Народная массовка

Оценить
Видимость обсуждения по сценарному плану

Вчера саратовские «фронтовики» (члены общероссийского путинского движения «Народный фронт») продолжили обсуждать проект российского бюджета на 2012–2014 годы. За обсуждением наблюдал корреспондент «Газеты недели в Саратове».

За широкими спинами чиновников

Сама идея о том, что к формированию государственного бюджета может приложить руку любой человек с улицы, вызывает неоднозначную реакцию. Одни считают её откровенно бредовой. Другие, напротив, расценивают введённое недавно понятие «народный бюджет» как удачнейшую находку. Спорить о том, должна ли кухарка лезть в государственные дела, можно до бесконечности, другой вопрос – как это выполнить технически.

Премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин, он же лидер партии «Единая Россия», он же автор Народного фронта и «Народного бюджета» предложил простой механизм – дать возможность высказаться по бюджету всем желающим участникам фронта. Каждый «фронтовик» может в письменной форме сообщить федеральным властям, как, на его взгляд, следует распорядиться средствами казны, на развитие каких направлений (промышленность, наука и образование, здравоохранение, ЖКХ и прочее) нужно в первую очередь направлять деньги.

Предложения Путина в российской политике сомнениям подвергать не принято. Он сказал – на местах как смогли сделали. И Народный фронт сколотили, и предложения в бюджет нацарапали, и массовку из якобы представителей общественных организаций Народного фронта на онлайн-обсуждениях бюджета обеспечили. Вчера во всяком случае всё именно так и выглядело.

Конференц-зал Россельхозбанка был занят ровно наполовину. В первом ряду восседали министр промышленности Сергей Лисовский, глава Саратова Олег Грищенко, областной депутат Николай Семенец, заместитель председателя областной думы Марина Алёшина. Во втором ряду – министр транспорта области Иван Панков, первый замминистра экономики Андрей Шеметов, вице-президент торгово-промышленной палаты области Юлия Назарова, заместитель председателя правительства Дмитрий Федотов, депутат областной думы Олег Галкин.

В третьем и последующих рядах были замечены городские депутаты. Депутатскую массовку разбавляли несколько женщин, активно конспектирующих доклады, транслировавшиеся в режиме видеоконференции из федерального центра. На галёрке расположилось несколько мужчин. Забрезжила слабая надежда, что они и были представителями общественных организаций, вступивших в Народный фронт. Но сами они не представились, и никто из участников мероприятия их статус не обозначил.

Сон и местечковые проблемы

Это было уже третье онлайн-сборище по поводу российского бюджета. Со стороны федерального правительства в прямом эфире вещали министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, министр транспорта РФ Игорь Левитин, министр регионального развития РФ Виктор Басаргин. Во время их 10–20-минутных докладов саратовские участники фронта откровенно спали. Те, кому не спалось, читали газеты или увлечённо что-то искали в айфонах и айпадах.

Главной темой третьей видеоконференции по проекту бюджета страны был обозначен реальный сектор экономики. Виктор Христенко обозначил 12 отраслевых долгосрочных стратегий развития отечественной промышленности. Каждая из них, по словам министра, содержит простые и понятные цели и задачи: повышение конкурентоспособности государства в автопроме, авиа- и судостроительстве, фармацевтике, производстве медицинской техники.

Игорь Левитин сконцентрировался в своём докладе на транспортной стратегии до 2013 года. Говорил о повышении качества и конкурентоспособности отрасли, безопасности, развитии инфраструктуры. Особое внимание уделил проблеме сельских дорог. Заявил, что в регионах должны быть разработаны специальные целевые программы по их ремонту, восстановлению и строительству. Сказал, что поддержка в реализации программ частично придёт и из федерального бюджета.

После этих докладов по сценарию федеральные чиновники начали общаться с народом из регионов. Включить в разговор обещали шесть-семь субъектов, в числе которых была упомянута и Саратовская область. Но начали не с нас. Первыми попросили «задать вопрос» Амурскую, Кемеровскую и Челябинскую области. Представители всех трёх регионов сначала долго представлялись, затем очень коротко рассказывали об экономическом положении на своих территориях и только потом задавали вопросы. Вопросы были конкретными.

Вот, например, Кемерово и Челябинск интересовались, есть ли у них шанс на замену всех устаревших лифтов в многоквартирных домах, и предлагали побольше загружать российские заводы. Как отметили из Кемерова, в России сейчас работает четыре предприятия, производящих лифты, но все они в совокупности загружены не более чем на 30 процентов. Ещё эти регионы просили выделить побольше денег Фонду содействия реформированию ЖКХ, так как ещё не все проблемы в этой сфере решены.

На вопросы регионов министры, конечно, ответили. Но модераторы мероприятия порекомендовали давать слово для вопросов не региональным чиновникам, а представителям общественных организаций. Намекнули, что на совещании, где в свободном доступе оказались сразу три министра ключевых ведомств, вопросы нужно задавать более глобальные.

С народом на народном

О том, какие вопросы приготовлены в Саратовской области, было известно ещё в четверг. Дело в том, что саратовские единороссы, которые всецело поддерживают Народный фронт Путина, решили перенести идею формирования федерального бюджета с помощью общественных организаций на местный региональный уровень. В минувший четверг в здании управления пенсионного фонда России по Саратовской области под председательством Николая Семенца состоялась первая встреча правительственных чиновников с представителями муниципалитетов области и общественных организаций.

Николай Семенец на этом совещании сообщил, что намеревается задать сразу федеральным министрам два вопроса, хотя можно, мол, только один. Вопросы эти касались строительства нового саратовского аэропорта и развития оборонно-промышленного комплекса региона.

Вопрос про аэропорт прозвучал от общественника Виктора Мушина. В ответ было сказано, что «для решения проблемы необходимо привлечь инвестора, который возьмёт на себя расходы по строительству самого терминала аэропорта, а регион в свою очередь должен обеспечить работу этого терминала, включая все необходимые коммуникации».

Отмечу, что слушателей регионального бюджета было больше, но они ничуть не отличались активностью от слушателей федерального бюджета. Единственная здравая мысль прозвучала от представителя администрации Ровенского района. После того как свои доклады по листочкам зачитали заместитель председателя правительства области Алексей Щербаков, первый замминистра экономики области Андрей Шеметов и министр финансов региона Александр Ларионов, районный чиновник честно признался, что ничего не понял.

«Это, конечно, интересная идея – обсудить с народом бюджет. Сидим вот тут обсуждаем, а домой приеду, и рассказать людям нечего будет. Вы нам конкретные вещи называйте, а не одни только цифры. Если о дорогах говорите, то скажите, сколько на названные вами суммы будет построено километров и где. И по другим направлениям так же», – заявил он.