«Работа ведётся, система адаптируется…»
Почему до сих пор не контролируется система пассажирских перевозок в Саратове? Сколько ещё единиц транспорта нужно городу, чтобы перевозки заработали нормально? Почему водители автобусов и маршрутных такси позволяют себе нарушать правила дорожного движения и подвергать жизни пассажиров опасности? Эти и другие вопросы в минувшую среду задавали себе депутаты Саратовской городской думы – члены комиссии по промышленности, транспорту, связи и торговле. К разговору на транспортную тему располагала не только повестка, но и место проведения заседания – ОАО «Автокомбинат № 2».
Изнутри и для пользы дела
Городские депутаты, входящие в состав комиссии, ещё в начале года решили периодически посещать предприятия, работа которых обсуждается, чтобы изучать вопрос изнутри. По мнению депутатов, знакомство с устройством предприятий полезно, так как многие избранники народа весьма приблизительно понимают специфику многих решаемых ими проблем.
Вот и на Автокомбинате № 2 заседание комиссии по промышленности началось не с оглашения повестки, а с экскурсии по предприятию, в ходе которой его директор и по совместительству тоже депутат Андрей Беликов рассказывал коллегам, из чего состоит работа компании-перевозчика.
Все вопросы были связаны с одной темой – городским пассажирским общественным транспортом. Докладчиком был назначен заместитель председателя городского комитета по дорожному хозяйству Владислав Будников. Его начальники – председатель комитета Валерий Данилин и заместитель главы администрации по городскому хозяйству Валерий Васильев – пока отдыхают в законном отпуске.
Будников начал с напоминания о том, что перевозка пассажиров в Саратове осуществляется по 93 маршрутам, ежедневно на линии выходят по 1150–1200 единиц автобусов разной вместимости. Скоро стало ясно, что это не отчёт за какой-то конкретный период, а свободный рассказ о сфере пассажироперевозок.
По словам Будникова, муниципалитет вместе с перевозчиками добивается главной цели – «модернизации транспортных средств». В прошлом году, например, было куплено 174 автобуса (120 новых и 54 б/у, но со сроком эксплуатации от одного до 8 лет). В их числе было и 57 автобусов большой вместимости. Закупки велись на деньги самих перевозчиков, в общей сложности в это приобретение они вложили 252 миллиона рублей. В текущем году, по словам чиновника, планируется купить 270 автобусов. И 55 единиц из них уже куплено.
Следуя сценарию подобных отчётов, Будников вдруг резко мазнул по гладкой картине насущной проблемой. Оказывается, финансовое состояние перевозчиков оставляет желать лучшего, а областное правительство не доплачивает за перевозку льготных категорий граждан. На сегодняшний день область задолжала городским перевозчикам 90 миллионов рублей.
Обычно члены комиссии принимают этот пас от чиновников администрации, и дальнейшее обсуждение транспортных проблем города сводится к нехватке денег на их решение по вине регионального правительства. Но в этот раз депутаты запаслись претензиями к самой администрации и подчинённым ей муниципальным учреждениям.
Поручите Прокопенко, он найдёт деньги
Депутат Андрей Иващенко поделился наблюдениями о том, что пока транспортное управление пытается оптимизировать маршрутную сеть сокращением ряда маршрутов, в городе появляются новые автобусные направления со странными номерами. Например, все «400-е» маршруты, как выяснилось на комиссии, в городской маршрутной сетке не значатся. Следовательно, как решили депутаты, это дело рук областного минтранса, который опять не согласовал схему движения своих автобусов по территории Саратова.
Иващенко задал прямой вопрос и Будникову, и представителю муниципального учреждения «Транспортное управление»: куда они смотрели, как допустили захват областными предприятиями трети саратовского рынка и почему до сих пор бездействуют? Если, мол, эти маршруты оказались востребованы населением, значит, открыть их должна была администрация Саратова, а не областное министерство. «Работа муниципалитета должна вестись в сторону усиления внутреннего рынка», – напирал Андрей Иващенко.
Депутат Лев Бейлин упрекнул администрацию в равнодушии к инвалидам-колясочникам и мамам с колясками. В городе всё ещё не решена проблема низкопольных автобусов, остановки не оборудованы специальными пандусами-подъёмниками. Из 55 новых автобусов, приобретённых перевозчиками в этом году, низкопольным оказался только один. Ругали чиновников и за отсутствие в автобусах кондиционеров, и за отсутствие на остановках табличек с интервалами движения транспорта.
Владислав Будников отвечал уклончиво: «Работа ведётся… Собираемся выйти на думу с предложением… Низкопольным автобусам нужны специальные графики…» А что касается интервальности движения, то Транспортное управление, по его словам, собственноручно проводит проверки перевозчиков на предмет соблюдения ими графиков движения. В целом, мол, расписание соблюдается. А тем предприятиям, чьи автобусы нарушают графики движения, посылаются письменные претензии.
Этим детальным ответом Будников только разозлил депутатов.
Администрации и транспортному управлению припомнили четыре года на внедрение навигационной системы ГЛОНАСС. «Если у вас всё работает, как вы отчитываетесь, то почему ваши диспетчеры сами выезжают на маршруты? В городе 93 маршрута, где вы возьмёте столько диспетчеров, чтобы каждый проверить?! – возмущались депутаты. – Или вы просто развели перевозчиков на установку приборов ГЛОНАСС?!» Ответ был прежним: «Работа ведётся, система адаптируется».
Говорили депутаты и о необходимости «нормальной транспортной схемы», и о важности детального изучения пассажиропотока, и о количестве автобусов старше 10 лет, курсирующих по Саратову (назвать их точное число не смогли ни чиновники, ни представители ГИБДД). На нехватку денег в этот раз никаких промахов решили не списывать. По словам депутатов, денег всегда мало, но если их нет, это не значит, что не надо работать. Члены комиссии решили дать поручение главе администрации Алексею Прокопенко разработать концепцию развития пассажирского транспорта с определением конкретных источников финансирования. Депутаты так прямо и заявили, что если Прокопенко поручить, то деньги он сам непременно найдёт.
«Знаковая» рокировка
Рассмотрели вопрос о запрете автомобильных стоянок в местах автобусных остановок. Как показала практика, знаки «Стоянка запрещена» не работают. До августа предложено установить 612 знаков, обозначающих теперь уже «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса». А специальная дорожная разметка определит границы остановки общественного транспорта. Чиновник Будников из дорожного комитета города снова заговорил о нехватке денег на краску и работы по нанесению разметки. «Может быть, в следующем году будем размечать», – неуверенно предположил он.
Представители ГИБДД УВД по городу Саратову в свою очередь отметили, что со стороны водителей автобусов тоже нередки нарушения. По итогам полугодия в Саратове зафиксировано 11 ДТП, произошедших именно по вине водителей общественного транспорта. Размышляя над тем, что нужно сделать, чтобы впредь нарушений не было, депутаты решили ужесточить требования к компаниям-перевозчикам.
Перевозку горожан в Саратове организуют четыре предприятия: ОАО «Автокомбинат-2» (36 маршрутов, 520 единиц транспорта), ОАО «Межгородтранс» (21 маршрут, 170 единиц), ООО «Икар-транс» (6 маршрутов, 94 единицы), МУПП «СГЭТ» (29 маршрутов, 370 единиц).