Бюджет пугает темпами

Оценить
У чиновников и бизнесменов разные планы на прибыль

Если бы у нас в стране налоги оставались там, где они собираются, а не поднимались в основном вверх по вертикали… Если бы налоговые прогнозы делали налоговые службы и они бы соответствовали реальному состоянию экономики… Если бы чиновники думали больше об инвестиционном климате и условиях для развитии экономики… Если бы губернаторы отвечали перед народом, а не перед вышестоящим руководством за то, что на подведомственных им территориях тишь, гладь, да божья благодать… Если бы губернаторы приходили и уходили, а чиновничий аппарат оставался одним и тем же, оттачивая профессионализм и набираясь опыта… То на минувшей неделе у губернатора области Павла Леонидовича Ипатова не было бы совещания по вопросу «О налоговых поступлениях в консолидированный бюджет области в текущем году и мерах по повышению доходной части бюджета».

Ошибочки вышли

Чиновники собрались в белом зале правительства, чтобы выразить свою тревогу и сожаление по вопросу недобора налогов. Фактические темпы сбора отстают от прогнозных. Это означает, что доходов не хватит на запланированные расходы. О расходах внеплановых, дополнительных, не записанных в консолидированном бюджете, нельзя в этих условиях даже мечтать.

В трёхминутном докладе заместителя председателя правительства Алексея Щербакова были названы контрольные цифры. «За шесть месяцев текущего года объём налоговых доходов составил почти 12 миллиардов рублей. Это 117,4 процента к соответствующему периоду 2010 года. Следует отметить, что бюджетные назначения сформированы с учётом темпа роста 124,2 процента». Такой большой темп сборов в бюджет налоговых платежей теоретически был возможен из-за роста акцизов и исходя из прогнозов по налогу на прибыль.

С акцизами пока не очень получается. Региональные чиновники к ним имеют небольшое отношение. Цифру спускают из российского минфина. Деньги, по решению российского правительства, аккумулируются в смоленском казначействе. То ли чиновники из российского минфина ошиблись с расчётами, то ли где-то в пути акцизные деньги области потеряли около миллиарда рублей.

Вторая причина отставания темпов роста налоговых сборов – ошибка расчёта налога на прибыль хозяйствующих субъектов. Саратовские чиновники посчитали, что экономика области ожила после тяжёлых кризисных лет и у предприятий ожидается прибыль, сопоставимая с докризисными временами. И значит, можно ожидать, что сборы от налога на прибыль увеличатся аж на 43 процента по сравнению с 2010 годом. Экономика региона действительно ожила. Обороты производства продукции и услуг растут, но полученные доходы некоторые предприятия предпочитают пускать в расходы. И налогооблагаемая часть прибыли у них не увеличивается, а уменьшается.

Подозрения по оплате в конвертах

У ЗАО «Волгацемент» по итогам полугодия рост налоговых платежей составил всего 9 процентов. По итогам года должен составить 20. Руководители предприятия считают, что так и будет. Падение платежей случилось, из-за того что в январе-марте не получилось сработать полноценно. В ремонте была одна печь, которую запустили только в конце апреля. При этом по отчётности видно, что после того, как в феврале-марте зарплату вообще почти не платили и работники фактически были в неоплачиваемых отпусках, с мая люди получают в среднем на 15 процентов больше того, что было. При этом руководители предприятия погасили в бюджет задолженность по налогу на доходы физических лиц, которая возникла, в связи с тем что производство работало не в полную силу и вырученных денег едва хватало на текущую деятельность.

Выслушав отчёт генерального директора Волгацемента Сергея Григорьева, губернатор Павел Ипатов остался неумолим: «Мы говорим, что у вас роста нет».

– В прошлом году 10,7 миллиона заплатили за шесть месяцев, а в этом году 5,2 миллиона, – расшифровал губернаторские претензии заместитель председателя правительства Алексей Щербаков.

– Из 10,7 миллиона шесть – это погашение долгов за 2009 год, – разъяснил Григорьев.

– Но у вас рост по отгруженной продукции (по деньгам) 130,8 процента, – наседал Щербаков.

– Есть предмет для разбирательства, – вставил своё губернаторское слово Павел Ипатов.

– Нет динамики. Прибыли нет. При этом у цемента была цена 2400, сейчас вы установили четыре тысячи, – продолжал гнуть свою линию Щербаков.

– Средняя цена на цемент в 3600 рублей сложилась с 1 июня. До этого была 2150–2170 рублей, – скорректировал зампреда генеральный директор.

– У нас есть подозрения по оплате в конвертах, – подытожил губернатор разговор. И пообещал вывести Григорьева на чистую воду.

Того же самого хотят и министр строительства и ЖКХ Денис Филиппов, и курирующий эту сферу заместитель председателя правительства Дмитрий Федотов.

Они считают, что Волгацемент должен показывать те же темпы роста, что и Вольскцемент. Последним довольны. Назвали крупным плательщиком. Сказали, что темп роста налоговых платежей составляет 146 %. И в бюджет уже отправлено 58 млн рублей. «При этом по Волгацементу рост цены произошёл на месяц раньше, чем по Вольскцементу», – подзадоривал губернатора профильный министр.

Инсинуации

«Ни о каких конвертах и подобных инсинуациях речь у нас не идёт и не будет идти», – предупредил выступающий следом генеральный директор ОАО «Птицефабрика Михайловская» Алексей Щербаков. И начал подтверждать это цифрами: зарплата выросла за шесть месяцев с 16800 рублей до 17710. Платежи по подоходному налогу выросли на 11 %. За шесть месяцев 2010 года платежи в бюджет составляли 9,5 млн рублей, за шесть месяцев 2011-го – 10,5. «Выручка от основной деятельности тоже выросла. Мы произвели продукции в 2010 году на 397 миллионов, а за 2011-й – на 428 миллионов», – делился успехами генеральный директор, которого в докладе назвали среди тех, кто причастен к проседанию доходной части бюджета. Но по большому счёту трепали гендиректора зря. При подготовке совещания можно было бы выяснить, что отставание по темпам роста налоговых платежей, которые так интересовали в тот день губернатора, произошло из-за авансовых платежей в бюджет 2010 года.

Надо думать, что примерно так и происходят совещания по добиранию недостающих платежей в бюджет в конце года. Чиновники давят на руководителей предприятий, и те соглашаются заплатить налог упреждающе, в счёт будущего периода. А потом чиновники об этом благополучно забывают.

Например, саратовский филиал Сбербанка в четвёртом квартале прошлого года «переплатил» в счёт нынешнего года 96 млн рублей. При этом его тоже вызвали к губернатору «на ковёр». Разбираться, почему в этом году налоговые платежи за первое полугодие составили 501 млн, тогда как в прошлом году по первому полугодию в бюджет заплатили 570 млн. Представитель Сбербанка разницу легко объяснила, напомнив про аванс и про то, что начислено-то не 501, а 600 млн. Так что рост-то есть. А будет ещё больше. По второму полугодию, если губернатора так уж интересуют темпы, ожидается не меньше 40 процентов роста по отношению к аналогичному периоду. Жаль, что представителю Сбербанка не хватило смелости и задора съязвить, что 140 процентов будет по сравнению с начисленными по прошлому году платежами. И не надо в них учитывать 96 лишних авансовых миллионов.

Догадка о том, почему налог на прибыль важнее подоходного налога

Первый заместитель министра экономического развития, фактически исполняющий обязанности министра, Андрей Шеметов начал с того, что «нестабильна ситуация по банку «Экспресс-Волга», потому что налог на прибыль сократился до 77 % из-за роста филиальной сети. А закончил тем, что «с руководством банка была проведена работа», и если руководство примет решение по дальнейшему увеличению роста филиальной сети, то всё будет нормально, потому что подоходный заменит собой по объёму налог на прибыль.

Заместитель председателя правления банка «Экспресс-Волга» Олег Асосков подтвердил, что у них изменилась структура налоговых платежей. В ней практически в два раза увеличилась доля НДФЛ.

– Нам радости никакой, – возмутился этими подробностями губернатор.

– Увеличился ещё налог на имущество.

– Но получается, что прибыль есть, а прибыли нет, – стоял на своём Павел Ипатов. – А эти радости, когда сбрасывают налог на прибыль, не нужны нам.

Временами разбор полётов чужого бизнеса, устроенный саратовскими чиновниками во главе с губернатором, рождал крамольные мысли об оторванности областной власти от реальности.

Вот у них два крупнейших плательщика – железная дорога и БАЭС – «ломали всю картину по доходной части бюджета». При этом вместо того, чтобы трясти руководство концерна «Росэнергоатом» за то, что за Балаковскую атомную станцию не доплатили в бюджет области 200 млн рублей, сотрясали возмущением стены саратовского правительства.

Приволжская железная дорога – тоже филиал российского концерна. И за обещания, полученные губернатором от главы РЖД Владимира Якунина, надо и спрашивать с Якунина, а не с начальника ПЖД Александра Храпатого. При этом хорошо бы помнить о том, что кур, несущих золотые яйца, не давят. За ними принято ухаживать. И если в прошлом году всеми предприятиями РЖД и дочерними обществами на территории области заплачено 3 млрд 22 млн рублей различными налогами и в этом обещают заплатить сопоставимо, то зачем топать ногами, пугая налогоплательщика и вешая на него свои проблемы?

Наш региональный инвестиционный климат, как было сказано на этом совещании, уже не очень устраивает Ростелеком, и операторы большой тройки связистов посматривают на другие регионы. Разве принципиально важно, какими конкретно налогами плательщики обеспечивают общий объём? Ведь если растёт объём НДФЛ – это гораздо лучше для экономики. Потому что данный факт говорит о том, что люди получают более высокую зарплату, которую они понесут в магазины, стимулируя торговлю. Есть, правда, один нюанс. НДФЛ делится между региональным и муниципальными бюджетами. А налог на прибыль – между региональным и федеральным бюджетами. И может быть, для Павла Ипатова важнее именно наполнение областного бюджета и собственный отчёт за те платежи, что идут в распоряжение федерального центра?

Муниципалитеты взяли пример с регионального уровня

О собирании доходной части бюджетов муниципалитетов отдельно докладывал министр финансов области Александр Ларионов. Из его подробного доклада можно было понять, что бюджеты собираются очень по-разному. И разница в темпах по разным платежам очень значительная. От втрое меньше запланированного до втрое больше запланированного. При этом основные пляшущие цифры наблюдаются по земельному налогу и платежам за реализацию муниципального имущества. НДФЛ и транспортный налог поступают более ровно.

По земельному налогу ситуацию попытался прояснить депутат Саратовской областной думы Павел Большеданов. Он провёл собственное расследование и выяснил, что база данных муниципалитетов по этому налогу не совпадает с базой, которая есть у регистраторов имущества и у налоговиков. При этом муниципальная база – на бумажных носителях, а у налоговиков и регистраторов – базы в электронном виде. Можно, конечно, делать выверку. Но далеко не все муниципалитеты к этому готовы. А разнобой из-за разных баз приводит к недобору половины возможного земельного налога. То есть муниципалитеты, по мнению Большеданова, планируют, исходя из своих знаний о собственниках земли, а налоговики ведут сбор налога далеко не со всех. Участники совещания начали оспаривать эту цифру. И сошлись на пятипроцентной разнице, которой можно и пренебречь. Потому что земельный налог скоро заменят налогом на недвижимость, и будет формироваться новая база.

Основной проблемой в деле собирания собственных муниципальных финансов можно назвать завышенные обязательства бюджета по сравнению с запланированной базой, которая не везде достигнута по итогам шести месяцев. Запланированные высоты вряд ли удастся взять и по итогам года. А это значит, что дополнительно взятые на себя расходные обязательства бюджета в размере более чем 500 млн рублей муниципальным властям хорошо бы сократить заранее. И новых обязательств не набирать ни в коем случае. Потому что иначе их придётся оплачивать из областного бюджета. А тот и так «трещит по швам», не набирая запланированных темпов.