Другие две беды
Все ждали губернатора. Раскалённую дорогу в Национальную деревню обильно увлажнила поливальная машина. Все подворья отворили для экскурсий, перед каждым домом установили информационный щит с краткой характеристикой Армении, Грузии, Башкирии и т. д. Совет по взаимодействию с национальными объединениями при губернаторе в этот раз решили провести на Соколовой горе.
Без воды – ни туды, ни сюды
Журналисты изнывали от жары в ожидании главы областного правительства, но вместо него из машины вышел вице-губернатор Александр Бабичев. «Пал Леонидыч приболел», – объяснил он.
Экскурсия по деревне отменилась, Бабичев с министрами сразу направились к азербайджанской башне, где в тени большого дерева большой буквой «П» был накрыт стол. Принесли и мобильную атрибутику – тумбу с флагами, трибунку для выступающих. Прессу загнали на задворки, определив ей дальний пустой стол, откуда ничего не было слышно: о микрофоне никто не позаботился. Воды журналистам тоже не полагалось, и они с завистью поглядывали на чай, варенье и пахлаву, которые разносили во время заседания на П-стол.
«В настоящий момент в Национальной деревне две беды – отсутствие охраны и отсутствие воды», – объявил собравшимся директор Центра поддержки развития национальных культур Валерий Сердобинцев. И Александр Бабичев, и министры, ожидая услышать классическую версию русских бед, засмеялись. Ободрённый этим Сердобинцев прибавил и третью беду – отсутствие финансирования.
Несмотря на то что работы по прокладке водопровода и канализации к деревне закончены, до подворий вода не дошла. На проектные работы по их водоснабжению нужно 650 тысяч рублей, на водоотведение – 500 тысяч. Вышла заминка с появлением общественного туалета: завезли не те унитазы – обычные бытовые меняют на напольные, типа «Генуя». Не всё благополучно и с пожарными резервуарами для воды (общий объём – 100 кубометров): трижды их заполняли водой и трижды они давали течь. «Сейчас устраняется!»
Что же касается денежного вопроса, то Сердобинцев поделился грустной новостью: на днях видел распоряжение правительства области о финансировании деревни на 2012 год, где сказано, что при норме земельного налога в 10 миллионов рублей на все нужды выделено 5 миллионов 400 рублей. А ведь кроме вышеперечисленных «водных трат» газоснабжение деревни обойдётся не менее чем в два миллиона рублей. 481 тысячу рублей придётся отдать за произведённые технические расчёты по присоединению к СПГС, так как мощности Ростелекома для деревни слабы.
«Обещаю экскурсии по злачным местам!»
О больном и давно поднимаемом диаспорами вопросе охраны Национальной деревни эмоционально поведал председатель комитета общественных связей и национальной политики Сергей Авезниязов:
«Город остался глух к моим просьбам, увещеваниям, письмам. Территория, прилегающая к Национальной деревне, является бесхозной. Каждое лето мы ждём с ужасом: вокруг много пожароопасного хлама, ежедневно проходят сотни пикников, разжигаются костры, охраны нет. Надеюсь, что Алексей Прокопенко в новой должности обратит на это внимание. Я готов организовать для желающих экскурсии по злачным местам деревни!»
Руководитель азербайджанской общины Владимир Мурадов рассказал, как в прошлом году рядом, под горой, разгорелся пожар, и находящийся на подворьях народ едва сумел затушить его. Пожарная машина приехала только через два часа.
Сотрудники национального комитета и хозяева подворий вынуждены нести здесь дневные и ночные дежурства, назначили ответственных за багор, песок и т. д. «Город Саратов, ау! Помогите, пожалуйста!»
Заместитель главы Саратова по городскому хозяйству Валерий Васильев отвечал, что по поводу пожароопасных пикников и мусора следует обращаться в ГУВД. Это – вне полномочий города. Что же касается санитарного состояния прилегающей территории, то «на территории парка Победы все работы, связанные регламентом по санитарной очистке, вывозу мусора и противопожарным мероприятиям, выполняются в полном объёме», – сказал Васильев. Конкретные же замечания мэрия готова рассмотреть.
Сергей Авезниязов напомнил, как показывал городским властям конкретные свалки под смотровыми площадками, но, многолетние, они им не интересны. Александр Бабичев примирительно пробурчал что-то вроде «ну обещали же». И предложил в сентябре-октябре привезти сюда волонтёров, студентов, которых можно привлечь к уборке. Тут же Александр Георгиевич дал задание министру образования области Гарри Татаркову и Сергею Авезниязову обдумать эту идею.
Предстоит ещё решить пресловутый финансовый вопрос: оборудование системы видеонаблюдения в деревне обойдётся области в два миллиона 400 рублей. Но, когда их выделят, не известно, а пока присутствующий на совете полицейский предложил временный выход из положения: «Пусть наши мобильные группы из Затона каждый час заезжают к вам».
Губернатор поправится – займётся
Между тем диаспоры, чьи подворья есть в Национальной деревне, продолжают вкладывать в областную собственность и свои деньги. Потому что, по словам директора некоммерческого партнёрства «Национальная деревня» Салмана Мусаева, «мы в неё (деревню) влюблены, это наша инициатива, наша идея».
Никто и не подумал забрать себе компенсацию за построенные дома, сказал директор. Так, за последний год азербайджанцы вложили в проект 3,5 миллиона рублей (закончили внутреннюю отделку башни, устроили музей, оборудовали стационарную шашлычную, возводят караван-сарай); узбеки – два миллиона рублей (построили зимнее здание, дегустационный центр, сейчас ведётся отделка помещения музея и зала заседаний); армяне – 200 тысяч рублей (обустроили двор, разбили газоны и виноградники); корейцы – 70 тысяч рублей; татары – 80 тысяч рублей. На цокольном этаже дагестанского замка сейчас делают незапланированный ранее спортивный зал для занятий национальной борьбы и тяжёлой атлетикой. Русское подворье украсили новыми бордюрами и заасфальтированными дорожками. Строятся чеченцы, сделали косметический ремонт украинцы.
В Национальной деревне заложили новую улицу, на которой должны появиться греческий и чувашский дома, казачий хутор, спортивная площадка для игр в баскетбол, волейбол и мини-футбол. Кстати, в финансирование спортплощадки город Саратов вложил 200 тысяч рублей.
В этом сезоне по деревне начали водить организованные группы туристов с круизных теплоходов. С первого июля провели 33 таких экскурсии, на них планируют заработать около 100 тысяч рублей. Валерий Сердобинцев бойко перечислил мероприятия, проведённые в Национальной деревне за семь месяцев 2011 года, – фестивали, праздники, конкурсы рисунков, презентации районов области, выставки. И предупредил, что запланированные на второе полугодие мероприятия (в том числе дни немецкой культуры в августе, куда приедут 260 гостей) в условиях ограниченного финансирования находятся под угрозой срыва.
Подлил масла в огонь и Салман Мусаев. «Помните, как мы радовались, когда губернатор объявил о выделении деревне 30 миллионов рублей? Очень обидно, что 15 миллионов не освоили. Куда они делись? Не смогли? Хотелось бы, чтоб деньги нашли и освоили».
Александр Бабичев пообещал, что, «конечно, найдутся». И вообще обнадёжил насчёт финансирования: «Средства должны быть изысканы, поскольку время работает на то, чтобы провести эти работы именно летом». Мол, губернатор эти вопросы обещал решить и, как поправится, ещё встретится с лидерами диаспор. А комитету общественных связей и национальной политики Бабичев передал поручение Павла Леонидовича подготовить обоснование всех расходов по Национальной деревне на сегодняшний день.