Не в ладах с экономической реальностью

Оценить
Депутаты припугнули исполнительную власть гневом Владимира Путина

Только пять членов бюджетного комитета Саратовской областной думы посчитали интересы учителей, муниципалитетов, сельхозтоваровпроизводителей и других групп населения более важными, чем интересы железной дороги и спортивных федераций. Поправки в бюджет зависли в воздухе. Их судьбу решит группа товарищей из фракции «Единая Россия».

Предложения правительства

Министр финансов Александр Ларионов принёс депутатам областной думы на заседание комитета по бюджету в минувшую среду раскладку по изменениям в основной финансовый закон области. Главными были деньги из федерального центра – один миллиард 38 миллионов рублей. 200 млн предназначены на строительство дорог, 417 пойдут для покупки жилья уволенным с военной службы, 319 – на возмещение сельхозтоваропроизводителям части затрат на закупку кормов для коров.

Министр рассказал, что правительству придётся взять 660 млн рублей у банков в долг. Деньги нужны на важные расходы. Предстоит повысить зарплату учителям, доведя среднюю учительскую зарплату до средней по области. (На это потребуется 152 млн рублей.) Дальше некуда тянуть и с погашением долга правительства перевозчикам. (Это ещё 400 млн.) Ещё около 100 млн нужны на оплату по исполнительным листам.

Другим принципиальным моментом в докладе министра можно назвать принятое правительством решение об изменении норматива в распределении налогов между областным и муниципальными бюджетами. Этого решения очень ждут в муниципалитетах, потому что без него будет трудно работать над формированием городских и районных бюджетов.

Но депутатов Саратовской областной думы, наделённых полномочиями первыми обсуждать любые изменения в бюджете, новые нормативы расходов как-то не особо волновали. После трёхминутного доклада министра члены комитета по бюджету полчаса давили на Ларионова своими приоритетами. Как выяснилось в ходе заседания, большинство из них правильнее будет считать приоритетами партии «Единая Россия».

Плюс 180 миллионов

Александр Соломович Ландо, до того как стать депутатом областной думы по списку партии «Единая Россия», занимал разные должности. Но наиболее известен жителям области как уполномоченный по правам человека. Сейчас он, похоже, уполномочен транслировать наработки фракции «ЕР».

– Сегодня состоялось заседание президиума фракции «ЕР» под руководством председателя областной думы Валерия Радаева, где мы с участием общественности обсуждали, что делать с филармонией. Это на самом деле укор власти: пять лет прошло, и ничего не сделано после того, как случилось несчастье. – Ландо говорил о пожаре, который произошёл во время концертного выступления мировой знаменитости – джазового виртуоза Аркадия Шилклопера. Из-за замыкания в электропроводке начался пожар, но люди не обращали внимания на дым и с неохотой покидали зал. Шилклопер доигрывал в фойе, пока не началась принудительная эвакуация.

Восстановительный ремонт стоил десятки миллионов рублей. Но в тучные для области годы их почему-то не нашли. И только в декабре 2010 года в закон о бюджете были наконец заложены 30 млн рублей. А потом из-за недостатка доходов и из-за провисания более важных направлений в расходной части ремонт филармонии снова был отложен на неопределенное время.

– Давайте 30 миллионов восстанавливать, – сказал Ландо. И это было совершенно правильное предложение. Потому что Саратов без филармонии немножко уже как бы и не Саратов. И то, что фракция правящей партии в областной думе это понимает, нельзя не приветствовать.

Второй вопрос Александра Ландо однозначно оценить нельзя. И если это тоже боль и забота фракции, то её, фракцию, можно смело назвать коллективным лоббистом интересов железной дороги.

– Руководство думы встречалось с руководством железной дороги, которое ставило вопрос, связанный с деньгами, которые идут на электрички. Стоимость проезда никак не соответствует тем затратам, которые получаются у железнодорожников. Если мы ничего там не сделаем в этом направлении, то с сентября, а может, и раньше электрички будут закрыты, а предприятие будет обанкрочено. Это говорит руководитель железной дороги. Что будем делать с движением транспорта в сады, огороды?

Министр транспорта Иван Панков попытался урезонить депутатов в их желании помочь бедной железной дороге. Он рассказал, что всё не так просто и драматично, как это хочет представить общественности Александр Соломонович. Пригородная железнодорожная компания «Приволжский пассажир» – совместное предприятие. Приволжская железная дорога имеет в нём 50 процентов акций. Правительство области – 49 процентов. И говорить о том, с сентября прекратится движение электричек, можно только по решению двух акционеров. Сегодня получается, что у них разные позиции. Одни хотят денег на покрытие своих затрат, а другие ратуют за то, чтобы эти затраты сделать более рациональными. Говорить о том, что предприятие не получает бюджетных денег, нельзя. Правительство платит за льготных пассажиров 150 млн рублей в год. Чуть больше «Приволжский пассажир» получает от платной категории пассажиров.

Железная дорога насчитала на сегодняшний день, что выпадающие доходы составляют 150 млн рублей. Из-за недорогой цены билетов на электрички. Но, по мнению министра транспорта, на самом деле расходная часть слишком раздута из-за ставок Приволжской железной дороги на аренду подвижного состава и на стоимость текущего и капитального ремонта. «На сегодняшний день они выше, чем в остальных регионах, – утверждает министр Панков. – Поэтому мы проводим с ними работу по поводу снижения ставок, чтобы минимизировать сумму выпадающих доходов от деятельности компании. Им было рекомендовано пересмотреть собственные расходы компании, которые на сегодня составляют около 90 млн рублей».

Этот ответ совершенно не удовлетворил депутата Ландо. Он начал грозить мнением фракции на отказ в материальной помощи железной дороге. «Это серьёзный вопрос. Мы не можем допустить, чтобы электрички перестали ходить», – продолжал стращать коллег тяжёлым материальным положением железнодорожников Александр Соломонович.

Министр финансов Александр Ларионов к бедам хозяев электричек был равнодушен. А вопрос про деньги для ремонта филармонии взял к обсуждению.

– Что значит вы принимаете к обсуждению? Вы должны сейчас сказать! – закричал на Ларионова Ландо, как будто министр финансов наделён полномочиями публично нарушать субординацию, определённую правительственными регламентами, и единолично решать, куда он отправит бюджетные деньги.

– Ничего я не должен, – спокойно сказал Ларионов. – Вы вопрос поставили, его надо в правительстве проработать. Кто сказал, что цена вопроса – 30 миллионов? Может быть, 29, а может, 25? Кто оценил сегодняшнюю потребность? Есть смета какая-нибудь?

С логикой министра спорить не решились. Перешли к прочим важным нуждам.

Плюс 410 миллионов

Председатель комитета Николай Семенец спросил, может ли правительство найти 40 млн рублей на обустройство участков мировых судей по просьбе председателя совета судей и председателя областного суда. Ещё председателя интересовало, как смотрит непосредственно министр финансов на дополнительные расходы в размере 370 млн на нужды областной милиции. Начальник ГУВД Аренин просит на приобретение обмундирования, оружие и на спецсредства для ГИБДД. Вопрос возник потому, что заместитель председателя правительства Алексей Щербаков Аренину отказал.

Министр Ларионов не стал вдаваться в подробности формирования бюджета. Уклончиво предложил вернуться к теме, если по итогам месяца в бюджете появятся дополнительные доходы.

Плюс 60 миллионов

– На имя председателя областной думы поступило письмо от руководителей спортивных федераций. Они утверждают, что если на июльской думе не будет принято решения о финансировании, наши команды не смогут начать сезон 11-го года, и, соответственно, командам придётся сниматься, – начал свою песню о главном председатель комитета по спорту Денис Фадеев. – Вы обещали к этому вопросу вернуться по итогам полугодия. Настало время «Ч». Сегодня в средствах массовой информации будируется информация, что якобы депутаты не выделяют средства на поддержку команд. Мне бы хотелось услышать позицию вашу и губернатора. И чтобы её узнала широкая общественность. Распускаем мы команды (тогда надо распускать и министерство, и наш комитет) или мы будем поддерживать спорт?

– Так поставлен вопрос, что я на него отвечать не буду, – нашёл короткий верный ответ министр финансов. И посоветовал принять решение фракцией и комитетом. И взять на себя ответственность за бюджетные дополнительные расходы на содержание саратовских спортивных команд.

И тут депутат от фракции «Справедливая Россия» Зинаида Самсонова просила депутатов из фракции «Единая Россия» вернуться в ими же созданную реальность и жить в рамках того бюджета, который есть.

– Почему вы молчали, когда повысились страховые взносы, почему молчали, когда газ повысился на 15 процентов, а свет повысился от 20 до 30 процентов? Где принципиальная позиция фракции «ЕР»? Где все были? Мы какие допдоходы ждём? Вы могли эти вопросы поднимать? Почему вы молчали? Вы посмотрите на предприятия: они загибаются. Не будет никаких допдоходов. Будет минус по тому бюджету, что есть, к концу года. Это нужно понимать, – в сердцах не сдерживала не в первый раз эмоции депутат. – Какие новые расходы? Какое дополнительное финансирование? Не надо выдавать желаемое за действительное. Давайте начнём с себя спрашивать. Давайте расходы думы сокращать. Давайте сократим комитет по спорту.

Возвращаться в реальность никто не хотел. Депутат Олег Галкин сказал, что решение в отношении профессиональных команд «не экономическое, а политическое». Что можно говорить о том, все запрашиваемые 60 млн выделять или снизить их за счёт снижения числа команд, которые бюджет примет на финансирование. Но на сегодняшний день есть ноль рублей. И есть проблема развала команд, которые радовали болельщиков. «Такая ситуация была в Самаре. Губернатор вышел и сказал, что закрывает финансирование «Крыльев Советов». Путин потом решал вопрос. Такого хотите?» – довёл до максимума любовь саратовских болельщиков к своим командам Галкин.

– Для Пашкина (министра спорта. – Прим. ред.) это дело чести. Потому что он пришёл из «Кристалла» и могильщиком команды стать не может никак, – подпустил парку Александр Ландо.

Шестеро смелых

Свою лепту в общий неконструктивный разговор внёс депутат Владимир Капкаев, несколько лет исполнявший обязанности председателя бюджетного комитета. Он спросил у министра Ларионова, есть ли в областном бюджете деньги на софинансирование строительства новых дорог. Ларионов честно ответил, что пока нет.

– А смысл тогда какой брать федеральные деньги? – спросил Капакев, то ли намекая на то, что спортивные команды – командами, но лучше найти деньги на софинансирование дорог, то ли на непрофессионализм Ларионова.

– Смысл в том, что они пришли, и их надо заводить в бюджет, – ответил Ларионов. И когда министр финансов уже думал, что буря в стакане воды закончилась и сейчас депутаты возьмутся за ум и проголосуют за правительственные предложения, вдруг оживился депутат Ландо. Он внёс предложение принять новый бюджет не в первом-втором чтении, а только к рассмотрению. Таким образом, можно будет надавить на правительство, вынудив его принять депутатские поправки.

– Давайте услышим ответы на наши вопросы, – сказал он. – Думаю, нам их даст губернатор, если его министры не могут это сделать. Практика показывает, что он находит компромиссы и вопросы решает положительно.

Глава думского комитета Николай Семенец воззвал к депутатской совести. Сказал, что поддерживает все предложения, но перевозчики ждать свои 400 млн больше не могут. И учителя хотят, чтобы их зарплата повысилась. «Мы уйдём на каникулы и вернёмся только в сентябре. Поэтому давайте рекомендовать в первом-втором чтении предложения правительства принять», – советовал он.

За предложение принять поправки «к рассмотрению» проголосовало шесть человек. И только пять – за первое-второе чтение. Значит, до заседания думы предстоит нешуточная борьба политических интересов с экономической целесообразностью.