Промышленность в ренессансе

Оценить
Областная власть радуется созданному ею инвестиционному климату

Губернатор Саратовской области Павел Ипатов решил подробно обсуждать и освещать модернизацию региональной экономики. В минувший вторник он открыл серию совещаний на эту тему обсуждением проблем технического перевооружения промышленных производств.

На очереди энергетика, стройиндустрия и другие отрасли. Но на самом деле о проблемах глава региона говорить совсем не хотел. Речь должна была вестись исключительно об успехах пятилетки реализации значимых инвестиционных проектов по технической модернизации и о планах на следующие пять лет.

Откуда «пиастры»?

Необходимость таких совещаний Павел Ипатов объяснил двумя причинами. Первая: «модернизация делает производство современным и эффективным, что в свою очередь ведёт к увеличению числа рабочих мест». Вторая: всеобщая модернизация способствует увеличению доходной части бюджета. Что в настоящее время является актуальнейшим вопросом для правительства Саратовской области.

Губернатор отметил, что для успешного проведения модернизационных процессов нужны серьёзные деньги, которых у самих предприятий, как правило, не достаёт. Но тем не менее, в области как-то реализуются десятки проектов, направленных на техническое перевооружение промышленных предприятий и модернизацию производств. Деньги на это всё же откуда-то берутся. За пять лет, с 2006-го по 2010-й, объём финансирования этих проектов составил 116 миллиардов рублей. А в следующую пятилетку, по словам губернатора, вложения вырастут почти в два раза и составят уже 216 миллиардов.

Объяснить, откуда сыплются «пиастры», было поручено министру промышленности и энергетики региона Сергею Лисовскому. И Сергей Михайлович объяснил, что инвестиции идут из компаний, уже владеющих саратовскими заводами, а также от тех инвесторов, которые только-только входят в регион. Здесь же было упомянуто, что новых промышленных благодетелей в область привлекают условия, старательно созданные региональной администрацией. Например, ОАО «НПК «Уралвагонзавод» польстилось на кластерную систему Саратовского региона. «Когда высокопоставленная делегация спросила руководителя Уралвагонзавода, почему он решил строить свой завод в Саратовской области, то он сказал, что увидел по-настоящему создаваемый кластер по производству железнодорожного подвижного состава», – подчеркнул Сергей Лисовский.

Настоящее будущее

С 2006-го по 2010 год у нас в регионе было реализовано 52 значимых (это определение неоднократно подчёркивалось в ходе заседания) инвестиционных проекта. Из них 14 были с объёмом финансирования, превышающим миллиард рублей. На следующую пятилетку (2011–2015 гг.) намечена реализация ещё как минимум 35 проектов. При этом уже определились 12 проектов, объём финансирования которых составит более миллиарда на каждый.

К реализованным проектам глава областного минпрома отнёс нововведения на Саратовском НПЗ (ТНК-ВР), реконструкцию и модернизацию ОАО «СПЗ» (ЕПК), ввод новой производственной линии по выпуску листового стекла на Саратовском стекольном заводе, создание нового производства (цианида натрия) на ООО «Саратоворгсинтез» (Лукойл), запуск новой линии по производству композиционных материалов на Саратовском трубном заводе и прочее.

К реализуемым в настоящее время отнесены проекты по реконструкции производства серной и фосфорной кислоты на ООО «Балаковские минеральные удобрения» (БМУ), принадлежащем компании ФосАгро, (1,5 млрд руб.), строительство завода «Северсталь – Сортовой завод Балаково» (более 4 млрд), выпуск светодиодных светильников и другой энергосберегающей продукции на ООО «Моссар» компании «Инкотекс» (700 млн руб., в этом году – 320 млн).

Они же отчасти считаются проектами будущими, потому что реализация их серьёзно растянута по времени. Проектами настоящего и будущего считаются также производство аммиака и карбамида на БМУ, строительство установки изомеризации и реконструкция установки гидроочистки топлива на НПЗ. На сегодняшний день профинансировано создание опытного производства на базе объекта по УХО в Горном, по результатам которого будет приниматься решение по дальнейшему финансированию создания уже серийного производства.

Дело в кластере

Настоящие и будущие инвестиционные проекты приведут, по словам Лисовского, к постепенному изменению структуры капиталовложений. Увеличится доля вновь вводимых производственных мощностей (с 40 до 45 процентов) и, соответственно, уменьшится доля реконструкции и технического перевооружения (с 60 до 55 процентов). И это, пожалуй, главная задача на ближайшую перспективу.

Достижению поставленных целей должно способствовать создание сети высокотехнологичных кластеров – металлургического, химического и нефтехимического, нефтегазового и т. п. Но в первую очередь министр выделяет здесь кластер транспортного машиностроения, который уже сейчас демонстрирует наибольшие успехи.

В прошлом году, по словам Лисовского, на заводе металлоконструкций освоен и запущен новый вид современной и востребованной на рынке продукции – модификация полых вагонов.

«В июле этого года выпущено уже 480 вагонов на сумму 807 млн рублей. План на август – 540 вагонов. То есть предприятие имеет стабильную базу выпуска продукции, 800 млн руб. в месяц, и продолжает наращивать объём. Мы не сомневаемся, что уже в этом году объём производства увеличится в два раза».

В тот же кластер входит и производственная площадка Балаковского завода запасных деталей, где на сегодняшний день основано новое предприятие – ЗАО «Вагоностроительный завод»: «Сейчас там работают 400 человек, до конца года прирастёт ещё 200. А следующим шагом развития предприятия станет производство пассажирского подвижного состава».

Ещё один значимый проект кластера транспортного машиностроения – ОАО «НПК «Уралвагонзавод», которое начинает строительство своего предприятия по производству заготовок для железнодорожных вагонов.

Вопреки или благодаря?

Отметив чёткость и внятность доклада Лисовского, губернатор решил всё же, что на самые значимые модернизационные проекты нужно взглянуть внимательнее. Слово было передано руководителям пяти предприятий – ФГУП «НПП «Алмаз», ОАО «Саратовстройстекло», ОАО «Саратовский НПЗ», ООО «Саратоворгсинтез» и ОАО УК «Европейская подшипниковая компания» (СПЗ).

Рассказывая губернатору о техническом перевооружении своих производств, директора заводов всё же затронули больную тему. Ряд предприятий оборонно-промышленного комплекса имеют, мягко говоря, сложности в связи с низким объёмом госзаказа.

Николай Бушуев, возглавляющий ФГУП «НПП «Алмаз», пояснил, что проблемы возникли в результате реформирования системы гособоронзаказа. По его словам, старая система своё существование прекратила, а новая ещё толком не сформирована. Ипатов с Бушуевым согласился, отметив, что проблема дошла до президента, и тот раскритиковал министерство обороны в довольно жёсткой форме.

«Действительно, сегодня те, кто поставляет технику в минобороны, столкнулись с серьёзными инвестиционными трудностями, которые сгенерировало министерство обороны», – заявил губернатор. – Радует только то, что предприятия Саратовской области вписываются в процесс перевооружения армии. И путь к новому облику армии долгий».

А вот своего заместителя Александра Стрелюхина, который тоже попытался продолжить тему гособоронзаказа, губернатор не поддержал. Стрелюхин заявил, что именно из-за перераспределения госзаказа серьёзные трудности сейчас испытывают такие предприятия, как Вольский механический завод, Тантал, Саратовский завод приборных устройств… Продолжить список губернатор не позволил. Прерванному на полуслове Стрелюхину напомнили, что тема совещания совсем иная.

«То, что сегодня происходит в промышленности нашего региона, можно назвать ренессансом, – подвёл губернатор итоги совещания. – Саратовская область не утратила своих позиций индустриально-аграрного региона». А вдогонку отметил, что помимо крупных российских компаний в Саратов регулярно приходят иностранные инвесторы. И сделал вывод, что правительство области и другие структуры власти смогли-таки создать благоприятный инвестиционный климат.