более острый характер», – сказал Борис Шинчук.
Решено создать рабочую группу по исследованию историко-культурного наследия дворянского рода Столыпиных для последующего развития туристического маршрута. Его общественники предлагают продлить – из Саратова через балтайские земли в Тарханы, которые, как известно, связаны с биографией поэта Лермонтова.
«Разговор состоялся и продуктивно, и эффективно! – сделала вывод член общественной палаты, заместитель председателя правления областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Людмила Бахарева. – Дай бог, чтоб здесь был храм, был музей и поток туристов, которые бы обогащали Балтайский район. Надо придумать что-то новое, такое, чего никогда не было».