Слово до дела
«Наша задача – создать максимально благоприятные условия для малого и среднего бизнеса в нефтянке», – заявил премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая в конце июня на межрегиональной конференции региональных отделений партии «Единая Россия» Уральского федерального округа. По словам премьера, именно малые и средние компании способны дополнительно включить в оборот сотни нефтеносных участков, а значит, им необходимо обеспечить чёткий порядок доступа и подключения к магистральным трубопроводам. «Газета недели в Саратове» поинтересовалась у местных экспертов, насколько актуальны пожелания премьер-министра для нашего региона.
Глава российского правительства, в частности, отметил, что малый и средний бизнес в нефтяной промышленности представляет собой «существенный резерв при освоении небольших месторождений». Участники ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть», присутствовавшие на том совещании, заметно воодушевились. «У малых нефтяных компаний появилась надежда на среднесрочную перспективу развития!» – закричали они. Ведь Владимир Путин прямо заявил, что малая нефтянка необходима топливно-энергетическому комплексу России!
Не поднимается рука
Загвоздка только в том, что необходимость эту российское правительство подчёркивает не впервые. Тема поддержки малого и среднего бизнеса, работающего в нефтянке, поднимается верховной властью со стабильной периодичностью. Приблизительно раз в один-два года. С тем же успехом об этой проблеме забывают.
Всё, о чём сейчас говорит Владимир Путин, было известно год, и пять, и десять лет назад. И то, что, разрабатывая небольшие месторождения и добывая нефть из низкопродуктивных скважин, малые и средние предприятия способствуют более полному использованию природных запасов страны, совсем не новость. И то, что работают эти компании в более сложных геологических условиях, чем многие вертикально интегрированные компании (ВИНКи), тоже факт известный.
При этом никто не отрицает подсчётов отечественных специалистов, которые показывают, что у малых и средних компаний российской нефтянки производительность труда по сравнению с ВИНКами выше в три раза, бюджетная эффективность – в 4–5 раз, а доля простаивающих скважин, наоборот, меньше в 2,5 раза.
Тем не менее, как отмечают сами «малыши», их не хотят воспринимать всерьёз. В регулирующем отрасль действующем законодательстве до сих пор не определён статус малого и среднего предприятия в нефтяной промышленности. Ни в одном законе или подзаконном акте не учтена специфика малого бизнеса.
Кроме того, представителей малых и средних нефтегазодобывающих организаций России очень беспокоит вопрос налогообложения. Нефтяная отрасль, как известно, является предметом особых вожделений фискальных органов. А результаты анализа научно-исследовательского и проектного института нефти Республики Татарстан, где на долю малых компаний приходится около 20 процентов нефтедобычи, показали, что «при действующей налоговой системе у месторождений с запасами до одного миллиона тонн окупаемости не будет никогда».
Поэтому малые и средние предприятия российского нефтебизнеса ждут от государства вполне конкретных мер поддержки. Таких, например, как введение понижающих коэффициентов к налогу на добычу полезных ископаемых для мелких месторождений. Но Владимир Путин отвечает на этот запрос лаконично: «Рука не поднимается понизить налогообложение на нефтяную сферу даже для малых предприятий». А потому, мол, надейтесь на другую, неналоговую помощь; например, мы обеспечим вам доступ к магистральным трубопроводам.
Есть проблемы и поважнее трубопровода
В Саратовской области в отрасли недропользования работает 50 компаний. Все они, за исключением двух, относятся к категории малых и средних. При этом 15 компаний из 50 занимаются непосредственно добычей ископаемых, а остальные ведут геологоразведку.
«Наш регион как раз тем и отличается от многих других субъектов РФ, что у нас все месторождения небольшие. Они не могут заинтересовать крупные ВИНКи, поэтому их разработкой занимаются небольшие организации», – рассказывает начальник управления нефтегазового комплекса областного министерства промышленности и энергетики Владимир Дегтяр.
По словам моего собеседника, в регионе разведано 92 нефтяных месторождения, 17 газовых и 11 газоконденсатных. И это, по данным областного минпрома, далеко не предел.
«У нас не исследовано ещё 80 процентов территории региона, тогда как, например, в соседней Самарской области, с которой у нас одинаковые геологические условия, 85 процентов территории, наоборот, исследовано. И в Самаре на сегодняшний день добывают 8–10 миллионов тонн нефти, тогда как в Саратовской только 1,5 миллиона. Так что у нас огромный потенциал в недропользовании. Нам есть куда развиваться», – отмечает Владимир Дегтяр.
Другой вопрос, что развитию, в том числе и добывающих предприятий, нужно способствовать. И дело здесь вовсе не в доступе к магистральным трубопроводам.
«Да, у наших предприятий есть определённые трудности с подключением к магистралям. Но все они вполне объяснимы. Возьмём, например, газ. В Саратовской области владельцем магистрального газового трубопровода является компания «Газпром», которая выдвигает довольно жёсткие требования к своим партнёрам-поставщикам по качеству газа. Но эти требования понятны и обоснованны. В трубе Газпрома смешивается газ от разных поставщиков, но именно Газпром на выходе отвечает за качество того сырья, который течёт по его трубе», – поясняет Владимир Михайлович.
Отчасти поэтому Дегтяр сомневается, что подключение к магистральным трубопроводам станет более доступным, даже если местные власти возьмут под козырёк и бросятся исполнять пожелание премьер-министра. «Мне трудно представить, что Газпром или какая-то другая компания снизит свои требования к качеству поставляемого им сырья», – говорит он.
Гораздо важнее решить более глубокие проблемы, среди которых налогообложение, по мнению саратовского чиновника, занимает не последнее место. Владимир Дегтяр отмечает, что фискальный характер действующей системы налогообложения никак не стимулирует малые и средние предприятия отрасли. По его словам, нашим маленьким недропользователям сегодня всё равно, какова цена нефти – 50 или 100 долларов за баррель.
«К тому же 85 процентов налоговых отчислений с добычи нефти или газа уходит в федеральный бюджет. Регионам остаётся меньше 15 процентов, а муниципалитетам, на территории которых ведётся добыча, и вовсе достаются крохи. Хотя ущерб от разработки месторождений эти муниципалитеты терпят огромный. Это и разбитые дороги, и испорченная экология, и прочие последствия. Собственно, отсюда и нежелание муниципальных органов власти помогать нефтяным компаниям, в том числе и мелким», – отмечает Владимир Михайлович.
«Владимир Владимирович, безусловно, говорит о нужных вещах – помогать работать и развиваться малому и среднему нефтебизнесу необходимо. Однако на сегодняшний день это пока всего лишь пожелание премьера. И прежде чем начать действовать в заданном направлении, федеральное правительство должно разработать ряд конкретных нормативных актов, чтобы эти правильные слова не носили декларативного характера. Мы же всё-таки стремимся к правовому государству, а значит, и жить должны по закону, а не по понятиям», – отметил Владимир Дегтяр.