Нужен только единый порыв

Оценить
Нужен только единый порыв
То, что делает «Молодая гвардия», – совсем не флешмоб, а скорее всего лишь костюмированные представления
Флешмоб как таковой и флешмоб по-саратовски

Со стороны это похоже на массовый идиотизм. Сотни человек, собравшись в одном месте, молча и одновременно начинают рвать на части газету, а ровно через минуту так же молча расходятся в разные стороны. Но если знать, что это действо произошло в Белоруссии после выборов в 2006 году, а газета называлась «Советская Белоруссия», то становится ясно, что бессмыслица эта – не что иное, как массовый протест. Протест по всем законам флешмоба.

Флешмоб в переводе с английского означает «мгновенная толпа». Классический флешмоб – это мгновенное появление в определённом месте энного количества незнакомых людей, которые действуют по заранее оговорённому сценарию, то есть выполняют некий порядок действий без конкретной цели. Флешмоб был придуман от скуки совершенно безбашенными людьми, которые решили удивить серую толпу вокруг. Акции проходят в людных местах города и занимают не более 15 минут. Кстати, можно сказать, что флешмобом, сами о том не подозревая, занимаются огромные массы горожан: каждый день все вместе к определённому часу они идут на работу, работают и так же одновременно возвращаются домой.

Порывшись в памяти и в Интернете, признаки флешмоба можно отыскать и в Саратове. Условно проводимые в Саратове акции а-ля флешмоб можно разделить на три группы: классические (они же бессмысленные), культурные и социально-политические.

Классический флешмоб

Рассказывают, что в 2005 году любопытный массовый прикол устроили у саратовского цирка. Там, как известно, установлен большой телеэкран, по которому крутят рекламу, объявления, анонсы городских событий и т. п. В назначенный час у экрана собралась толпа человек в 50–60, все они держали в руках пульты от обычных телевизоров и одновременно стали «переключать каналы».

В августе 2008 года в Саратове устроили пенный флешмоб. У «поющего фонтана» на проспекте Кирова собрались люди, которые стали наливать в чашу с водой пенящие средства – гели, шампуни и т. п. На глазах у прохожих фонтан превратился в огромную пенную ванную. Она благоухала до позднего вечера, вызывая всеобщее удивление. Горожане восприняли это как шутку и с удовольствием фотографировались на фоне пушистой пены. Скорее всего, эту идею саратовские моберы подсмотрели у других регионов: до этого пенные флешмобы проходили в городе фонтанов Санкт-Петербурге, а также в Туле.

Культурный флешмоб

С классическим его роднят массовость и договорённость делать что-то одновременно. Так, 12 апреля этого года на студенческой площади СГУ прошёл флешмоб, посвящённый 50-летию со дня первого полёта в космос Юрия Гагарина. Его участниками стали студенты 12 факультетов и институтов вуза. Они привязали к шарам, наполненным гелием, плакаты и рисунки на космическую тему и одновременно по команде запустили их в «космос».

А в мае прошлого года молодёжным советом области был организован «шахматный флешмоб». На проспекте Кирова поставили столы с шахматными досками, и любой желающий мог сыграть партию с воспитанниками школы олимпийского резерва. Несмотря на юный возраст учеников школы (семь-девять лет), горожане были повержены: «школьники» одержали 38 побед, команда «прохожих» – пять.

Социально-политический моб

Он сейчас считается, пожалуй, самым простым, оперативным и безопасным способом выражения общественного мнения, протеста или привлечения внимания к тем или иным проблемам.

В Саратове популярны так называемые театрализованные сценки на злободневные политические и экономические темы. В пристрастиях к подобному креативу замечена партия «Молодая гвардия». Молодогвардейцы любят устраивать шоу перед началом каких-нибудь судьбоносных мероприятий. Особенно у входа в областную думу.

В июне этого года за час до начала заседания думы там собрались молодые люди, одетые в противогазы и нечто напоминающее костюмы химзащиты. Они держали флаги «Молодой гвардии» и плакаты с требованиями закрыть полигон радиоактивных отходов в Татищевском районе, скандировали речовки.

Всего одну черту флешмоба – эпатажность – те же самые организаторы использовали в ноябре 2009 года, когда у входа в думу поставили… «палача». Молодой человек был одет в чёрный колпак с прорезями для глаз и в красную футболку с надписью «Красный палач Российской Федерации». Выстроенные в столбец эти четыре слова явственно составляли «КПРФ». Перед палачом-активистом стоял пенёк, на котором были разложены красные листовки с надписью «Я призываю вас к новой революции! Чтобы 1917-й год был опять у нас на улице!» В руках палач держал красную алебарду и предлагал всем желающим отрубить голову.

Саратовские коммунисты не зациклены на митингах и тоже иногда пользуются модными формами агитации. В апреле 2007 года они организовали акцию «Красная карусель», назвав её «первым красным флешмобом». Несколько десятков партийцев и членов областной организации ВЛКСМ молча, без речовок, громких лозунгов и транспарантов, «вооружённые» лишь красными бейсболками с надписями «КПРФ» и «СССР», полтора часа парами и небольшими группами гуляли по центральным улицам города. Говорят, прохожие, видя множество «комсомолок и просто красавиц», смеясь, спрашивали, откуда столько Красных Шапочек.

Нечто уже более похожее на флешмоб провели в мае этого года. Всем желающим надлежало в определённый день в 13:00 явиться к зданию саратовской мэрии и начать демонстративно пить различные прохладительные напитки – квас, газировку или пиво. Таким образом участники акции хотели выразить свой протест на введение местными властями ограничений торговли квасом и пивом. Акция называлась «Прокопенко (на тот момент и. о. главы администрации. – Прим. ред.), не дай себе засохнуть!» Предполагалось, что явятся около 100 человек, но пришли 25, которые пили в основном квас. Среди участников были замечены активисты регионального отделения ЛДПР, они пожелали заступиться и за вытесненное с улиц мороженое.

К социальному флешмобу в Саратове, хотя и с большой натяжкой, можно отнести «радужный флешмоб», посвящённый Международному дню борьбы с гомофобией. Защитники и представители секс-меньшинств прошли колонной по проспекту Кирова, через парк «Липки» и набережную Космонавтов. У ротонды, памятника, который в народе называют «Саша плюс Саша», моберы выпустили в небо шарики с привязанными к ним записками с желаниями.

***

Александр Пантелеев, независимый политолог, кандидат психологических наук:

ВЛАСТИ ВЫГОДЕН ФЛЕШМОБ

– Старые способы коммуникации – собрания, митинги, выступления у микрофона – давно устарели. Современный человек хочет новых форм.

В основе ФМ всегда есть выражение реакции на что-то. Даже в такой, казалось бы, бестолковой затее, как выстроиться в очередь длиной в километр, пять минут постоять и разбежаться, есть своя реакция. Реакция на скуку, на одиночество. При этом демонстрируется желание общаться. Флешмобы объединяют людей, пусть и на короткое время, не отягощая последствиями, если общение не понравилось. Флешмоб возможен только в том случае, если он содержит элементы новизны и игры.

В политических флешмобах человек может безнаказанно проявить свою политическую позицию, пусть на пять минут, но побыть самим собой. От этого рождается некая удовлетворённость: я сделал всё что мог, и меня за это не накажут. Психологически такие акции очень позитивны и полезны для участников, снимают напряжение, взбадривают, повышают самооценку.

Кстати, флешмобы – удобная штука для властей: люди собрались и разбежались. Такая разовая акция с политическим уклоном никаких последствий не несёт, а вот если она повторяется и принимает систематический характер, вот тогда флешмоб может сыграть роль, на что-нибудь повлиять.

В Саратове я лично не припомню примеров грамотного яркого политического флешмоба. То, что делает «Молодая гвардия», – костюмированные представления, не более того. Настоящий флешмоб придумать трудно, надо учесть актуальность темы, оценить ситуацию, выбрать удачное время. Народ не на каждую тему поведётся!

Павел Томилин, руководитель саратовской молодёжной организации «Новые люди»:

ФЛЕШМОБ ЕЩЁ ПОЛУЧИТ СВОЁ РАЗВИТИЕ

– По моим сведениям, моберы в Саратове есть, и время от времени они устраивают какие-нибудь акции. Я сам принимал в них участие, будучи ещё школьником. Скажем, устраивали такое. По проспекту Кирова идёт человек и разговаривает по сотовому телефону. Он увлечён разговором и не замечает, как за ним выстраивается змейка из десятков человек, которые в точности копируют движения своего «паровоза». Окружающие в восторге, нам весело, всем – хорошо.

Чем интересен флешмоб? Он не требует каких-то специальных навыков, нужен только единый порыв. К тому же такие «массовые приколы» не нужно согласовывать с властями.

Под прошлый Новый год движение «Новые люди» придумало флешмоб, чтобы выразить своё возмущение готовящимся повышением цен на проезд в общественном транспорте. Молодёжь, студенты, для которых это больной вопрос, охотно откликнулись. За счёт организации мы купили маски зайцев и толпой, человек 30–40, катались в трамвае. Пассажиры улыбались, одобряли наши требования, просили разрешения сфотографироваться рядом – как раз наступал год Кролика. Своей цели – не допустить повышения цен – мы не достигли. Потом выяснили, что Саратов и так дольше других городов держался и не поднимал стоимость проезда. В общем, объективно приняли необходимость мер. Акцию больше не повторяли.

Но я знаю флешмоб-акцию, которая, кажется, достигла цели. Этой весной, во время угрозы закрытия Нижне-Волжской студии кинохроники (Дома кино) их защитники вышли на проспект Кирова с кино-хлопушками и кричалками. В этой компании по защите Дома кино было много всяких мероприятий, но я думаю, что этот флешмоб сыграл свою роль в том, что студию отстояли. Вообще, мне кажется, флешмоб ещё получит своё развитие, это эффективная форма протеста или выражения своей позиции.

Массовый спрос на коврик любви

Считается, что первый в мире флешмоб состоялся в Нью-Йорке 17 июня 2003 года. Приблизительно двести человек собрались вокруг одного дорогого ковра в мебельном отделе универмага и стали говорить продавцам, что живут вместе на складе в «пригородной коммуне» на окраине Нью-Йорка и пришли купить «коврик любви». Уже через несколько дней волна акций прокатилась по Америке и Европе. Первые российские акции были организованы через Интернет и прошли одновременно в Санкт-Петербурге и Москве 16 августа 2003 года. Их участники с непонятными табличками встречали на вокзале приехавших поездом пассажиров.