Запрет есть, а права нет

Оценить
Запрет есть, а права нет
Расстановка дорожных знаков в Саратове определена постановлением мэра пять лет назад и, похоже, не отвечает сегодняшней ситуации

За прошедший год на улицах Саратова появилось 30 тысяч новых автомобилей. А улицы как были узкими, так и остались. Пробок в городке всё больше, и миновать их всеё сложнее. Одной из причин неоднократно называлась неразбериха с дорожными знаками. Равно как и «необязательность» подчинения водителей их требованиям.

Депутат городской думы Виктор Марков неоднократно публично выступал с заявлениями о том, что многих знаков в городе быть не должно. По его мнению, для них просто нет законного основания. «Регулирующего дислокацию знаков документа на сегодняшний день нет. Пока только идёт работа над его созданием», – подчеркнул в беседе с корреспондентом Виктор Константинович и добавил, что средства на его разработку уже выделены. До появления этой официальной карты знаков нельзя определить законность их установки, особенно в центре города. Сейчас можно лишь констатировать, что в сердце Саратова понаставлено чрезмерное количество различных запрещающих знаков. «Среди них – «Остановка запрещена», «Движение запрещено» и другие», – поясняет Виктор Марков. Для примера депутат назвал несколько адресов.

Одним разрешено, другим нет

На пересечении улицы Радищева и проспекта Кирова перед консерваторией установлен знак, запрещающий остановку транспорта на протяжении 50 метров. В здании музыкального образовательного учреждения находится банк, возле которого дежурит сотрудник ДПС. С жезлом в руке и с фуражкой на затылке этот страж порядка с пивным животом мирно беседовал с местными таксистами. Оба таксиста – явные нарушители. Один остановил свою машину на перекрёстке, другой поставил прямо под запрещающий знак. Но, видимо, тесное знакомство с представителем ГИБДД давало таксистам полное право демонстративно показывать своё отношение к правилам дорожного движения.

Недалеко от них поставил свою «Газель» неместный водитель. Он считает, что запрещения не нарушает, «так как проехал нужные 50 метров». Не споря с ним, отправляюсь за консультацией к машине ДПС, что стоит ближе к стадиону «Динамо».

«Пятьдесят метров сделали из-за банка?» – спрашиваю лейтенанта полиции. «Нет, там образовательное учреждение находится. Поэтому знак такой установлен». По словам напарника молодого «гаишника», запрещающий знак висит на перекрёстке уже лет десять. «А должен там быть?» – начинаю расспрос. «Висит – значит, должен», – отвечает сотрудник ДПС. И объясняет, что «все знаки согласуются с дорожным комитетом, и просто так поставить их нельзя».

Вдоль всей улицы Волжской от Соборной до Радищева по обе стороны установлены знаки, запрещающие остановку машин. Однако наличие «крестов» (остановка запрещена) водителей явно не смущает. В обеденное время найти свободное место для автомобиля вдоль «Липок» практически невозможно. На другой стороне возле здания, принадлежащего саратовской епархии, стоит знак, информирующий о работе эвакуатора. Брошенных машин вдоль проезжей части я не увидел, но на тротуаре их не пересчитать.

Подхожу к молодому нарушителю на бюджетной иномарке, интересуюсь причиной нарушения. «А где ещё ставить? – задаёт он мне встречный вопрос. – Официальных парковок в центре нет, приходится нарушать на свой страх и риск». При этом с удовлетворением отмечает, что особого контроля за соблюдением требований дорожных знаков нет.

«Работающих эвакуаторов в этом году я здесь не видел, хотя табличка висит», – оправдывает своё нарушение парень на «семёрке». Да и они, по словам автомобилиста, забирают машины не все. «Мою заберут, а впереди стоящий джип с номерами «001» или ВИП-серии – сто раз подумают», – посвящают меня в тонкости работы саратовских эвакуаторов новые знакомые. О таких тонкостях, как законность установки знаков, они даже не задумывались.

«Наверное, есть какой-нибудь официальный документ или постановление, раз он висит», – рассуждает Владимир Иванович на «Волге». Другой же водитель, услышав, что знак может быть установлен незаконно, чуть не впал в ярость прямо на моих глазах. «Нарушаешь, рискуешь схлопотать штраф и нарваться на эвакуатор, а знака быть не должно?» – эмоционально, с нецензурной бранью возмущается возможными неправомерными действиями властей водитель белой «четырнадцатой».

Ты не в Америке…

На пересечении Вольской и Кирова дежурила машина ДПС. Она сама нарушает знак «Остановка запрещена (кроме инвалидов)». Позади неё в два ряда выстроились машины, часть из которых выбрала себе парковкой тротуар перед ТЮЗом. Подхожу к «гаишникам» и интересуюсь дисциплиной, делаю при этом акцент на том, что среди владельцев стоящих авто нет инвалидов. Сотрудник ДПС докуривает сигарету и рассказывает, что культура вождения в Саратове низкая, жители наплевательски относятся к знакам, бросают машины где хотят и т. д.

«Есть ли у вас право выписать штраф во время отсутствия водителя и положить квитанцию под щётку лобового стекла?» – спрашиваю капитана. «Мы же не в Америке живём!» – с улыбкой отвечает сотрудник ДПС. И признаёт, что на законодательном уровне ещё много пробелов, и пока не хватает полномочий, чтобы наказывать нарушителей знаков и правил движения. По его словам, технических средств у ГИБДД также недостаточно.

Но вдруг коллега капитана увидел женщину в деловом костюме, идущую к припаркованной под запрещающим знаком иномарке. Он подошёл к машине, представился и начал что-то записывать в протокол. Закончив процедуру оформления штрафа, пошёл к другому подоспевшему нарушителю. А кто может проверить, какому количеству нарушителей сотрудник ДПС выпишет квитанцию, а с кого возьмёт наличными? За смену приличная сумма может получиться, думал я и с мыслями о «рыбном месте» отправился дальше.

В самом сердце Саратова уже много лет можно увидеть практически круглосуточно дежурящего регулировщика на углу Дзержинского и Чапаева. Светофора там нет, движение по второстепенной улице достаточно слабое. Единственная причина установки «живого светофора» – расположенные на этой улице здания областных управлений МВД и ФСБ. Регулировщик оказывает помощь силовикам, которые по роду службы не могут долго стоять на перекрёстке и пропускать обычных людей по главной дороге. А чтобы другие не могли проехать по спецкварталу, здесь установили запрещающий движение знак. Для контроля за соблюдением запрета поставили ежедневный наряд.

Дежурившие на перекрёстке сотрудники ДПС комментировать необходимость этого знака в центре города не стали. Они лишь подчеркнули, что улица «и так узкая, если все будут проезжать и ставить свои машины, то это затруднит подъезд к месту работы высшему руководству».

«Если они там сидят, то теперь улицу перекрывать для этого нужно? – крайне возмущён автомобилист Евгений. – Почему от таких запретов должны испытывать дискомфорт простые смертные?» «Пока одним будет разрешено, а другим нельзя, один заплатит деньгами, а другой предъявит корочки, ситуация на саратовских дорогах, в том числе с соблюдением знаков, не сдвинется с мёртвой точки», – рассуждает хозяин припаркованного в разрешённом месте джипа Николай.

Штрафовать – казне дороже

В комитете дорожного хозяйства городской администрации редакции сообщили, что организация дорожного движения в Саратове определяется постановлением мэра № 195 от 23.05.2006 г. «О дислокации средств регулирования дорожного движения в г. Саратове».

В этом документе отмечены пешеходные зоны, улицы с односторонним движением, магистрали, места с ограничением скорости до 40 км/ч, городские зоны, где движение автотранспорта запрещено, и т. д. В администрации также подчеркнули, что в соответствии с целевой программой и решением гордумы № 3-17 от 28.04.2011 г. уже подготовлена необходимая документация и размещено объявление об открытом конкурсе по определению подрядчика для разработки проекта организации дорожного движения улично-дорожной сети муниципального образования «Город Саратов». С фирмой, которая узаконит дорожные знаки, будет заключён муниципальный договор. Увидеть готовый проект можно будет не раньше конца текущего года.

На вопрос редакции, все ли установленные знаки имеют законное основание, в комитете ответили следующее: «Надзор за соответствием средств организации движения, в том числе дорожных знаков, нормативным документам осуществляется органами ГИБДД». Если правильно понять язык чиновников, то получается, что комитет отсылает нас к «гибэдэдэшникам», которые обязаны контролировать законность каждого разрешённого чиновниками знака.

Более интересным оказался ответ на вопрос, как часто горадминистрация издаёт постановления о запрете остановок и стоянок машин на дорогах и улицах Саратова. Оказывается, что все запрещающие знаки, особенно остановки и парковки в центре, висят с момента выхода постановления мэра № 195 от 23.05.2006 г. С тех пор администрация подобных распоряжений не издавала.

Прочитав внимательно документ под номером 195, выясняю, что в нём ни слова не сказано о наличии на городских улицах знаков «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена». Тогда откуда появились эти дорожные «кресты»? В дорожном комитете города редакции сообщили, что из-за отсутствия утверждённой схемы дислокации дорожных знаков их установка производится в соответствии с «техническими заданиями, выданными ОГИБДД УВД по городу Саратову».

В ГИБДД по городу Саратову рассказали, что изготовлением и размещением дорожных знаков занимается ФГУП «Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие МВД РФ» по Саратовской области (ГОССМЭП). Однако этим может заниматься и другая организация, выигравшая конкурс и получившая муниципальный контракт, а также районные администрации на улицах районного закрепления. Заместитель начальника городского ГИБДД Юрий Носов подчеркнул, что именно они дают монтажно-эксплуатационному предприятию МВД РФ техническое задание на установку или восстановление тех или иных знаков, которое «в обязательном порядке проходит согласование в городском комитете дорожного хозяйства».

«Если раньше установкой и обслуживанием дорожных знаков и светофоров полностью занимались в ГОССМЭПе, то с недавнего времени эти полномочия, в том числе разработка проекта организации дорожного движения и схемы дислокации знаков, постепенно переходят в муниципальное ведение», – говорит Юрий Анатольевич. По словам Носова, ГИБДД лишь показывает, где необходимо поставить знаки, а городская администрация финансирует процесс их установки.

Особое внимание в новом проекте будет уделено знакам приоритета (уступи дорогу, главная дорога и т. д.), предупреждающим знакам возле общеобразовательных учреждений и разделяющим потоки движения. Как заявляет Юрий Носов, запрещающих знаков в документе будет намного меньше, чем сейчас. «Крестов» (остановка запрещена) в Саратове предостаточно, а соблюдающих – единицы», – печально отмечает заместитель начальника городского ГИБДД. Он поясняет, что требования таких знаков сегодня выполняются менее всего. Штраф составляет до 300 рублей. Без присутствия водителя наказать его можно, но для этого необходимо возбудить делопроизводство. «Затраты превышают сам штраф, поэтому таких делопроизводств немного», – подчёркивает Носов.

Одним из эффективных методов воспитать саратовских автомобилистов оба мы считаем эвакуацию машин, стоящих под запрещающими «крестами». Но Юрий Анатольевич прагматик. «В городе эвакуаторы работают, но не в полную силу, – говорит он. – Потому что работать на максимуме возможностей компаниям особого смысла нет. Ведь у автомобилистов есть возможность забрать своё транспортное средство после эвакуации без уплаты денег за первые сутки». Но «по секрету» Носов всё же даёт понять, что такая ситуация с эвакуаторами временная. Cсентября этого года эвакуацию транспортных средств планируется сделать платной. Соответствующий нормативный акт законодателями уже принят.