Им шашечки, а нам-то ехать…

Оценить
Саратовские таксисты не боятся новых правил работы, потому что мало о них знают

До вступления в силу нового федерального закона о такси осталось меньше месяца. А страсти вокруг законодательных нововведений кипят с прежней силой. Буквально сегодня в нескольких городах страны – Москве, Ижевске, Воронеже и других – пройдут очередные акции протеста таксистов, видящих в новом законе лишь угрозу своему бизнесу. Не кипит только Саратов. То ли наших таксистов всё в этом законе устраивает, то ли здесь ещё не поняли, что происходит…

Наивно полагать, что нас это не коснётся

Изменения в ряд законодательных актов, в том числе и в закон, регламентирующий правила пассажирских перевозок легковым такси, президент Медведев одобрил и подписал ещё в апреле текущего года. Действовать поправки начнут с 1 сентября. То есть уже меньше чем через месяц жизнь российских таксистов должна кардинально измениться.

Волна возмущения и недовольства новым законом среди таксистов, прокатившаяся по стране, накрыла в основном только те города, где уже были приняты региональные законодательные акты о перевозках пассажиров и багажа легковым такси. В Саратове и Саратовской области подобных документов нет. Поэтому применять федеральный закон о такси, где описаны только общие положения, на территории нашего региона будет затруднительно. Во всяком случае изменения придут к нам с задержкой. Парламентарии сейчас отдыхают на каникулах, и первое заседание состоится только в сентябре. Однако в министерстве транспорта и дорожного хозяйства области меня всерьёз убеждали, что законопроект сейчас находится в стадии разработки и до 1 сентября его обязательно примут.

«Наивно полагать, что положения федерального закона не начнут действовать на территории Саратовского региона только потому, что в настоящее время у нас нет соответствующего областного закона. Сейчас документ активно прорабатывается, с тем чтобы поправки в 69-й федеральный закон с сентября вступили в силу и у нас. Скорее всего, это будет не закон Саратовской области, а постановление правительства», – сообщили мне в областном минтрансе.

С надеждой на губернаторскую голову

В Саратове насчитывается порядка 50 организаций, работающих в сфере перевозок легковым автотранспортом. И никто пока особенно не переживает из-за изменений, внесённых в федеральный закон.

«В нашем регионе, в нашем городе никаких законов о такси нет. Поэтому то, что сейчас принято на уровне Российской Федерации, к нам по большому счёту отношения не имеет», – заявили мне в диспетчерской службе «Алло, такси». Эта компания, кстати, сегодня является наиболее популярной в Саратове и Энгельсе. Но, являясь службой такси по сути, официально такого статуса она не имеет.

В «Алло, такси» нет собственного автопарка, она не арендует автомобили пришедших к ней на работу автомобилистов, не отвечает за техническое состояние машин и физическое – водителей. Предъявить претензии компании пассажир тоже не сможет. Но зато «Алло, такси» (а мы знаем это по рассказам сотрудничающих с фирмой водителей) обеспечивает таксистам свободный, а потому комфортный график работы, беря всего лишь ежемесячную плату за диспетчерские услуги. А пассажиры получают от этой фирмы удобный сервис оформления заявки на такси, приятные цены на услуги и минимальный срок ожидания заказанной машины.

И именно эта компания, по нашим прикидкам, может особенно пострадать от введения новых правил работы в сфере пассажироперевозок. Правда, в «Алло, такси» рассуждать об этом не захотели. Предложили дождаться сентября и посмотреть, что изменится. Ещё не очень веря в то, что федеральные новшества всё же доберутся до Саратова, «Алло, такси» тем не менее пытается подстраховаться. «Для дальнейшей совместной работы наши водители сейчас оформляют ИП, наличие ИП также стало условием при приёме на работу», – сообщили мне в диспетчерской службе.

Водитель такси «Лидер», на днях доставлявший меня из пункта А в пункт Б, признался, что о новом законе о такси он знает по слухам. Но поверхностное знание вопроса не мешает ему считать часть предложений «откровенным идиотизмом». Например, ограничение действия лицензии регионом получения. Ещё больше его смущает обязанность перекрасить машину в тот цвет, который выберет губернатор. «Как-то пока всё непонятно. Мы с мужиками в базе обсуждаем эту тему, так одни одно говорят, другие – другое. Толком никто ничего не знает, поэтому никто ничего и не боится», – объяснил мне водитель спокойствие саратовских таксистов.

Необходимость перекраски автомобилей – единственный пункт в новом законе, который волнует и другую компанию – «Такси «Лада» (одна из немногих работающих в полном соответствии со всеми требованиями к службе такси).

«На нас эти нововведения никак не отразятся, – уверенно заявили мне в руководстве компании. – Мы и так всегда получали разрешения на свои машины, следим за их техническим состоянием, проводим медосмотры водителей, в общем, всё как положено. Этого закона бояться могут только те, кто работает с нарушениями – полулегально или нелегально вовсе. А у нас в Саратове таких компаний хоть отбавляй. Мы же, наоборот, с нетерпением этого закона ждём, потому что он вводит жёсткий контроль за работой такси и ужесточает наказание за нарушения. И это правильно, потому что перевозчик (компания прежде всего, даже если она себя диспетчерской службой называет) должен нести полную ответственность перед пассажирами за своих водителей и транспорт».

Переживают в «Такси «Лада» только за единообразие цвета. «Это, конечно, на усмотрение губернатора, но мы надеемся, что он с головой дружит. Перекраска автопарка влетит нам в копеечку, да и вообще неразумно и неудобно это…» – сообщили мне в компании.

Больше несуразиц, чем правил

Большинство российских предпринимателей и автомобилистов, занятых в сфере перевозок легковым такси, не устраивает практически каждый пункт законодательного акта. Таксисты протестуют против ежедневного медосмотра (лишние сто рублей в сутки), единого цвета для всех машин (от 70 тысяч рублей за перекраску), возрастного порога для авто (не старше 2006 года) и кассовых аппаратов. Дальневосточных таксистов по понятным причинам возмутил запрет на использование в такси праворульных автомобилей.

«Очень много людей не смогут получить разрешение и останутся без работы просто в силу того, что не имеют в собственности автомобиля, а работают на нём по доверенности либо на основании договора аренды. Вызывает беспокойство и пункт о пересечении региональных границ без разрешения. Многие города лежат на границах областей, и, соответственно, переехав из одной области в другую, водители такси могут быть оштрафованы на довольно крупную сумму, не имея разрешения на работу в другой области», – отмечает председатель межрегионального профсоюза таксистов Ярослав Щербинин.

Однако главным промахом в законе эксперты считают то, что разрешение на работу в такси будет выдаваться машине, а не человеку. Тогда как основным фактором безопасности пассажиров и участников движения является всё-таки человек, а не автомобиль. По словам Ярослава Щербинина, в новом законе много несуразиц, но нет того, что действительно должно быть, – правил, регламентирующих отношения пассажира и перевозчика.

«Я бы провёл аттестацию водителей, потому что если приезжает машина, окрашенная в жёлтый цвет, это ещё не означает, что за рулём находится профессионал. Часто водители таких машин ничем не отличаются от бомбил. Хотелось бы введения каких-то правил поведения не только водителя, но и пассажира, скажем, относительно курения в салоне, выбора маршрута, того, какую радиостанцию включать. То же самое касается и оплаты, и тут многое зависит от того, насколько пассажир владеет информацией, заказывая такси либо договариваясь о цене поездки. Конфликты между пассажиром и водителем можно было бы предотвратить введением таксометра, единого как минимум для региона. Сейчас у каждой компании свой таксометр, везде он настроен по-своему, и пассажир, увидев такой прибор, в принципе ничего не может понять».

Государственная логика

У закона о такси изначально была благая цель – начать регулировать нерегулируемый доселе рынок и перекрыть кислород незаконной работе в этой сфере. В частности, избавить рынок такси от так называемых бомбил. Например, в Московском регионе штраф для нелегальных извозчиков авторы законопроекта предлагали поднять до 30000 рублей с нынешних 100. Однако эксперты уже говорят, что бороться с бомбилами таким законом не получится. Новые правила, по их мнению, ударят только по профессиональным такси. Более того, профессионалы уверены, что вступление правил в силу повлечёт за собой повышение цен на услуги официального такси, так как многие официальные сегодня службы такси либо уйдут в тень, либо вовсе с рынка. По подсчётам экспертов, рынок такси благодаря новому закону сократится как минимум на 30 процентов. При этом услуги нелегалов, даже несмотря на увеличение штрафов, будут по-прежнему востребованы.

Да, штрафза перевозку пассажиров и багажа без спецразрешения составит с нового года пять тысяч рублей. Ещё тысячу рублей водитель заплатит государству, если не выдаст чек пассажиру. Отсутствие шашечек на боках и (или) фонаря на крыше автомобиля стоит по госрасценкам три тысячи рублей. Но все эти меры применимы только к легальным службам такси. Их можно остановить и проверить.

Выявление незаконной установки шашечек и фонаря тоже грозит внушительным штрафом и даже лишением номеров вплоть до устранения нарушения. Инспектор ГИБДД может остановить любую машину с шашечками и поинтересоваться наличием разрешительных документов. Но по каким критериям из потока проезжающих мимо КПП машин будут выделяться нелегальные перевозчики, которые никаких опознавательных знаков на себя могут ведь и не навешивать? По наличию в автомобиле пассажира? Но тогда останавливать придётся каждого.

Не найдя логики в положениях нового закона о такси, ряд экспертов пришли к выводу, что вторжение государства в деятельность такси идёт под девизом «Тут где-то наши деньги – кажется, нам недоплатили». Государство, мол, почувствовало, что какой-то доход проходит мимо и его пора прибрать к рукам.

Новые правила

С 1 сентября любая таксомоторная компания или частный предприниматель-таксист будут обязаны иметь разрешение на перевозку пассажиров и багажа. Разрешение будет выдаваться сроком на пять лет, но не на человека (водителя), а на машину. И то лишь в том случае, если автомобиль находится либо в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя (ИП), либо в лизинге. Работать на арендованных автомобилях будет нельзя.

Разрешение на перевозку пассажиров легковым автомобилем (такси) будет действительно только на территории того региона, в котором оно было получено. Хотя региональные власти имеют возможность заключать друг с другом соглашения, позволяющие таксистам пересекать границу регионов.

Документ, позволяющий использовать автомобиль для перевозки пассажиров, должен всегда находиться в салоне машины. И как гласит закон, предъявлять его таксисты обязаны по первому требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника ГИБДД.

Кроме того, на боковых поверхностях кузова каждого автомобиля-такси осенью обязательно должны появиться опознавательные знаки в виде шашечек. На крыше каждого автомобиля-такси должен быть установлен оранжевый фонарь, а на панели управления – таксометр. Водитель будет обязан выдавать пассажирам чеки при расчёте за поездку.

Ещё одно занимательное нововведение – единообразие цвета такси. Федеральный закон, вступающий в силу через три недели, разрешает региональным властям обязать службы такси перекрасить свой автопарк в один цвет. В Барнауле, например, власти сначала решили, что все такси будут теперь жёлтыми. Однако под натиском возмущённых таксистов от этой идеи пока решили отказаться.

Стоит отметить, что сентябрьские ограничения деятельности такси – это пока только первый этап внедрения закона о таксомоторных перевозках. Закон будет вступать в силу постепенно. Вслед за введением в сентябре текущего года новых правил жизни для таксистов в силу вступят и штрафные санкции за их нарушения. Административная ответственность за нарушение закона о такси вводится с января 2012 года. Следующим нововведением станет ограничение количества авто, используемых для перевозки пассажиров и багажа. Оно вступит в силу через четыре года. Максимальное количество легковых такси в январе 2015 года не может быть меньше количества действующих по состоянию на 1 июля 2014 года разрешений, говорится в законе о такси. Если же количество поданных заявлений на выдачу разрешений превышает максимальное количество легковых такси, уполномоченные органы снова проведут аукцион по выдаче разрешений.