Партия им в помощь

Оценить
Чиновникам – галочку, воду – народу. А народ готов жаловаться турецкому султану…

Функционеры Общероссийского народного фронта провели в минувший вторник обсуждение бюджета Саратовской области. Сосредоточились на задачах по реализации долгосрочной государственной поддержки сельского хозяйства и жителей села.

250 человек собрались в актовом зале аграрного университета – депутаты Саратовской областной и городской дум, представители правительства области, фермеры, главы сельскохозяйственных районов, депутаты муниципальных образований, жители области, журналисты. Зал был заполнен до отказа. Опоздавшие толпились у входа.

Два взгляда на одни инвестиции

Председательствующий на собрании депутат областной думы Николай Кузнецов отметил, что Саратовская область является одним из крупнейших аграрных регионов России, однако имеет явно недостаточный бюджет для поддержки сельского хозяйства. По его словам, «на областном уровне разработаны, но не всегда работают программы, направленные на решение актуальных проблем АПК: многие отраслевые программы недофинансируются».

Николай Кузнецов даже привёл конкретный пример по программе развития перерабатывающей промышленности. Сказал, что объём финансирования по этому году менее трёх процентов намеченного уровня. Это наблюдение депутата технично развенчал выступающий следом министр сельского хозяйства. Александр Игонькин, напротив, считает, что с финансированием и инвестициями в подотчётном ему сельском хозяйстве всё очень даже неплохо.

«В результате реализации инвестиционных проектов в отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности увеличены производственные мощности, прежде всего по маслу растительному. За счёт реализации инвестиционных проектов они у нас выросли в 2,5 раза. Такой результат стал возможным благодаря имеющемуся набору инструментов поддержки АПК: это субсидирование кредитных ставок, лизинг, налоговые преференции…»

Потом министр Игонькин увлёкся и начал перечислять подряд всю государственную помощь, оказанную всем кому можно. В перечне помощи перерабатывающей промышленности появились дотации и на удобрения, и на средства защиты от болезней и вредителей… По словам министра, всего на эти цели за последние пять лет выделено 15 млрд бюджетных рублей. Благодаря этому вниманию в АПК удалось привлечь почти 35 млрд рублей частных инвестиций.

Почему при этом «на каждый бюджетный рубль пришлось по восемь рублей частных инвестиций», слушателям было не очень понятно. Но главное они осознали. Председатель аграрного комитета областной думы Николай Кузнецов что-то путает. На самом деле за последние годы в динамике поступления инвестиций наметился устойчивый рост. «Если за 2010 год в отрасли привлечено 4,6 млрд рублей инвестиций в основной капитал, то уже в текущем году только за первое полугодие более трёх миллиардов рублей. Сформировавшийся на территории области благоприятный инвестиционный климат позволит в пятилетней перспективе привлечь в отрасль около 73 млрд рублей инвестиций…»

Десяток миллиардов на водичку для полей

Министр Игонькин был явно в ударе. Он сыпал миллиардами, отправленными по разным сельхознаправлениям. Особо остановился на мелиорации сельскохозяйственных земель. Сказал, что власть уже пять лет назад поняла, что надо восстанавливать орошаемое земледелие.

«За данный период была проведена реконструкция более 30 тысяч гектаров орошаемых земель и приобретено 130 новых дождевальных машин, а также заменено более 200 километров поливных трубопроводов».

А потом слушателям был предложен хитрый план привлечения федеральных средств. Министр сказал, что в настоящее время разработана областная программа развития мелиорации сельскохозяйственных земель области, «в которой основное внимание уделяется восстановлению и модернизации оросительных систем федеральной собственности». Если собственность федеральная, то и ремонтировать её положено на федеральные средства. До 2015 года ждут не менее 10 млрд рублей. Областным вкладом в общее большое дело станут 3,3 млрд рублей на работы по реконструкции и восстановлению плодородия земель.

О том, что общая сумма бюджетных средств на восстановление разворованных на саратовских полях трубопроводов и поливочных машин равняется объёму бюджетных средств на год жизни Саратова, сельскохозяйственный министр говорить не стал. Мог сравнить расходы на восстановление мелиорации и на строительство водопроводов в тех сотнях населённых пунктов, где нет водоснабжения, но тоже не сделал этого. Он вообще предпочитал не делать акцентов, которые могли бы остаться в памяти у слушателей. Ему почему-то было важно успеть за отведённое время рассказать обо всём.

Например, о том, что у нас беда с овощехранилищами. Те 32, что есть, «по техническим возможностям на сегодня не обеспечивают качественное хранение овощной продукции». А производство овощей между тем растёт. И к 2015 году более чем в десять раз превысит возможности хранилищ. Но о том, сколько денег нужно на строительство хранилищ, есть ли шансы найти их в областном бюджете и какие силы лоббируют получение траншей из федерального бюджета, Александр Игонькин умолчал.

Перешёл к производству животноводческой продукции, где тоже есть рост, который будет только увеличиваться со вводом новых модернизированных животноводческих комплексов и ферм. Но о переработке мяса, которую в области не могут организовать уже десяток лет, не сказал.

Вместо этого зачем-то начал давать раскладку по уровню образования сельских руководителей и специалистов. Высшее образование сегодня имеет только половина работающих. Поэтому надо стимулировать молодых специалистов ехать на село. С выплатами вроде всё нормально. А вот «молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, более 480». Но о том, что найти полмиллиарда рублей на жильё для них не проблема для бюджета, готового закопать в землю 3,3 млрд рублей, говорить не стал.

После получасового выступления министра никто не стал лучше разбираться ни в принципах распределения федеральных и областных средств, ни в приоритетах министерства сельского хозяйства.

И 10 миллионов на водичку для людей

А народ, кажется, и не очень-то интересовали принципы распределения бюджетных средств. Более значимыми для людей оказались их частные вопросы и проблемы. Многие были действительно острыми, но совершенно не касались темы совещания. Например, глава администрации Дергачёвского района, вспомнив, что три недели назад премьер-министр Путин на совещании в Ростове говорил о развитии зернового экспортного потенциала России, спросил, планирует ли областной минсельхоз что-то делать в этом направлении.

Игонькин ответил, что, «когда у нас был высокий уровень валового сбора зерна, мы эту тему рассматривали». А сегодня в основном ведётся работа по реализации зерна через интервенционный фонд РФ. Но в перспективе экспортные поставки планируются. «По данному направлению мы будем формировать партии зерна, – сказал министр. – И думаю, что реализацией зерна на экспорт нам придётся заниматься. Хотел отметить, что мы не только реализуем зерно в интервенционный фонд, но и берём его оттуда. В этом году взяли 70 тысяч тонн зерна, которые позволили нам хорошо провести зимовку по животноводству…»

«Не допустите сокращения объектов сельского здравоохранения и в бюджете примите хотя бы минимальную сумму для поддержки здравоохранения в селе! – раздался просто вопль отчаянья из зала. – Стопроцентный износ оборудования в больницах. Без денег для больниц сельскому населению просто не выжить!»

Министр Игонькин это предложение не комментировал. Он уже раньше в своём докладе сказал, что «на сегодня у нас выпали из реализации программы по развитию села здравоохранение и культура». В связи с тем что на федеральном уровне финансирование этих направлений не было предусмотрено. Это, конечно, был не приговор.

Если верить министру Игонькину, то такое направление, как строительство общеобразовательных учреждений, в прошлом году из федерального бюджета тоже не финансировалось. Но за счёт средств области были продолжены работы по реконструкции школ в Алгайском, Питерском и Ершовском районах. Школа в Ершовском районе даже сдана в эксплуатацию.

О том, что теперь областная власть попытается поддержать здравоохранение, министр не сказал. Отчитался о том, что «в ближайшие пять лет целевым ориентиром будет завершение газификации и ежегодный ввод жилья в объёме 102 тысячи квадратных метров. Остаётся надеяться на то, что новосёлы будут молоды и здоровы и им хотя бы несколько лет не потребуется обращаться за медицинской помощью.

У одного из слушателей возникло сомнение по цифрам поддержки мелиоративного комплекса. Министру пришлось уточнять, что на федеральном уровне уже разработана концепция развития мелиоративных комплексов. И показатели и цифры из этой концепции саратовское правительство увязывает с нашими потребностями.

Один из фермеров предложил вписать в строчку развития села в областном бюджете не только новые квартиры для образованных специалистов, но и межпоселковые дороги. «Такого безобразия люди уже терпеть не в состоянии. Скоро будут писать турецкому султану…»

Самым важным и существенным, на мой сторонний взгляд, стал вопрос водоснабжения районов области. Жители и главы администраций просили дополнительных средств из вышестоящих бюджетов, поскольку в местных бюджетах денег недостаточно. По словам заместителя главы Балашовского района, «в районе прекращена подача электроэнергии на уличное освещение. Не оплачиваем заработную плату работникам администрации, так как нет финансирования».

Александр Игонькин в ответ на этот вопль ответил, что «в областном бюджете на водоснабжение имеется всего 10 миллионов рублей». В шесть раз меньше, чем в прошлом году. «Сейчас решается вопрос о выделении дополнительных федеральных 800 миллионов рублей», – сказал он.

А чтобы исчезли всякие сомнения в том, что чиновники далеки от этой темы, заместитель председателя правительства Сергей Горбунов из президиума поделился информацией о том, что районов, где есть серьёзные перебои с водой, в области очень много – до 80 процентов. Так что на всех сразу никаких денег не хватит. А для того чтобы попасть в программу социального развития села по этому направлению, необходимо подготовить проектно-сметную документацию. Зная, что её подготовка достаточно затратная, саратовское правительство рассматривает возможность частичного субсидирования этих расходов.

Веское депутатское слово

Руководитель фракции партии «Единая Россия» в областной думе Марина Алёшина к концу заседания вдруг встрепенулась. И решила объяснить собравшимся, для чего Народный фронт собирает подобные совещания. «Меня часто спрашивают, что опять придумали, ну что такое народный бюджет? Бюджет всё тот же, но народный он потому, что советоваться с народом будем, куда деньги эти девать». Совет оказался нужным не оттого, что денег много, а «оттого, что их очень мало». Получалось, что власть как бы предлагает такими мероприятиями разделить с ней ответственность за будущие расходы бюджета.

Все возникающие в процессе обсуждения вопросы Марина Алёшина предложила решать на местах, причём лично.

«Если нужна школа, зачем её закрывать? Мы приедем, и вместе давайте посчитаем, давайте подумаем. Я выезжала в Базарный Карабулак, и ко мне лично обратились учителя. Я приехала так же, спокойно села и сказала: девчата, вот такая ситуация, вот такое законодательство. Школа ваша либо будет оптимизирована, то есть ребятки старших классов будут ездить в соседнее село – там дорога нормальная, – либо у вас сохранится школа, но ваша зарплата не вырастет в 2,3 раза, как могла бы вырасти. Посидели, подумали, голову поломали и сказали: да, мы оставим эту школу, как было два года назад. И мы готовы работать за эту зарплату».

По мнению Марины Алёшиной, власти необходимо отвечать на потребности населения, но вместе с тем выделять приоритетные направления: «Если в этом районе надо заняться водой, то всё остальное может подождать, но здесь будет вода. Если здравоохранение важнее – значит, будем заниматься здравоохранением».

Мероприятие завершилось без резолюции. Но протокольная запись велась. Народные обращения из зала Марина Алёшина предложила внести аж в программу партии «Единая Россия». «Я бы попросила Николая Ивановича (Кузнецова. – Прим. ред.) создать рабочую группу, для того чтобы из всего прозвучавшего какие-то предложения легли в основу народной программы. Той самой народной программы, которая будет приложением к программе партии «Единая Россия» на предстоящих выборах в Государственную думу».