«Нагнетание обстановки бюджету не на пользу!»
Заключительное, перед думскими каникулами, заседание областного парламента прошло на редкость интересно. И дело не только в правительственном часе, который растянулся почти на два часа, – завершающая весенняя дума была как минимум не скучна.
Как ни странно, места для приглашённых были в большинстве своём свободны. Студенты, которых традиционно в обязательном порядке приглашают на заседания, затаились на каникулах. А глав районных администраций, видимо, не стали рекрутировать в думу, позволив им вплотную заняться более важным делом – уборочной. Короче, в зале заседаний было на редкость комфортно – просторно и прохладно. А депутаты были активны. И не только в ходе правительственного часа, который посвятили весьма популярной в последнее время теме – «О мерах, предпринимаемых правительством Саратовской области, по снижению государственного долга и расходов на его обслуживание».
Заинтересованная Алимова
Начиналось 46-е заседание Саратовской областной думы как обычно, дружным голосованием без вопросов и обсуждений. Но на пятом пункте повестки дня ситуация изменилась – как всегда, благодаря коммунистке Ольге Алимовой. Речь шла о социальной поддержке молодых специалистов, которая начнётся с 1 августа 2012 года. Ольга Николаевна задала Марине Алёшиной, которая докладывала о законопроекте, сразу четыре вопроса. Коммунистку интересовало, сколько денег надо на обеспечение этого закона, сколько в области незаполненных вакансий, что будет с опытными специалистами, которые, в отличие от своих юных коллег, не будут получать 13-ю зарплату, и, наконец, что будет, если люди отработают три года и уволятся – они должны будут возвратить полученные сверх оклада деньги?
Видимо, Марина Владимировна к вопросам была готова, поскольку ответы её были предельно лапидарны. Но не очень полны. На 2012 год потребуется 27 миллионов рублей, на 2013-й – 31 миллион, на 2014-й – 33. В образовании стимулировать будут тех специалистов, которых в регионе не хватает, – учителей иностранных языков, физики, математики. В здравоохранении на селе работает только треть молодых специалистов, а большинство врачей – далеко пенсионного возраста, и что будет, если все они дружно решат уйти на покой, дабы воспитывать внуков. Всё. Алимова этим ответом почему-то удовлетворилась.
Ещё раз вопросы у Алимовой появились в ходе обсуждения законопроекта – согласно ему предприятиям, на которых проходят практику учащиеся и студенты аграрного профиля, выделяются бюджетные средства. Ольгу Николаевну интересовало, почему бюджет должен датировать и студентов СГАУ – федерального вуза – и не обращались ли областные депутаты к своим коллегам из Госдумы, чтобы те помогли им получить федеральные деньги на столь благое дело. Николай Кузнецов, ответственный за вопрос и одновременно ректор этого самого СГАУ, попросил разрешения на вопрос не отвечать. Заметив при этом, что и СГАУ выпускает специалистов, которые работают на регион, и вообще, «нашим вузам грех жаловаться на поддержку наших коллег».
В дискуссию почему-то решил вступить председатель законодательного собрания Валерий Радаев, который поинтересовался у Ольги Алимовой, часто ли она обращается к депутатам Госдумы. «К вашим? Не дай бог», – мгновенно среагировала Алимова. «Нет, к своим», – настаивал Радаев. «Обращаемся». Диалог походил на пинг-понг. «Помогают?» – это опять Радаев. «Конечно», – Алимова.
Бюджет обсуждают не здесь
Думское заседание опять вошло в спокойное и неторопливое русло. И двигалось по нему вплоть до обсуждения очередных поправок в бюджет-2012. Который, и это было понятно сразу, был принят сразу в двух чтениях. Несмотря на жёсткие прения на предварявшем думу заседании бюджетного комитета. И депутаты, и министр финансов Александр Ларионов всё время ссылались на заседание фракции ЕР. Видимо, окончательные решения принимаются именно там.
Надо сказать, что к Ларионову вопросов практически не было. Зато депутаты неоднократно заставляли губернатора подтвердить договорённости, достигнутые на фракции. Например, Денис Фадеев попросил Павла Ипатова успокоить спортсменов, которые никак не войдут в сезон. Ипатов успокоил. Александр Ландо предложил губернатору рассказать о ситуации с филармонией и о том, что, помимо консервации в зиму, там будет сделано. Павел Леонидович тут же сообщил, что слово «консервация» никто не употреблял. А речь идёт о реконструкции здания, которое построено в 20-е годы прошлого века. И средства необходимы, чтобы подготовить здание к зиме. И вообще, на фракции обсуждали, как можно закончить реконструкцию филармонии к 2013 году.
Депутат-строитель Леонид Писной поинтересовался, кто составлял техническое задание на реконструкцию филармонии. После изучения документа Леонид Александрович пришёл к выводу, что филармония может превратиться во второй театр им. Чернышевского. Ипатов тут же предложил Писному дать свои предложения по этой теме.
Александра Ландо помимо судьбы филармонии интересовало, как при формировании бюджета следующего года учитываются предложения, поступающие в ходе формирования народного бюджета. Тут Павла Ипатова сильно выручила депутат-эсер Зинаида Самсонова, которая просто поинтересовалась у Ландо, что такое народный бюджет. Для того чтобы ответить на этот сложный вопрос, Александр Соломонович пригласил Зинаиду Михайловну к себе в кабинет. Та от таких обсуждений благоразумно уклонилась.
Но самое интересное началось после того, как основная повестка дня была рассмотрена. И самое интересное в заседании 27 июля 2011 года называлось «правительственный час».
Виновник – кризис, разруливаем – мы
Как правило, после принятия изменений в бюджет 2011 года кабинет министров покидает зал заседаний областной думы. Но тут после 26-го вопроса никто не тронулся с места.
Заместитель председателя правительства Алексей Щербаков ожидания оправдал в полном объёме. Излишняя продолжительность его доклада (Щербаков перебрал время, отведённое регламентом, в два раза) полностью компенсировалась эмоциональностью и лирическими (или не очень) отступлениями.
Алексей Анатольевич для начала утешил собравшихся, что Саратовская область – далеко не лидер по долговым обязательствам, впереди нас Мордовия, Московская и Тверская области и ещё девять регионов. То есть мы находимся на 11-м месте. В Приволжском федеральном округе – на восьмом. Да, положение нерадостное, но делать из областных долговых обязательств эксклюзивную проблему тоже неправильно.
Затем Щербаков вернулся к печке, к 1992 году. Именно тогда началось накопление долговых обязательств Саратовской области. Именно в 1993 году сельхозпроизводителям начали предоставлять товарные кредиты и областные гарантии под их кредитование.
Объём долгов области на 1 января 1998 года составлял 150 процентов объёма собственных доходов бюджета, на 1 января 1999 года – более 163 %, на 1 января 2000 года – более 138 % собственных доходов. Бюджетный кодекс на тот момент ещё принят не был, и такая ситуация была позволительна.
Вернувшись в настоящее, Алексей Щербаков напомнил, что с 2005 года началась передача на областной уровень многочисленных полномочий. Причём деньгами не подкреплённая. А именно – выплата детских пособий, индексация оплаты труда, обеспечение равной доступности транспортных услуг, модернизация образования и так далее.
Помимо этого счастья, другой финансовой нагрузкой на бюджет легли дополнительные расходы по софинансированию, монетизация, увеличение числа областных льготников.
Далее Алексей Анатольевич рассказал, что области пришлось залезать в долги, чтобы выполнить все социальные обязательства, взятые на себя в «тучные» годы. Но благодаря этому в регионе не было не то что социального взрыва, но и даже социальной напряжённости.
Пусть основным виновником наших долгов является мировой кризис, но разруливать ситуацию должны мы все вместе, примерно так заключил долговую часть выступления Щербаков. И добавил, что нагнетание обстановки по поводу запредельного госдолга области может привести к удорожанию кредитов и, значит, к увеличению нагрузки на бюджет.
О том, что делать, чтобы сократить долги, Алексей Анатольевич сказал весьма кратко (так как сильно перебрал время). По его мнению, надо прекратить принятие новых расходных обязательств и наращивать налоговую базу.
Не нагнетая
Дальше действие развивалось стремительно. Последовали немногочисленные вопросы депутатов. В частности, Александр Галкин посетовал на отсутствие программы по управлению госдолгом и поинтересовался, когда она появится. Щербаков сказал, что такой документ есть, возможно, он несколько формален, но это легко можно исправить. Владимир Соловьёв начал рассказывать о недоработках комитета по имуществу и хозяйстве «Подсосенское», которое обанкротили, потеряв массу бюджетных средств. Щербаков сказал, что «то, что вы рассказываете, – это чистой воды уголовное дело, давайте разберёмся».
Щербакова отпустили с трибуны. Вслед за ним о ситуации в реальных секторах экономики – промышленности и сельском хозяйстве – рассказали профильные заместители председателя правительства Александр Стрелюхин и Сергей Горбунов. К ним вопросов у депутатов не было.
Зато слово взял председатель бюджетного комитета облдумы Николай Семенец, который всё-таки решил ситуацию нагнетать. И начал рассказывать, что по доходам консолидированного бюджета на одного жителя области мы на 77-м месте, а по расходам – на 70-м. И занимаем первое место по доле банковских кредитов в структуре долга. И будущим депутатам достанется в наследство более 30 миллиардов долговых обязательств. А реальных шагов со стороны правительства нет.
В прениях миротворцем выступил Александр Ландо, который предложил вернуться к теме в сентябре. Заодно Александр Соломонович попросил Ипатова подтвердить информацию о ликвидации могильника радиоактивных отходов в Курдюме. Павел Ипатов подтвердил – могильник изначально был временным, потому губернатор написал запрос, когда время функционирования этого объекта закончится, и он будет ликвидирован.
И вот, когда уже все депутаты сказали всё, что они сочли нужным, про работу правительства, а такого почему-то получилось не очень много, слово взял губернатор Ипатов. Причём сложилось впечатление, что как минимум для председателя думы это стало неожиданностью.
Павел Леонидович кратко продублировал доклад Щербакова, резюмировав, что всё, что было сделано правительством, в том числе и взятые долги, сделано для того, чтобы поддержать население Саратовской области. «Мы считаем, что все мы в одной лодке, и спасибо вам за конструктивную поддержку», – сказал Ипатов.