Беспокойное спокойствие

Оценить
Относительно мирное 45-е заседание Саратовской областной думы закончилось весьма бурно

Взрыв случился на подходе губернатора Ипатова к прессе. В толпу журналистов затесались представители балашовских молодогвардейцев, которые передали Павлу Леонидовичу письмо с просьбой достроить в Балашове бассейн. Под письмом подписались три тысячи балашовцев. Губернатор пытался объяснить ходокам, что бассейн – это федеральная программа и деньги тоже федеральные. Повторяя всё это третий раз, Павел Ипатов стал говорить весьма раздражённым тоном. Что не понравилось молодогвардейцам. И они уже написали жалобу секретарю президиума генсовета ЕР Сергею Неверову.

Но мы, собственно, о заседании областной думы. Ожидаемой порки министра образования Гарри Татаркова не было, и это несмотря на то, что Гарри Николаевич докладывал три вопроса кряду. Факт этот удивил не только журналистов, но и самого Татаркова, который привык к постоянным атакам депутатов.

Самое интересное произошло в ходе отчёта об исполнении бюджета за 2010 год. Министр финансов Александр Ларионов как обычно блистательно прожонглировал цифрами и подытожил своё выступление словами «отчёт об исполнении консолидированного бюджета области за 2010 год принят министерством финансов РФ без замечаний». Вопросов к Ларионову не было. Зато последовали выступления.

Первым был председатель бюджетного комитета Николай Семенец, который вот уже несколько месяцев вплотную занимается бюджетом. Впрочем, в профессионализме Николая Яковлевича сомневаться невозможно. Он депутатствует в областном законодательном собрании уже четвёртый созыв, и опыта у него в избытке. Не говоря уже о том, что депутат Семенец несколько лет возглавлял областное отделение пенсионного фонда, так что в денежных делах он дока.

Так вот, Николай Яковлевич счёл исполнение областного бюджета очень неважным. Самая первая и самая главная претензия: «весь год распорядители и получатели бюджетных средств работали не по бюджету, утверждённому областной думой, а по лимитам бюджетных обязательств, доведённых до них министерством финансов области». Если учесть, что областная дума ежемесячно радостно принимала изменения в бюджет, а изначально закон об областном бюджете принимался в расчёте на грядущие корректировки, то ответственность за работу «по лимитам бюджетных обязательств» надо поделить поровну.

Ещё одна претензия: доходы бюджета – 51,9 миллиарда, то есть 98,4 процента от плана. В условиях кризиса показатели вполне приличные. Тут надо учесть, что основные недопоступления – это налог на прибыль (1,3 миллиарда). И правительство, и областная дума вряд ли могли предугадать, как сработает областной бизнес в условиях всё того же кризиса. Или выхода из него. Ещё бюджет недополучил средства от акцизов на прямогонный бензин (67,1 миллиона) и алкогольную продукцию (101,5 миллиона рублей).

А дальше претензии Николая Семенца сводились к тому, что областные целевые программы профинансированы не в полном объёме. Что верно. Но не совсем. Потому что изначально при формировании бюджета все заинтересованные лица стараются засунуть в бюджет максимальное количество потребностей. Депутаты как народные избранники стараются все эти пожелания удовлетворить, дабы не потерять лицо в глазах электората и рассказать ему, электорату, о своих стараниях на его благо. Короче, и здесь депутатам и правительству надо нести солидарную ответственность.

Последним Николай Яковлевич выложил самый крупный козырь: «Государственный долг области на 1 января 2011 года составил 23 миллиарда рублей, основные кредиторы – коммерческие банки (18,7 миллиарда рублей). За прошедший год государственный долг вырос на 7,6 миллиарда рублей, в том числе задолженность перед банками – кредиторами – на 4,7 миллиарда рублей, задолженность перед министерством финансов РФ по бюджетным кредитам на 2,9 миллиарда рублей».

И тут есть лёгкое, но лукавство. Именно депутаты чаще всего выходят с социальными инициативами типа тринадцатой зарплаты для молодых сельских учителей или повышения зарплаты воспитателям детских садов. Безусловно, это дело нужное и важное. Но деньги на это где-то надо брать. Отсюда и кредиты и долги.

О внутреннем долге говорил и депутат Павел Большеданов. Он как финансист со стажем заявил, что ситуация в Саратовской области беспрецедентная. Но снижать расходы мы не можем, потому надо думать, как повышать доходы. Как это сделать, Павел Владимирович не уточнил.

Короче было выступление эсерки Зинаиды Самсоновой, которая призвала коллег-депутатов ограничить свои инициативы.

Павел Ипатов, которого выступление Семенца вовсе не порадовало, не остался в стороне от проблемы. Но говорил почему-то только про акцизы. Павел Леонидович подтвердил, что ситуация с бюджетом действительно сложная. А акцизы, в первую очередь алкогольные, правительство области регулировать не может. В ведении региональной власти находятся только акцизы на пиво. А некоторые пивные предприятия, в том числе и подконтрольные депутатам областной думы, начали занижать цифры.

Кому подконтрольны пивные предприятия, Ипатов уточнять не стал.

Но это было и не надо. Потому что тут же слово взял депутат Владимир Соловьёв, которые сообщил, что он намёк понял. И принялся жаловаться на обилие запрашиваемой из правительства информации, готовя которую, сотрудники предприятий совсем отрываются от основного производства. И вообще, уверен Соловьёв, правительству надо не информацию требовать, а работать с предприятиями.

Нельзя сказать, что обсуждение отчёта было жёстким, но как минимум удовольствия Павлу Ипатову оно не доставило.

Ещё один обсуждаемый вопрос думского заседания опять же связан с бюджетом, уже нынешнего года. Точнее, с традиционными изменениями. В этом месяце тут всё не очень гладко. Чтобы внести все необходимые правки в доходную часть бюджета, надо брать кредит. Депутаты на это идти не хотят. Потому основные правки в бюджет-2011 будут приниматься в июле. А пока в бюджет заведены федеральные средства, а также деньги на борьбу с саранчой и на освещение этого процесса. Вообще, все эти бюджетные перипетии происходили за закрытыми дверями и потому не только журналисты, но и некоторые депутаты не очень поняли суть изменений.

29 вопросов повестки дня заседания областной думы были рассмотрены за пару часов. Дискуссии или вопросы возникли только по двум бюджетным позициям. Впрочем, какие вопросы можно задавать, когда, например, в сложном, казалось бы, законе «О порядке предоставления права пользования и порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространённых полезных ископаемых, и участками недр местного значения, в том числе используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Саратовской области» все изменения сводятся с тому, чтобы дополнить документ словами «и (или) геологического отвода».