Гениальный результат домашнего воспитания

Оценить
Саратовский учитель пристрастил Михаила Врубеля к рисованию

В художественном музее имени Радищева есть два эскиза выдающегося русского художника Михаила Александровича Врубеля, детские годы которого связаны с Саратовом. В начале 1865 года военная служба забросила в наш город его отца – Александра Михайловича. Михаилу Врубелю было тогда около девяти лет.

Майор Врубель был назначен командиром внутреннего гарнизонного батальона (а вскоре получил повышение в звании и стал подполковником). В распоряжении командира батальона находилась внутренняя военная стража. Этот корпус войск из губернских батальонов и команд служащих инвалидов был предназначен для несения караульной службы, подавления всяческих проявлений неповиновения властям, исполнения судебных приговоров, поимки воров, беглых крепостных крестьян и рекрутов. Внутренняя стража использовалась также для сопровождения партии арестантов, рекрутов.

Казармы губернского батальона располагались в трёх мрачноватых каменных корпусах. Они сохранились и сейчас на Университетской улице, 59. В одном из них – где жила семья Врубелей – находится Поволжское отделение Российской академии художеств.

По-видимому, военная служба тяготила отца будущего художника. Получивший бронзовую медаль на Андреевской ленте за участие в операциях против Шамиля на Кавказе и в Крымской кампании 1853–1855 гг., Александр Михайлович не любил вспоминать о своих подвигах. Может быть, поэтому Миша не унаследовал интереса к военной профессии. Зато много внимания в семье уделялось эстетическому образованию мальчика, поражавшего родных разносторонней одарённостью в области гуманитарных предметов. Его часто водили в театр (в Саратове было в то время два театра – городской (сейчас на этом месте театр оперы и балета) и загородный (на его месте – академдрама).

Кроме того, из местной гимназии отец пригласил для сына учителя чистописания, черчения и рисования Андрея Сергеевича Година. Он познакомил Мишу с элементами техники рисования с натуры. Про него говорили, что он «вбивал линейкой из красного дерева общие понятия об архитектуре вообще и о капителях, базисах, колоннах, карнизах и фризах в особенности». Наставник был суров: удары сыпались без разбора на спины, плечи и головы провинившихся учеников.

К занятиям рисованием и увлечением театром можно прибавить ещё музыку, постоянно звучавшую в доме. Мачеха Врубеля была серьёзной пианисткой, и с ранних лет мальчик слушал прекрасные произведения прекрасных композиторов в замечательном исполнении.

Семья прожила в нашем городе недолго – всего два с половиной года, после чего последовало новое назначение Александра Врубеля.

Окончив с золотой медалью в 1874 году Одесскую Ришельевскую гимназию, пережив увлечения историей, естествознанием, литературой, Михаил Врубель поступает на юридический факультет Петербургского университета. Столичная жизнь с её возможностями захватила его. Уже на второй год обучения в университете Врубель запустил учёбу, потому что занятия живописью стали жизненной необходимостью.

Университет Михаил Александрович всё-таки окончит и, недолго прослужив в Военно-судном управлении, сделает главный выбор в своей жизни – поступит в Академию художеств. Вскоре Врубеля как одного из лучших учеников рекомендуют для участия в реставрации росписи Кирилловской церкви XII века в Киеве. Работа выявила в нём недюжинный дар монументалиста и настолько захватила его, что в академию молодой живописец не вернулся.

Он создаёт панно в буржуазных особняках и станковые произведения, участвует в оформлении спектаклей в Частной русской опере Мамонтова, создаёт эскизы архитектурных деталей, иллюстрирует произведения Михаила Лермонтова к известному юбилейному изданию сочинений 1891 года, даже пробует себя в роли архитектора, проектируя фасад пристройки к дому Мамонтова.

Наш город, который, надо полагать, явился важным этапом в формировании будущего художника, оказался слегка обделённым гением Врубеля. В художественном музее им. Радищева есть только два его эскиза. И ещё остались воспоминания о необычайной красоты изразцовой печи с рельефами и рисунками Врубеля и Коровина, украшавшей когда-то кинематограф «Мурава» (он не сохранился, сейчас на этом месте находится Областная библиотека для детей и юношества).

Наталия Самохвалова, сотрудник Государственного архива Саратовской области