Им сверху видно, да не всё

Оценить
Им сверху видно, да не всё
Спутниковая слежка за передвижением автобусов опаздывает, но неизбежна

К 1 июля во всех саратовских автобусах должны были быть установлены приборы слежения глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС). Так по крайней мере обещал в феврале текущего года председатель городского дорожного комитета Валерий Данилин. Однако в сроки перевозчики не уложились.
Терминалы установлены менее чем в 70 процентах автобусов. И уже звучат новые обещания – завершить работу до конца года. «Газета недели» выяснила причины срыва планов и тонкости процесса внедрения спутниковой навигации в Саратове.

Отечественную систему спутниковой навигации наземного автотранспорта в регионе пытаются внедрить уже третий год. Конечно, никто не говорил, что процесс этот будет быстрым. Но, согласно федеральному закону о навигационной деятельности, установка терминалов (это прибор, позволяющий следить за перемещениями транспортной единицы) в пассажирских, грузовых и вообще в любых транспортных средствах кроме легковых автомобилей должна была закончиться ещё в прошлом, 2010 году. То есть на 1 января 2011 года весь транспорт необходимо было привязать к ГЛОНАССу. А с 2012 года к предприятиям, выпускающим на дорогу автобусы без прибора спутникового слежения, правительство России пообещало применять карательные меры. Например, штрафы. До сих пор, правда, не известно, в каком размере.

Не для старых телег

В Саратовском регионе с задачей установки приборов слежения пока справились только те предприятия, что работают под контролем областного министерства транспорта и дорожного хозяйства.

В минтрансе заверили, что их пассажирский транспорт абонентскими терминалами ГЛОНАСС/GPS оснащён полностью, без исключений. И следить за передвижениями пригородных, в частности, автобусов (пока только сообщением Энгельс – Саратов) могут уже не только сотрудники центральной диспетчерской службы, но и сами пассажиры. Для них, как мы уже писали, был разработан и запущен специальный сайт, на котором в режиме реального времени с монитора персонального компьютера или с мобильного телефона можно увидеть движение «энгельсских» автобусов.

По последним данным, кстати, услуга эта набирает всё большую популярность у горожан. Авторы идеи – сотрудники ОАО «Центральная диспетчерская служба» – фиксируют уже по тысяче посещений в день. В ближайшее время, как обещают в компании, к энгельсским автобусам присоединятся и другие пригородные и междугородние маршруты. Пока они видны только диспетчерам.

В Саратове до такого уровня ещё не дошли. Здесь и терминалы не на всех автобусах установлены. Из 1040–1050 единиц транспорта, курсирующего по городу, приборы поставили на 693 машины. И это с учётом 60 автобусов, работающих под лицензией ОАО «Межгортранс» – предприятия, подведомственного областному министерству.

«Их было больше – порядка 732 штук, – поясняют специалисты муниципального учреждения «Транспортное управление» (МУТУ). – Количество транспорта, оснащённого терминалами ГЛОНАСС/GPS, несколько сократилось, потому что некоторые маршруты были закрыты, старые автобусы заменяли на новые, большей вместимости. Кроме того, некоторые предприниматели вообще уходили с маршрутов со своими машинами, которые потом просто продавали».

Одной из причин задержки в оснащении автобусов терминалами специалисты транспортного управления назвали и финансовую сторону вопроса. «Установка абонентских терминалов на пассажирском автотранспорте осуществляется собственниками транспортных единиц за свой счёт. Многие из собственников пассажирского транспорта с трудом изыскивают деньги на приобретение абонентских терминалов», – сообщили мне в МУТУ. Но главной причиной попросили считать не это, а всё же процесс обновления пассажирского транспорта, который, собственно, и затягивает процесс оснащения городских автобусов приборами навигационной системы. Негоже, мол, на старую телегу ставить новый прибор. Надо дождаться новой телеги.

Нет прибора – нет маршрута

Все помнят скандальную историю о том, как саратовская городская администрация, вместо того чтобы заниматься установкой терминалов в автобусы на выделенные специально для этого 4,5 миллиона рублей, купила четыре «форда» для служебного пользования. Эту новость тогда смаковали долго, Саратов гремел с ней на всю Россию. Вот и сейчас, когда специалисты МУТУ рассказывали мне про финансовую сторону вопроса, я припомнила им те 4,5 миллиона бюджетных рублей.

«Ни в федеральном, ни в областном, ни в городском бюджетах средств на оснащение автобусов терминалами ГЛОНАСС/GPS заложено не было, – заявил в ответ на мои сомнения специалист МУТУ Олег Рыбалко. –Государство оплачивает нам только саму возможность использовать эту систему навигации в нашей работе. И это прописано в 22-м федеральном законе «О навигационной деятельности». Приобретение и установка навигационных приборов должны проводиться на средства собственников транспорта. Но в Саратове нет муниципальных автобусов. У нас сейчас весь транспорт частный, автобусы принадлежат коммерческим организациям, поэтому за счёт бюджетных средств установка терминалов ГЛОНАСС/GPS невозможна. Только на средства владельца транспортной единицы».

По словам Олега Рыбалко, упомянутые мной 4,5 миллиона рублей выделялись из городского бюджета совершенно на другие цели. В частности, на реализацию программы развитиятранспорта и дорожной сети города Саратова (действовала до 2010 года. – Прим. ред.). Частью этой программы было апробирование операционных систем для работы с ГЛОНАСС.

«Когда вы приходите в магазин и хотите купить, предположим, платье, вы же его сначала примеряете на себя, правильно? Вот и здесь была та же история. Нам дали 4,5 миллиона, чтобы попробовать несколько телематических серверов, несколько разных терминалов, которые должны устанавливаться на автобусы. Мы купили их 9 штук. Нужно было найти подходящий нам вариант и по удобству использования, и по набору опций и функций. И на эти цели мы тогда потратили около 600 или 800 тысяч рублей, остальное вернули в бюджет», – рассказывает Олег Людвигович.

Из всего вышеизложенного важно запомнить одно: предприниматели, решившие заработать на пассажирских автобусных перевозках, по закону обязаны потратиться на установку в свою машину спутникового навигационного прибора. Иначе и на маршрут могут не пустить. Вот, например, в ОАО «Межгородтранс», по словам господина Рыбалко, именно так и поступают. Нет прибора ГЛОНАСС/GPS, нет тебе маршрута.

Своими глазами

Очевидно, что внедрение навигационной спутниковой системы в Саратове хоть и медленно, но всё же движется. По словам специалистов городского транспортного управления, сейчас диспетчерская служба МУТУ с помощью ГЛОНАСС/GPS контролирует работу 45 из 90 городских маршрутов, автобусы которых полностью оснащены терминалами. В их числе маршруты № 6, 18д, 11, 53 и другие. В основном те направления, по которым курсируют только автобусы большой вместимости. Некоторые «газельные» маршруты тоже оснащены приборами полностью: № 45, 93, 55, 55а.

Чтобы окончательно убедить меня в реальности происходящего, специалисты транспортного управления организовали даже экскурсию по своей диспетчерской службе. Оказалось, что никакой специальной службы для работы со спутниковой системой навигации здесь не создавали. Просто научили диспетчеров, работавших по старинке, принимать и понимать информацию, передаваемую спутником с того или иного автобуса.

В диспетчерской эта информация отображается как на большом мониторе, висящем на стене, так и на каждом персональном компьютере сотрудника. По интерактивной карте Саратова бегают разноцветные квадратики с номерами, где квадратик – автобус, а цвет и номер обозначают его принадлежность к определённому маршруту. Щёлкнув на любой такой квадратик, диспетчер может видеть: а) номер автобуса, б) марку автобуса, в) скорость движения автобуса. По карте определяет местоположение транспортной единицы, по перемещению – направление.

Меня убеждали, что практика использования системы спутниковой навигации, которая и создавалась-то, в общем, для диспетчерского сопровождения, даёт положительные результаты. С её помощью можно контролировать, например, соблюдение автобусами графиков движения. Правда, для этого нужно завести в систему соответствующее расписание. Нештатная ситуация на маршруте (поломка, ДТП) отобразится на мониторе резкой остановкой транспортной единицы, что опять же будет видно диспетчеру. Это в свою очередь подразумевает оперативную реакцию организации, владеющей маршрутом, и принятие соответствующих мер. В МУТУ считают, что система уже на данном этапе даёт городским пассажироперевозчикам широкие возможности «для улучшения качества обслуживания пассажиров, повышения безопасности и регулярности пассажирских перевозок».

Камни в мутной воде

Между тем у областного транспорта к городскому транспортному управлению есть претензии. Оно недовольно тем, что городская власть, которой подчиняется, в частности, транспортное управление, отказывается от сотрудничества. Министерство выходило в город с предложением объединить операционные системы слежения за автобусами города и области, но получило отказ. Почему же город не хочет, чтобы на мониторах городской центральной и областной центральной диспетчерских (а также на сайте Bus64.ru) отображалась вся картина пассажироперевозок? Ведь техническая возможность для этого есть.

Муниципалитет прямого ответа областным чиновникам не давал. А редакции «Газеты недели» на официальный запрос в администрации ответили так:

«В настоящее время внедрение навигационной системы как в области, так и в городе Саратове проходит период становления. Министерство сосредотачивает усилия по внедрению данной системы на межмуниципальных и пригородных перевозках. Но впереди ещё внутримуниципальные перевозки. Когда дело подойдёт к этому этапу, тогда и можно будет обсудить возможности интеграции усилий по объединению наших систем».

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, куда я тоже сходила на экскурсию в диспетчерскую службу, есть другое объяснение. Здесь предполагают, что городской власти пока совсем не хочется делать прозрачной существующую систему пассажироперевозок. Хотя бы потому, что спор относительно вредоносности энгельсских автобусов саратовским дорогам ещё не закрыт.

«Если сейчас завести все городские автобусы в нашу систему мониторинга, то можно будет отследить, сколько машин работает на том или ином маршруте, соответствует ли это количество нормативам, насколько равномерно распределены автобусы по маршруту, то есть увидеть соблюдение линейной дисциплины и графика движения. Можно будет, в частности, проанализировать картину движения пассажирского автотранспорта по улице Московской и понять, действительно ли заторы здесь возникают из-за энгельсских автобусов или причина в другом», – отмечают в минтрансе.

Может быть так, что городская власть опасается абсолютной очевидности не только всех существующих в работе общественного транспорта проблем, но и собственных огрехов в регулировании этой работы?