Что ж, будем судиться…

Оценить
Чёрный список должников из управляющих жилищных организаций опубликовала на минувшей неделе компания «Саратовэнерго»

В Саратове лидер по размеру долга – ТСЖ «ВСО» (8,7 миллиона рублей), в Энгельсе – УК «Мул-Авто» (18 миллионов), в Балашове – ООО «Управляющая компания «Домоуправление № 1» с суммой долга в 2,5 миллиона. «Газета недели» связалась с должниками, чтобы выяснить причины задолженности.

Энергетики пытаются отстоять свои интересы гарантирующего поставщика, защититься от нечестных, недобросовестных партнёров. От органов власти они ждут помощи в решении проблемы неплатежей. А от жителей домов – общественного контроля над работой своих управляющих компаний.

Больше всего ОАО «Саратовэнерго» опасается мошеннических схем, результат которых – потеря выручки от поставленной электроэнергии. А схем таких, как пояснили в Сарэнерго, предостаточно.

В Саратовском районе, как сообщили мне в пресс-службе Саратовэнерго, популярен механизм создания ТСЖ из собственников нескольких домов. Правление ТСЖ собирает с жильцов деньги на расчёт с поставщиками коммунальных услуг. Но средства, собранные за ЖКУ, до ресурсоснабжающих организаций не доводятся. За таким ТСЖ (или УК) постепенно скапливается внушительный долг. После чего ТСЖ вдруг распадается на несколько организаций. Незначительная часть долга уходит к отпочковавшимся управляющим организациям, остальное числится за компанией-основателем.

«Вся проблема в том, что взыскать задолженность с таких организаций уже невозможно, – поясняют мне в пресс-службе. – Как правило, они объявляют себя банкротом, имея в уставном капитале всего 10 тысяч рублей. Имущества нет, счетов нет, взять нечего».

В применении такой схемы энергетики подозревают их главного саратовского должника – ТСЖ «ВСО». Это товарищество некогда входило в легендарный независимый союз ТСЖ «Елшанка». Но долго просуществовать после распада союза ТСЖ «ВСО» не смогло. Судьба его сейчас туманна.

Телефоны самого ТСЖ, указанные в справочниках, не работают. В диспетчерской службе администрации Ленинского района, куда нас переадресовали из приёмной районного главы, сказали, что такой организации больше нет. Сотрудники Ленинской администрации не очень внятно ответили, что договор с ТСЖ «ВСО», из управления которого вышли все дома (а ещё в прошлом году их было не меньше 80), то ли расторгнут, то ли расторгается. Факт существования ТСЖ как юридического лица подтвердить не смогли. Посоветовали поинтересоваться в регистрирующем органе.

Энергетики утверждают, что им известно: юридически ТСЖ «ВСО» всё ещё существует. И после перехода его домов в другие организации и ухода к ним части общего долга за ВСО числится задолженность чуть больше чем в четыре миллиона рублей. И несмотря на коррекцию первоначальной суммы долга, задолженность ВСО всё равно бьёт все рекорды по Саратову.

Выяснение причин наращивания долгов за электроэнергию в других компаниях из списка было куда проще. Например, руководство ООО «Приволжская ЖЭК» (Саратов), задолжавшего по данным энергетиков 461 тысячу рублей, сообщило редакции, что в «чёрном списке» они оказались случайно. «У нас договор с компанией заключён совсем недавно, они нам выставляли всего два счёта. Первый мы оплатили как только собрали средства с населения. Сарэнерго поторопилась с выводами. У нас сейчас задолженность за один месяц. То есть сумма гораздо меньше той, что указана на сайте компании. Эту задолженность мы тоже погасим. Деньги, собираются с населения и раз в неделю переводятся поставщику услуги», – пояснили юристы Приволжской ЖЭК.

Энгельсская УК «Домашний уют», задолжавшая свыше 9 миллионов рублей, факт наличия задолженности подтвердила. Но, как заявил директор УК Виктор Пашин, признать сумму долга за своей организацией он не может. «Счёт нам Сарэнерго выставили на 8,7 миллиона рублей. И подали на нас в суд. Что ж, будем судиться, потому что я не могу сказать, что в образовании такой задолженности виновата компания. Виноваты люди, которые не платят за свет. У меня, например, по компании сложилась такая тенденция: за потреблённую электроэнергию в квартире народ платит. А за свет в местах общего пользования – нет. Там копится по 100–200 рублей всего. Вот с апреля прошлого года сколько набежало», – рассказывает Виктор Пашин.

Он сообщил также, что с некоторых пор администрация района вычеркнула из перечня услуг, оказываемых управляющими компаниями, электроэнергию в местах общего пользования. «То есть я фактически за эту статью не отвечаю. Я не поставляю сюда электричество и взыскивать с жильцов за него не могу, – говорит Виктор Васильевич. – По сути Саратовэнерго должно взыскивать с каждого жильца отдельно и напрямую, без участия в этом процессе нашей управляющей компании. К тому же жильцы наши сами хотят заключать прямые договоры с энергетиками».

УК «Мул-авто», тоже энгельсская организация, задолжала энергетикам 18 миллионов рублей. У них первое место среди жилищных управляющих организаций города. Но здесь долг тоже признавать не хотят: «У нас услугу оплачивают от силы 30 процентов жильцов. Люди не платят: то они бедные, то богатые, но им некогда, а мы должны брать на себя такую обузу размером в 18 миллионов? Нет уж, увольте».