Шашлычная кость в горле

Оценить
Городские власти диктуют свои порядки летним кафе

Очередная жирная (хотя, возможно, и не последняя) точка поставлена на минувшей неделе в деле о летнем кафе «Буратино» на набережной Космонавтов в Саратове. 19 июля Волжский районный суд принял решение о сносе кафе. На обжалование решения у ответчика, дочери экс-мэра Юрия Аксёненко Ирины Роговой, есть десять дней. Если областной суд оставит в действии постановление районного суда, то городские власти наконец-то почувствуют вкус долгожданной победы в затянувшейся борьбе с небедным «Буратино».

Последний гвоздь в гроб для «Буратино»

На месте спорного кафе «Буратино» стоит неприглядное строение, обшитое железными листами. Попасть внутрь невозможно, калитка закрыта на замок. Какой-либо жизнедеятельности внутри нет. Нет и работ по демонтажу здания летнего кафе. Соседи «Буратино» из числа близлежащих субъектов хозяйственной деятельности о его судьбе не знают. Говорят только, что там давно никто не появлялся.

«Газета недели в Саратове» не раз рассказывала о непростой длительной истории с этим летним кафе на смотровой площадке на пересечении набережной Космонавтов и улицы Октябрьской. Ещё во времена Юрия Аксёненко в 2003 году земельный участок в 340 квадратных метров был передан в аренду на 25 лет предпринимателю Владимиру Михалеву, который затем переуступил своё право дочери Аксёненко Ирине Роговой. На выделенной территории было сооружено летнее стационарное кафе площадью около 200 кв. м, которое было оформлено в собственность Роговой.

В июне прошлого года городская администрация обратилась в суд с иском о расторжении договора аренды земельного участка, занятого под кафе «Буратино». Поводом для обращения явилось самовольное проведение ремонтных работ стационарного летнего кафе Ирины Роговой, несмотря на полученный в муниципалитете отказ в реконструкции. В конце лета 2010 года суд принял решение о расторжении договора между администрацией и индивидуальным предпринимателем. Однако право дочери Аксёненко на аренду земельного участка признал арбитражный суд области. Это не смогло остановить запущенный властью механизм восстановления справедливости, и договор аренды земельного участка был всё же расторгнут решением 12-го арбитражного апелляционного суда 14 июля 2011 года. В течение трёх месяцев Рогова имеет право обжаловать постановление в федеральном суде Поволжского округа (Казань).

Муниципалитет также обращался в суд с заявлением о прекращении прав собственности Ирины Роговой на здание кафе «Буратино». И вот на минувшей неделе, практически спустя год, Волжский районный суд принимает наконец решение о сносе кафе. История подходит к концу. Если на следующей неделе начнётся демонтаж строения, значит, Ирина Рогова сдалась. Если нет, значит, дочка экс-мэра продолжает считать заключённого саратовской колонии Юрия Аксёненко влиятельным лицом в Саратове.

ВИП-зоны и мат под окнами

«По набережной гулять нужно, а не пить спиртные напитки в компаниях и спорить, кто лучше споёт «Владимирский централ» в караоке», – говорит спутник молодой девушки в лёгком сарафане. Задетый ветром, этот сарафан «ластится» к ногам молодого мужчины. И он с какой-то даже гордостью смотрит наспутницу, когда она перечисляет неудобства от кафе на набережной: «музыка слишком громкая играет», «выпившие посетители пристают к отдыхающим»…

В единственном летнем кафе на нижнем ярусе городской набережной по-прежнему вечерами играет музыка, посетители наслаждаются близостью Волги и холодным пивом. Администратор заведения доверительно сообщает, что уже два года в этом месте набережной «туго» с разрешением на установку летних кафешек. «У кого всё нормально с документами, тот и продолжает работать», – вступает в разговор парень за барной стойкой.

При двух рядом стоящих ресторанах напротив гостиницы «Волна» несколько лет действуют беседки в зелёной зоне. Ненавязчиво играет музыка, по запаху точно можно определить, что уже почти готова очередная порция шашлыка. Ближе к вечеру и в будний день посетителей собирается предостаточно, а в выходные дни, по словам администратора одного из кафе, затянутого в жаркий день в строгую рубашку, свободных мест в уютных беседках недалеко от Волги найти практически нельзя.

«Если ветер дует, то запахи от шашлыка и дыма попадают к нам в открытые окна, – жалуется мне пенсионерка из дома по набережной. – Приходится их плотно закрывать – при такой-то духоте! Хорошо хоть в таких местах публика собирается солидная, шума и криков от них не много». Другой пенсионерке мешают не сами кафе, а дорога вдоль набережной. Она не может спокойно спать по ночам от шума проезжающих машин и рёва мотоциклов.

И на шашлычный чад, и на шум дорожного движения мои новые знакомые жалуются руководству ресторанов. А мне высказывают свою печаль о том, что, хотя вдоль летних кафе поддерживается идеальная чистота, зелёные зоны всё же должны быть местами общего пользования, они не предназначены только для посетителей дорогих ресторанов: «Кто имел возможность, тот уже уехал из несчастного дома на набережной, подальше от соседства с такими заведениями…»

Самодеятельность не приветствуется

Депутат Саратовской городской думы Виктор Марков считает, что заведений общепита, у которых не всё гладко с законом, в городе просто «завались». Основным нарушением, по словам Виктора Константиновича, является установка временных кафе в зелёных зонах. «В таких зонах нередко появляются различные бетонные постройки, – возмущённо говорит Марков и задаётся вопросом: – Как можно потом разобрать целые «дома», которые установлены под видом временных?»

Марков считает, что владельцы заведений должны как минимум согласовать свои фантазии, например, с комитетом по архитектуре, ведь «не должен каждый украшать город как хочет». Примером «художественной самодеятельности», которая портит облик города, депутат назвал фигуры зверей и сказочных персонажей возле кафе «Русь». Говорит, что ну «никак не связаны они с остальными зданиями по улице Чернышевского».

Из раза в раз на заседаниях думы этот депутат настойчиво поднимает вопрос о законности многих летних кафе. Любимый пример лета-2011 – именно кафе «Русь». По мнению городского депутата, возле этого кафе имеется незаконное сооружение – «кибитка». «Хотя они и достроили свою «кибитку», всё же пошли навстречу и убрали различные садовые скульптуры вдоль дороги», – комментирует Виктор Константинович последние изменения по раздражающему его адресу. По утверждению Маркова, после обсуждения в городской думе районная администрация наконец начала шевелиться: подготовила документы и отправила их в соответствующие инстанции для дальнейшего демонтажа имеющихся построек. Депутат уверен, что в районной администрации разрешение на включение в дислокацию летних кафе «Руси» не давали. «Также остаётся неизвестной судьба законности строения возле этого кафе», – подчеркнул Марков.

На подступах к «Руси»

Прояснить ситуацию с летним кафе и декоративными фигурками возле него с первого раза не удалось. Менеджер дал понять, что на эти вопросы сможет ответить только директор кафе, которого на момент моего визита не оказалось. Менеджер записал мой номер телефона и обещал передать их хозяину заведения. Через два часа директор позвонил и пригласил на встречу, обещая ответить на интересующие редакцию вопросы.

Директор встретил меня в своём кабинете радушно. Я в лоб задал первый же вопрос о законности постройки летнего кафе. Он положил на стол папку с документами. По словам моего солидного собеседника, все разрешительные бумаги у него имеются, здания общепита находятся в собственности. «Летнее кафе является некапитальным строением, – говорил директор «Руси». – Оно включено в дислокацию летних кафе».

Я допытывался: почему, если всё в порядке, представители городской власти используют в вашем случае термин «незаконное строение»? Директор демонстрировал недоумение, говорил, как можно утверждать такое, если нет соответствующего распоряжения или постановления суда? «Если в наш адрес поступит официальный документ, где будет сказано о каких-либо нарушениях, то обязательно всё исправим».

Но все их заведения проходят плановые проверки, и никаких постановлений о «незаконности» установки летнего кафе не было. «Как только шум с моим летним кафе начал затухать, началась вторая волна проверок», – намекает директор на заинтересованность некоторых лиц в данном процессе. И вот уже кафе «Русь» некоторые СМИ называют «дербентским кварталом и прочими несоответствующими действительности именами». Директор не скрывает обиды и говорит, что не понимает, почему определённые лица против оформления здания общепита декоративным камнем и установки возле него фигур животных и сказочных героев. «Многим посетителям нравится наша идея, туристы нередко фотографируются возле них», – снова оживляется и по-детски радостно говорит директор кафе про наводимую красоту вдоль улицы Чернышевского.

Летнее кафе «Русь», которое в последнее время нередко именуют «незаконной постройкой», в этом году не открывалось. По выложенной плиткой дорожке, мимо постриженного газона «с декоративными элементами» вместе с директором кафе подходим к небольшому помещению. Он открывает дверь ключом, и мы попадаем в пустое летнее кафе, где видны следы незавершённого ремонта. «Крышу даже не доделали, закрыли полиэтиленом на время, пока вся эта «кампания» не закончится», – говорит мой экскурсовод. И тут же делится планами. Рассказывает, как хотели создать прохладу с помощью кондиционеров, рядом с кафе подключить оригинальное освещение и сделать декоративный фонтан. Если открыть двери летнего кафе для посетителей в этом году не получится, директор «Руси» твёрдо намерен продлить право на его размещение в дислокации временных летних кафе Саратова на следующий срок.

На прощание он ещё раз повторяет, что если и есть какие-то огрехи в его работе, то это «всегда поправимо и не столь опасно для жителей города, как это пытаются обрисовать некоторые лица».