Михаил Иванюков: Армия – это слепок общества
Готово ли современное поколение к службе в армии? Почему армия вселяет ужас в призывников и их родителей, а воинская служба военного не пользуется почётом? Об этом мы спросили полковника в отставке, доцента кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности, преподавателя-организатора ОБЖ физико-технического лицея № 1, кандидата военных наук Михаила Иванюкова.
– Михаил Иванович, вы офицер в отставке. Расскажите, где учились, служили.
– Я окончил школу в селе Аннополье Харьковской области, а в 67-м году Саратовское военно-химическое училище. Проходил службу в Харькове в должности командира взвода и помощника начальника штаба части. С 72-го по 76-й год учился в Москве на инженерном факультете Военной академии химической защиты, которую окончил с золотой медалью и был оставлен в адъюнктуре на оперативно-тактической кафедре. В 80-м году успешно защитил кандидатскую диссертацию и был направлен преподавателем в Саратовское высшее военное инженерное училище химической защиты. Прошёл путь от преподавателя до начальника кафедры эксплуатации вооружения химических войск и средств защиты. В 94-м году по состоянию здоровья был уволен из вооружённых сил.
– В конце 60-х – начале 70-х вы командовали солдатами, много лет занимались преподавательской деятельностью. Преподаёте и по сей день. На ваших лекциях сегодня сидят пацаны призывного возраста. Они могли бы служить? На мой взгляд, они ещё дети, причём во многом инфантильные. Это поколение такое?
– Когда я был командиром взвода, это были хоть и трудные, но самые приятные минуты общения с людьми, личным составом. Я учил этих мальчишек всему, был для них дядькой и нянькой. Если сравнивать поколения, я бы сказал, что современная молодёжь проигрывает.
Во многом это связано с повышением уровня жизни, излишней опекой со стороны родителей и отсутствием возможностей, где бы человек мог показать свою удаль в преодолении препятствий, чрезвычайных ситуаций. Сейчас мало кто из молодёжи самостоятельно за собой ухаживает, стирает те же носки, бельё. Современные дети почти не имеют обязанностей по дому, занимаясь исключительно удовлетворением собственных потребностей.
Предыдущие поколения приучали работать на благо семьи. Я, например, учась в 7-м классе, разносил воду женщинам, которые работали на поле, был помощником тракториста, комбайнёра. Знал, что такое техника, труд, как достаются деньги. Сейчас же многие студенты понятия не имеют, как это –заработать деньги на собственные нужды. Это приводит к тому, что молодой человек всё больше зависит от родителей, обстоятельств. Молодёжь информирована о красивой жизни, но нигде не говорится, что источник богатства – труд.
– Так эти неприспособленные дети готовы к армии?
– Если они попадают в те условия, то сразу перестраиваются. Единственный момент: армия стала не та. Случаи дедовщины, неадекватного отношения командиров к выполнению своих обязанностей отталкивают от армии. Уже то, как юношей встречают в военкоматах (приказной тон, повелительное наклонение), вызывает у них отторжение. Раньше гуманнее относились к призывникам.
– Недавно начальник отдела военного комиссариата по Волжскому, Кировскому и Ленинскому районам Анатолий Калямин сказал: «призыв удался, в областном пункте отправки все клетки забиты». Что это за тюремная лексика?
– И армия была другая, и отношение к армии иное. Считалось, что если человек не служил, он неполноценен. И даже девушки не хотели за таких выходить замуж. Сейчас, наоборот, спрашивают: ты идёшь служить, у тебя нет иных возможностей? К сожалению, мы забыли старую основополагающую истину: бытие определяет сознание. То, что сегодня происходит в армии, напрямую влияет на отношение к ней. Или, например, посмотрите, кто работает в детских садах. Женщины, причём за мизерную зарплату. Почему так получается, что, чем больше ответственности предполагает должность, тем она ниже оплачивается? В школах учителя перегружены бумажной работой, бесконечными проверками. Им некогда заниматься детьми, и те предоставлены сами себе. Поэтому и в армии кто-то становится жертвой, а кто-то «дедом».
– Большинство вменяемых родителей стараются сделать всё возможное, чтобы их дети не служили. Почему всё-таки армия стала ужасом?
– Начиная с 90-х годов армию стали использовать для разных политических целей. Из армии ушли командиры, которые не хотели с этим мириться. Пришли новые, которые стали смотреть на солдата по-другому.
– Откуда они такие взялись?
– Пустого места в природе не бывает. Если лучшие уходят, их место занимают те, кого в нормальных условиях на эту должность не выдвинули бы. Ещё один момент. Раньше в армию не брали отсидевших. Сейчас берут. Это тоже причина дедовщины. Считается, ты отсидел –значит, исправился. Но тюремные сознание и привычки ведь остались. Армия – это не отдельный механизм, это слепок общества.
– Может быть, причина в том, что армию, как и всю страну, поразила коррупция?
– И это тоже. Люди, к сожалению, на всём пытаются зарабатывать. В том числе и на солдатах: а кто твой папа, чем он может мне быть полезным? Есть части, где юноша, воспитанный на чистых и честных правилах, или сломается на службе, или его сломают.
– Это чудовищно.
– Чудовищно. Поэтому введены телефоны доверия, разрешено пользоваться сотовыми телефонами, чтобы солдат мог позвонить и сказать: «Мне плохо, меня тут бьют». Было много случаев, когда умные солдатики, сбегая из армии, сразу выходили на Комитет солдатских матерей. И у них появлялась хоть какая-то защита.
– То есть хорошо, что то, что происходит в армии, становится достоянием общества?
– Конечно.
– Генералы Генштаба подают в отставку, протестуя против реформ, а министр Сердюков публично заявляет, что лучше купит два немецких танка, чем один российский, тем более что стоимость одна и та же…
– Думаю, генералы ушли не от хорошей жизни. Реформы в армии идут с 90-го года, и конца им нет. На мой взгляд, уже давно нужно армию сделать профессиональной. Иначе получается: в стране –капитализм, а армия осталась социалистической.
– Контрактная армия выдавалась за панацею от многих бед. Почему у нас это не пошло?
– На этот вопрос мне ответить сложно. Но мне кажется, в такую реформу деньги вкладывать нужно. Всё упирается в финансирование.
– Не в политическую волю?
– Может быть, и в это.
– Отмена военных кафедр в вузах – это правильное решение?
– Вопрос непростой. Если говорить об общей теоретической подготовке, то, возможно, военные кафедры и нужны. Но технически они довольно слабо оснащены. Никто же не даст в вуз военную технику. Поэтому для подготовки военных специальностей вузы не подходят.
– Вы преподаёте гражданскую оборону. Что это сегодня за предмет?
– Предмет «гражданская оборона» является составной частью предмета «безопасность жизнедеятельности». Это –действия человека в условиях военного времени. Студенты, изучая предмет, осознают необходимость гражданской обороны, изучают, на каких принципах она строится, и знакомятся с некоторыми средствами коллективной и индивидуальной защиты. Теоретические знания мы закрепляем практикой. Кстати, практическим занятиям студенты неизменно радуются. Когда девочки, например, получили задание снять фильм о навыках надевания противогазов, они остановили машину на трассе, попросили водителя надеть противогаз, он умирал со смеху, но задание выполнил. У меня много интересных фильмов, сделанных студентами от души и с большой любовью. На самом деле дай бог, чтобы военных и других чрезвычайных ситуаций не происходило и эти навыки людям не пригодились.
– Власть много говорит о воспитании патриотизма, а молодёжь мечтает уехать за границу. Каким образом прививается патриотизм?
– Что произошло с современной Россией? Мы перешли на новую систему ценностей, став капиталистической страной.
– Ну, государственной монополии никто не отменял…
– Не отменял, но тем не менее. Давайте посмотрим, чем человек может гордиться, проживая в России? Да, огромная страна, недра, история. Вот, пожалуй, и всё. Но как освоена страна, почему люди из Сибири и Дальнего Востока стремятся переехать за Урал? Потому что та большая территория осваивается, к сожалению, не россиянами.
Теперь вспомните, сколько людей воевало в горячих точках? Сколько известно случаев, когда на региональном уровне участникам боевых действий, которым положены льготы, говорили: «А я тебя туда не посылал»?!
Следующий момент: неоднозначное толкование истории. Жукова в одних передачах превозносят до небес, в других рассказывают о том, каким он был свирепым человеком. Это не способствует гордости за своих начальников и страну.
– То есть современное поколение, на ваш взгляд, не должно знать правду, например, о Сталине, репрессиях и расстрелах?
– Почему? Но не нужно в эти события привносить своего, не нужно интерпретировать факты. Надо сказать: было это, но было и другое. За счёт продажи хлеба были закуплены заводы на Западе. Хотя был и голод, о чём мне рассказывала и собственная бабушка. «Смотришь, –говорила, –идёт человек, упал и умер. И людей в поле валялось – как снопов». Да, Беломорканал построили заключённые, но они его построили. Да, невиновные ссылались в лагеря, но, например, тогдашние учёные признаются, что лучшие годы они провели в научных «шарашках». Потому что всё необходимое для работы у них имелось.
– Но это было чудовищное время. Вы бы хотели в нём жить?
– Не хотел бы. Я лишь говорю о том, что было и плохое, и хорошее.
– Но этот страх, положение человека как раба…
– Это и сейчас культивируется. Выдавить из себя раба, с одной стороны, страшно, с другой –неохота. Рабство –это когда тебе не нужно ни о чём думать. Накормили, дали жильё, определили, как себя вести…
Почему современные мальчики не стремятся обзаводиться семьями? Это ответственность, забота о материальном обеспечении. Они лучше останутся подопечными, теми же рабами у своих родителей. В законе «Об образовании» сказано, что родитель обязан обучать ребёнка до 9-го класса включительно. Я всегда говорю: «За 10–11-е классы вы своим родителям поклонитесь в ноги». Но родителям и этого мало. Они стараются всеми правдами и неправдами устроить ребёнка в вуз. И когда спрашиваешь: «А почему ты решил учиться этой специальности?» –отвечают: «А меня мама сюда определила». Когда же ты будешь сам определяться?
– Это вина только детей? Большинство выпускников не знают, чем они хотят заниматься в будущем…
– Не только детей. У нас сегодня нет раннего выявления наклонностей ребёнка. Раньше работали дворцы пионеров. Попробовал один кружок, другой, третий, что-то понравилось. В школах велись факультативные занятия. Сейчас этого нет. Все дома творчества и дополнительные занятия стали платными. Потому что все поставлены в условия выживания.
– Отставные военные оказались не нужны стране. Кто-то работает таксистом, кто-то охранником. Это нормально?
– Бывшие военные в любой цивилизованной стране очень востребованы. Они организованные, дисциплинированные, ответственные. У нас не так. Несмотря на то что существуют специальные курсы переподготовки, где их учат, например, заниматься бизнесом, надо понимать, что не все военные имеют к этому способность. У них совсем другое сознание. Бизнес –это не всегда чистые операции. Поэтому военному проще таксовать, но зарабатывать честные деньги.
– Трудно, наверное, в сферу услуг после военной службы?
– Нелегко. Но опять же на Западе никакая работа не считается признаком дурного тона. Нужно, например, у соседа убрать в квартире –пришёл, убрал, ничего зазорного. У нас какие-то барьеры, приоритеты. Потому что в основе богатства стал лежать не труд, а связи, нечистые схемы… А раньше токарь, слесарь шестого разряда были почётными людьми.
– Когда я училась в школе, многие девочки мечтали выйти замуж за военного. Военные были героями, красавцами. Современные девочки мечтают связать свою судьбу с банкиром или чиновником. Вам не обидно?
– Поменялась жизнь, поменялись приоритеты. Кто такие современные военные? Люди без квартир и приличной зарплаты. Раньше они не беспокоились о жилье, материальном положении. Их семьи были обеспечены всем необходимым.
– Михаил Иванович, вы сказали, что современная молодёжь проигрывает предыдущим поколениям. А есть что-то, что вам нравится в этих детях?
– Конечно. Некоторые из них более образованные, чем это было возможно в прежнее время. Ребёнок, который нацелен получить хорошее образование, этого добьётся, поступив в престижную гимназию или лицей. Мне нравится, что современные дети стремятся овладеть языками, системами коммуникационного общения – компьютерными программами, Интернетом. Всё это они схватывают на лету. Возможностей много, но опять же если они подкреплены финансами родителей.