Ольга Алимова: Нельзя бесконечно унижать народ

Оценить
О проблемах в области и в её законодательном органе мы беседуем с одной из самых ярких представительниц Саратовской областной думы – коммунисткой Ольгой Алимовой.

О проблемах в области и в её законодательном органе мы беседуем с одной из самых ярких представительниц Саратовской областной думы – коммунисткой Ольгой Алимовой.

– Ольга Николаевна, нынешнему созыву областной думы осталось работать чуть более года, может, подведёте какие-то предварительные итоги? Что хорошего сделано, что плохого?

Постараюсь быть объективной, несмотря на то что в этом созыве работать не совсем комфортно. Дискомфорт создаёт агрессивное большинство, которое не нуждается ни в каких иных, кроме их собственных, точках зрения на происходящие события и рассматриваемые законопроекты. Продемонстрирую это на различных примерах.

Проблема детских садов, нехватка мест в них появилась лет десять назад, и сейчас ощущается наиболее остро. С сожалением могу констатировать, что эта проблема будет существовать ещё очень долго. В 2005 году, когда только избрали нынешнего губернатора, я подняла этот вопрос, предлагала объявить детское дошкольное образование национальным проектом в области. Но тогда на мою инициативу не обратили внимания. Если бы мы начали шесть лет назад, эту проблему можно было решить «малой кровью», а сейчас время по возврату городу потерянных зданий детсадов упущено.

Моя самая нелюбимая тема ФОКи. На возведение этих здоровенных ангаров, начинённых якобы спортивным оборудованием, выделяются огромные бюджетные средства. Потом выясняется, что суммы, затраченные на строительство одинаковых типовых зданий в районах области, разнятся в миллионы рублей (причём в Пензенской области такие сооружения дешевле почти в два раза). Но сделать уже ничего не получается. ФОКами, кстати, особенно увлеклись в этот созыв. У меня есть подозрение, да и не только у меня, что все великие стройки связаны с так называемыми откатами. Почему практически никто не берётся за косметический ремонт или капитальный ремонт маленьких зданий? Это невыгодно.

Безусловно, спортивные сооружения нужны в каждом районе. И от ФОКов была бы польза, если бы спортом люди занимались в них бесплатно. Но в основном-то за всё деньги берут. К тому же на содержание этих ангаров область дополнительных денег муниципалитетам не выделяет. А порой на содержание одного ФОКа может потребоваться от одного до пяти миллионов рублей в год. Где район возьмёт эти деньги? Постарается компенсировать платными услугами. Но народ в очередной раз не готов платить. Да и своими налогами они уже один раз оплатили прихоть чиновников. В результате подобные объекты после простоя акционируют самые предприимчивые члены партии (благо таких в области у нас великое множество). Вероятно, скупят их по дешёвке и будут проводить там всевозможные мероприятия, оргии, развлечения и так далее. То есть за бюджетные деньги мы сделали подарок какому-то чиновнику или группе чиновников.

Я за развитие спорта, но в любом деле должен быть разумный подход. Например, сохранять стадионы, а не распродавать их, ремонтировать спортивные залы в школах и других учреждениях, где-то, может быть, сделать пристройки, уделить внимание уличным спортплощадкам. Сохранять и развивать существующие спортшколы и их базы. Должно быть много хорошего спортивного инвентаря. Дети и взрослые должны заниматься спортом бесплатно, а тренеры получать достойную зарплату.

Примером того, как неэффективно осваиваются бюджетные средства, стал Заводской ФОК. Я сама участвовала в его открытии: в том созыве один раз непосредственно и дважды приглашали в этом. Его с помпой всегда открывают, а после этого выясняется: то воды там нет, то канализацию забыли сделать, то ещё что-то не так. Этот объект к эксплуатации в полном объёме до сих пор, наверное, не готов. Хотя к очередным выборам, вероятно, вновь разрежут ленточку.

Меня поражает, как каждый раз с такой гордостью «косолапые» сообщают о новом проекте партии, причём за бюджетные деньги, о каждом введённом в эксплуатацию квадратном метре.

Положительно, что всё-таки депутатский корпус принял законы в поддержку ветеранов войны. Другой вопрос, как их исполняют. Какие находятся «веские причины», чтобы обмануть ветеранов, сэкономить на них. Да и не только на них. В который раз приостановили действие законов, касающихся беременных женщин и кормящих матерей, детей инвалидов, многодетных матерей и других категорий граждан.

Инициативы коммунистов либо вообще стараются не рассматривать, либо отклоняют. Например, не приняли мою последнюю инициативу по отмене транспортного налога для автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил (ведь он уже заложен в стоимость бензина).

Конечно, я не могу всерьёз воспринимать законодательные инициативы, состоящие из переноса знаков препинания, или внесение поправок в связи с изменением федерального законодательства.

– Какая самая большая проблема депутатского корпуса?

Конечно же, бюджет. Так много сейчас кричат о его нецелевом использовании. Но никто не говорит о том, что области нужно думать о бюджетном планировании. Нужна программа развития. Скажем, на пятилетку. В ней должны быть расписаны все основные мероприятия, планируемые в области. Программу должно знать население.

Но у нас происходит по-другому, эти крохи бюджетных денег депутатский корпус постоянно рвёт на себя, при этом шантажирует исполнительную власть. Ставит ультиматум: «Мы не проголосуем за законопроект правительства, если оно нам не даст денег на это и на то». В результате расходную часть бюджета раздули так, что мы, наверное, станем в скором времени банкротами.

Считаю, что ответственность за то, что сегодня область находится в неприличном месте, лежит прежде всего на депутатском корпусе. А ещё конкретнее на членах партии «Единая Россия». Они любят говорить об ответственности, которую на самом деле никто никогда не понесёт. Говорить и делать это разные понятия. Каждый адекватный человек понимает, что нужно умерить аппетиты и жить по доходам. У нас этого не происходит, к великому сожалению.

– Можете дать оценку работе парламентариев?

Честно, мне становится страшно от работы депутатского корпуса как областной думы, так и Государственной. Потому что там большинство депутатов такие же, как наши, только чуть выше рангом. Нет в думе состязательности, нет каких-либо дискуссий. Просто кто-то один определяет, по каким правилам нам жить. Но я всё равно надеюсь, что так продолжаться долго не может.

– Ну, скоро, наверное, жить станет лучше, посыплются на саратовцев блага из-за грядущей предвыборной кампании в облдуму. Как вы думаете?

Думаю, что избирателей на следующий год ждёт «всеобщее счастье». Будут много обещать, кое-что сделают, хотя, конечно, бюджет не резиновый. Если в этом году тяжелейшая ситуация, то на следующий год ничего тоже не изменится. Ну, если только не продадут какие-то объекты в области. Вот сейчас ходят слухи о том, что хотят продать набережную, Театральную площадь.

Избирателям же гор золотых и ФОКов дорогих не нужно, они просто хотят жить в благополучной области, в благополучном городе, чувствовать заботу государства. Пусть не каждую секунду, не каждую минуту, но хотя бы в тот момент, когда получают платёжки за ЖКУ.

– Дадите какие-то прогнозы о следующем, пятом составе областной думы?

Всё-таки я надеюсь, что не будет абсолютной власти «Единой России», как сейчас. А так состав может быть иным, в зависимости от того, кто станет президентом. Если Путин вернётся, то всё останется как есть. Если за Медведева проголосуют, то, возможно, в следующей думе появятся правые. Если кого-то третьего выберут, то ситуация будет кардинально отличаться от нынешней.

– Вы как-то говорили, что поодиночке единороссы в большинстве своём нормальные люди, и совсем другое дело, когда они собираются все вместе. Что-нибудь изменилось с тех пор?

Нет, всё так же. Есть депутаты, которые ничего не слышат и ничего не видят. Они выполняют команды. Вот скажут им «Фас!», они накинутся на «назначенную жертву». Скажут «Фу!», «Сидеть!» – успокоятся. Главная задача для таких людей нравиться божеству. Есть люди, которые готовы работать созидательно, но те, кто выполняет команды, их не видят и не слышат, порой гнобят. Относятся к ним так из-за того, что они недостаточно рьяно стараются понравиться главному. Со второй группой можно разговаривать, они адекватные.

Есть ещё третья, очень малочисленная группа людей да их два-три, наверное, человека всего, которые стесняются того, что находятся в этой партии. Ну уж коли они зашли туда, что-то надо делать, вот и голосуют как все. И когда с ними беседуешь, видишь, что они прекрасно понимают положение дел, сами говорят, что так больше жить нельзя. То есть они понимают, что население живёт всё хуже и хуже, но собственное благополучие всё-таки, наверное, выше общественного, раз предпринять ничего не хотят.

– Назовёте депутатов из второй и третьей групп?

Назову фамилии обидятся люди. Скажут потом, что я их подставила.

– Сегодня чиновники и депутаты любят козырнуть модным словечком «модернизация». Но со времени того послания президента, где о ней говорилось, это понятие как-то трансформировалось.

Это очень больная тема. За этот созыв мы «модернизировали», а в переводе на русский язык уничтожили всё. С моей точки зрения, модернизация образования провалилась так, что даже уже и достать его невозможно. Лучшее в мире образование, которое было в Советском Союзе, разрушено. Уничтожают и закрывают школы, заменяют их школьными автобусами и интерактивными досками, сбором «портфолио» и бравурными отчётами о достижениях…

Раньше на уроках химии у каждого на столе стояли колбы, растворы, спиртовки. Мы жидкости переливали, смешивали компоненты, поджигали и видели эффект. Теперь это всё показывают в фильме. Те, у кого есть интерактивные доски, могут опыты посмотреть, у кого нет тот ничего не может. То есть с «фурсинизацией» образования, в переводе «дебилизацией», мы постарались опередить всех.

Можно в качестве примера привести школу в Студёнке (это село в Турковском районе), где местные власти закрыли старшие классы и объясняют теперь, что в этом ничего страшного нет. Ну, подумаешь, пять учеников уедут жить в интернат. Детей теперь «модно» из интернатов раздавать по домам, а тут наоборот.

Грядёт модернизация здравоохранения. Неужели будет так же, как с образованием? Детсадов не хватает, учиться нет возможности, болеть страшно, дадут только умереть.

– Вы часто бываете в районах. Что там происходит, отличается ли реальность от картинки, которую рисуют областные чиновники?

В последнее время посетилаЛысогорский, Питерский, Балашовский, Новоузенский, Турковский и другие районы. Наверное, то, что там происходит, характерно для многих районов. Жизнь идёт по такой схеме: есть вотчина и её хозяин, который всё везде определяет. Он обязательно должен быть членом партии власти. И, самое главное, он легко решает свои проблемы, благо что закон о местном самоуправлении ему это позволяет. Районы области не подчиняются, поэтому и происходит там произвол.

Прокуратура, милиция, суды все под хозяином вотчины ходят. Въедешь в районный центр и сразу определяешь, где живёт глава, где прокурор, где остальные приближённые. А население всё беднее и хуже живёт, всё бесправнее и беззащитнее чувствует себя. И любой гражданин прекрасно понимает, что ходить в прокуратуру, руководитель которой так жирует, или в ту же милицию, которую переименовали в полицию, бесполезно.

В Турковском районе масса проблем. Написала достаточно жёсткое письмо губернатору по поводу Студёнки. Жителей этого села за то, что посмели выступить против реорганизации школы, теперь не просто притесняют, им пообещали отомстить так, чтобы другим неповадно было. Теперь из села убирают сберкассу и медпункт.

Раз вы посмели пожаловаться, значит, будете жить плохо это для нынешней власти в районах обыденное явление. Им всё время мешает народ. Мешает им жить так, как они хотят. В Саратове ситуация не лучше.

Пока в области законодательная и исполнительная власти враждуют, у местных руководителей появляется возможность молиться на нужного «божка». И пока они занимаются политикой, простые люди брошены на произвол судьбы и остаются один на один со своими проблемами, которые породила нынешняя власть.

Мне присылают целые кипы писем люди, которые вообще никому не верят, кто бы к ним ни приехал. Общий настрой на селе, да и в городе пессимистичный, в воздухе висит ощущение безысходности. Народ разделился, у одних желание взять вилы, у других верёвку. Останавливают только дети и то обстоятельство, что не у всех в сёлах остались вилы. Но я думаю, что с последним в случае необходимости помогут. Если власть сама будет толкать к революции, она свершится. Ну нельзя так бесконечно унижать народ…