Огнегривый лев из Поповки

Оценить
Старообрядческая изба с росписями в деревне под Хвалынском сохранилась до наших дней не иначе как чудом

Как часто то, что буквально валяется под ногами, оказывается кладом. Стоит только посветить на него под правильным углом фонариком. Или взглянуть на привычные вещи «правильными» глазами. История чудесного спасения старообрядческой избы с росписями под Хвалынском тому подтверждение. Этот, возможно, уникальный памятник народной культуры вот-вот должен был исчезнуть, как старый ненужный хлам.

Невероятно, но факт

Всё в этой истории сошлось замечательно случайно и в то же время необъяснимо закономерно. С 22-го по 24 июля я оказалась в Хвалынске, на фестивале семейного отдыха «Хвалынская волна». Перед самым отъездом мама пересказала мне услышанную по радио историю о девушке, которая выкупила в тех краях старинную избу и хочет устроить в ней музей. И вот, гуляя по Хвалынску, забредаю в местную картинную галерею и совершенно случайно встречаю ту самую девушку, Юлию Терехову. Тоненькая фигурка, светлая копенка из косы, серые глазки, подвижная мимика, эмоциональная речь.

Узнав, что я журналист, Юля приглашает съездить на экскурсию в «её музей». На трёх машинах с такими же любопытствующими отправляемся в село Поповка в получасе езды от Хвалынска. По пыльной дороге мимо необозримых подсолнуховых полей, мимо зелёных лугов. Пока не упираемся в заборчик-развалюху и серую деревянную стену избы, поломанные ставни которой виновато выглядывают из зарослей.

Внутри пусто, пахнет старым жилищем. Белеет в полумраке русская печка. Из тусклых квадратиков окошек внутрь проникает солнечный свет. Со стены на меня смотрит огромный лев с человеческим лицом, и от его взгляда хочется спрятаться за чью-нибудь спину. «Тебя там встретит огнегривый лев», приходят на ум строчки известной песни «Аквариума». Нарисованный жёлтый лев лежит на берегу ручья, позади синее небо, деревья, на ветках сидят птицы и… облака.

«Синий вол, исполненный очей» и «золотой орёл небесный» тоже присутствуют. Орёл – на низком потолке, а вол, вернее бык, на стене. Он сверху закрашен, но контуры головы и рогов ясно различимы под слоем краски.

В этой избе росписями покрыты все стены и потолок. Узнаю Георгия Победоносца, протыкающего копьём зубастого змия. На потолке в оранжевом круге фигура человека или ангела без крыльев, он держит ветку с цветами. Посередине этого изображения торчит крюк, на который, возможно, подвешивали люльку. Считалось, что ребёнок, глядя вверх, смотрел на ангела и успокаивался.

В простенках между окнами нарисованы кадки с цветущими деревьями или цветами, над окном – херувим, что подтверждает и подпись. В соседней комнатёнке – сюжетный рисунок во всю стену. На оранжевом фоне по зелёному лугу гонит стадо гусей хворостиной высокий худой мужчина. Мы, экскурсанты, с удивлением слышим, что всем этим росписям более ста лет.

100 квадратных метров истории

Юля Терехова уверяет, что этот старообрядческий дом, скорее всего, был расписан в 1910-х годах. Мол, она разговаривала с бабушкой Матрёной, жительницей Поповки, чья семья в 1933 году купила этот «дом с картинками» у старообрядцев, которых раскулачили.

Почему лев, откуда ему взяться в крестьянской русской избе? В те далёкие времена у людей не было развлечений вроде телевизора, Интернета и магнитофона. Оставались ярмарка, природа, церковь, лубки. Поэтому с любой картинкой общались как с живой. Лев – существо редкое, невиданное, и дети верили, что он за непослушание придёт и заберёт их.

Фигура льва часто встречается в северных росписях, объясняет наш экскурсовод. И почему бы нам не поверить специалисту, хотя и такому молодому: Юле двадцать пять лет. Окончила Санкт-Петербургский университет, по специальности – реставратор живописи. И сейчас продолжает учиться – на искусствоведа и менеджера культуры. Лет пять она занимается старинными росписями, изучала сохранившиеся старообрядческие традиции Бурятии, выезжает с экспедициями по русскому северу – Вологодчине, архангельским и кировским местам, участвует в различных культурных проектах.

В четырёх изображениях – лев, орёл, бык и ангел – Юля видит символы евангелистов. Плюс фигуры Георгия Победоносца и херувима – всё это говорит, что мастер был очень хорошо знаком с традициями иконописи. Руку поволжских иконописцев опознали и местные искусствоведы. Есть надежда выяснить имя автора росписей через архивы. Правда, главная сложность в том, что хвалынский архив со всеми документами до 1918 года сгорел.

«Искусствоведы, которые видят эти росписи, называют их уникальными, – говорит девушка. – Возможно, это единственный в России пример столь полного памятника: расписана не одна дверь или перегородка, а потолок и стены дома». По Юлиным подсчётам, в избе покрыты росписями около 100 квадратных метров поверхности.

Кому баня, кому музей

Историки обнаружили эту избу в 2009 году совершенно случайно. Студенты СГУ приехали в хвалынские края в этнографическую экспедицию, общались с местными жителями, бабушками и дедушками. И кто-то из них обронил, что в Поповке есть «дом с картинками». Студенты не поленились, поехали и… попали в царство крестьянской монументальной живописи.

Прошлым летом Юлия Терехова приехала в Саратов в СГУ на конференцию с докладом о северных росписях. К ней подошли те самые студенты, и слово за слово – зашёл разговор о росписях в Поповке. Сначала Юля вообще не приняла сказанное всерьёз. «Ну какой там может быть домик со львом в Саратовской области!» Но едва увидела фотографии, поняла – «надо брать»! В январе 2011-го она увидела «домик со львом» воочию.

Последние хозяева избы давно перебрались в другой дом, в том же селе. Хотели продать ненужную избушку, но желающих купить её за 10 тысяч рублей не нашлось. Шло время, покупателей по-прежнему не было, и дом решили «раскатать на баню». Девушка из Санкт-Петербурга появилась на горизонте очень вовремя. Заняв у знакомого 80 тысяч рублей, Юля выкупила это строение, и теперь законная домовладелица.

В её отсутствие за чудо-домом приглядывает местный житель дядя Петя. Ему 63 года, он всю жизнь прожил в Поповке и с детства помнит эти рисунки. Рассказывает, что погонщик гусей – реальный персонаж, первый хозяин дома, старовер дядя Тарас. «Этих гусей у него до хрена было! И лицом похож».

Народный лубок в 3D-формате

В планах у Юлии устроить в этом доме музей народной монументальной живописи, не имеющий аналогов в России. Девушка уверена, что у её музея есть будущее: Хвалынский район уж очень перспективен для туризма. Волга, санатории, музеи, чудесные ландшафты, реликтовые сосны, родники, национальный парк, горнолыжный курорт… В общем, старинные росписи в Поповке удачно вписываются в туристический маршрут. («У нас два магазина, в каждом пиво есть, – достаёт главный козырь дядя Петя. – И самогоночки можно найти!»)

Юлина мечта – включить свой маленький музей в медийное пространство. «Чтобы увидеть эти росписи, не обязательно ехать в Поповку, – говорит она. – Любой человек сможет зайти на сайт, посмотреть 3D-панораму нашего музея, почитать о нём информацию, послушать аудиозаписи с рассказами старожилов, посмотреть видео и т. д. Думаю, многие музейные проекты в будущем будут вынесены в интернет-пространство».

В конце концов музей в избе девушка хочет подарить государству. Она бы сделала это прямо сейчас, но власти в этих развалинах видят только развалины. «Надеюсь выиграть грант и сделать здесь нормальную экспозицию, запустить сайт, раскрутиться. Тогда и власти примут мой дар. У музея будет государственный статус, введут ставки, местные школьники возьмут над ним шефство… Подобные прецеденты уже есть».

Но сначала предстоит восстановить и укрепить саму избу, которая за многие годы осела углами, провалилась, обветшала. Любопытно, что крыша этой старушки за сто лет не дала никаких протечек.

У идеи первого музея крестьянской живописи уже появились поклонники. В Интернете (существуют блог и группа в социальных сетях) и в реальности. На несколько июльских дней в Поповку приехали волонтёры, чтобы отмыть избу, разобрать чердак и надворные постройки, очистить от мусора двор. Среди добровольцев – саратовские студенты и москвичи. В проект приглашают всех, у кого есть идеи наполнения музея, историков, специалистов ландшафтного дизайна (подумать над образом гостевого домика и т. п.).

А вот тех, кто хочет попиариться на этом проекте, Юлия чурается. Например, принципиально не хочет иметь дело с партией «Единая Россия», так любящей ловить свежий ветер хороших начинаний: «С партией жуликов и воров мне не по пути». Впрочем, саратовские единороссы на Юлию пока не выходили и растяжку «Верьте только делам!» на избе повесить не предлагали.

Хвалынск старообрядческий

Старообрядчество – та ветвь русского православного народа, что не поддержала реформы патриарха Никона в XVII веке. В частности – некоторые обряды, как троеперстие при крёстном знамении (у старообрядцев – двуперстие). Сторонники старообрядчества были прокляты на церковном соборе 1666–1667 годов.

Гонимые, они переселялись в отдалённые, необжитые края, в том числе приволжские леса, и к началу XVIII века обосновались на территории сегодняшнего Хвалынского района. Образованные ими селения Сосновый Остров (Хвалынск), Акатная и Сосновая Мазы, Апалиха постепенно становились центрами старообрядчества. Саратовский искусствовед Сергей Полозов пишет, что в начале XX века старообрядцы составляли значительную часть общества. На Черемшане в 1909 году было 8 монастырей, в Хвалынске из 15 тысяч жителей более половины придерживалось старой веры.

1920–1930-е годы стали тяжёлым испытанием для старообрядцев Хвалынского района, были упразднены монастыри, власти закрыли их церкви и моленные. Когда староверы стали проводить службы по домам, последовали репрессии. Большинство священников и активно верующих были расстреляны в Вольске в 1937–1938 годах. С этих пор старообрядцы старались скрываться, служили тайно. Но с 1960-х годов власти стали относиться к старообрядцам более терпимо, и службы начали проходить открыто.

У старообрядцев сохранялась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики. Основными учебниками традиционно были азбука, псалтырь и часослов. Благодаря старообрядчеству, сохранились такие уникальные явления русской духовной культуры, как знаменное пение и каноническая икона.