Бренд «Никас» – не «вклад», а «понт»

Оценить
Бренд «Никас» – не «вклад», а «понт»
Такие «шедевры» – оптом и в розницу – во множестве красуются на улицах российских городов
И это тоже в принципе может характеризовать нашу эпоху…

Скоро, очень скоро наш провинциальный город в подтверждение его провинциальности расцветёт афишами, рекламирующими выставку картин Николая Степановича Сафронова из Ульяновска, известного по псевдониму Никас. Николай уникален. Уникален в том смысле, что при наличии толп медийно известных эстрадных певцов, умеющих только открывать рот, писателей, с трудом владеющих русским языком, кривляющихся юмористов и прочих деятелей шоу-бизнеса он единственный, кто в этой области полноценно занимает нишу под названием «художник». В жанре «постыдно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех» здесь он одинок и монополен – весь пьедестал изобразительной попсы принадлежит ему.

Действительно, это странно. Понятно, что слабых художников очень много. Понятно, что вульгарные вещи на продажу делают многие. Но, насколько могу судить, никто из коммерческих художников, которые по всей стране стоят по скверам и центральным улицам, выставляя «шедевры» на продажу, даже не пытаются назвать себя «звездой». Николай идёт по визуальной эстраде как-то очень изысканно и незамысловато одновременно.

Он предельно грубо льстит знаменитостям в портрете, потакает безвкусию клиентов, предлагая голые женские тела со странными головками. Он мастер саморекламы, которая не выдерживает проверки пятиминутным поиском в Сети. Он торгует постерами, описывая это на своём сайте следующим образом: «художественные копии изготавливаются в размер оригинала на натуральном холсте с последующей обработкой, физически имитирующей мазок мастера». Боюсь ошибиться, но, похоже, что так же изготавливаются и портреты.

Сафронов у нас уже был с выставкой. Тогда, в конце девяностых, по инициативе прежнего губернатора в Саратове было собрано очень сомнительного свойства мероприятие под названием «Славянский базар». Так как Сафронов оказался «в рамках фестиваля», отказать мероприятию, санкционированному властью, оказалось невозможно. Помню, главный хранитель музея, не имея иной возможности высказать своё неприятие, содрала одну из музейных афиш со стены. Сафронов был великолепен. Перед камерой он спокойно сопоставил этот жест с вандализмом, разрушением храмов и прочим проявлением отсутствия образования.

Ещё помню, как прежний мэр города навязчиво подарил музею что-то из бывших тогда на выставке картин. То, что картины подарены именно мэрией, зафиксировано в каталоге, в этом смысле музейные руки чисты. На вопрос телекорреспондента директор музея с тяжёлым вздохом произнесла что-то вроде того, что вот и такое есть в сегодняшнем искусстве, и это тоже в принципе может характеризовать нашу эпоху…

Картинки долго висели в кабинете сотрудников современного искусства, и все ходили над ними веселиться – долго никто не решался их провести на хранение. Зато спустя несколько лет на каком-то из центральных каналов на прямой вопрос «В каком из крупных музеев есть ваши произведения?» Сафронов смог сказать «Есть в саратовском. А скоро будут и в других». Скоро уже наступило, но мы по-прежнему одиноки.

Ещё помню, как на Московской улице, прямо рядом с художественными мастерскими, неожиданно появился баннер с портретом «звезды». Художники размышляли, не залить ли его краской, так как сравнение для них было унизительным, но по лени забыли, а баннер скоро исчез.

Если заглянуть на сайт Сафронова, то оказывается, что он рекламирует себя как-то странно для творца. Большая часть посвящена перечислению каких-то орденов, участию в общественной и благотворительной деятельности, а не в престижных выставках. Традиционная биография художника на сайте обычно содержит данные об участии в серьёзных выставках и о наличии работ в больших музеях, собраниях. Список выставок Сафронова не очень большой.

Так, в разделе «самые значимые выставки за последние 5 лет» он смог похвастаться некоторым списком провинциальных музеев. Столица согласилась принять его только в чиновничьих апартаментах (14-м корпусе комплекса «Кремль» управления делами президента РФ) и коммерческой экспозицией ЦДХ, совместной с ювелирным домом «Эстет». Это всё, чем хвастается человек, который возможности похвастаться никогда не упускает?

Нет выставок в престижных столичных музеях. Нет зарубежных значимых экспозиций. Нет вообще престижных групповых выставок. То есть там, где есть отбор профессионального сообщества. Никаких биеннале-триеннале, которых сейчас большое множество. Хотя, виноват, есть зарубежная выставка – в Генконсульстве РФ в Мюнхене. То есть фраза из биографии «вот уже более 30 лет он является постоянным участником крупных отечественных и зарубежных…» как-то не находит подтверждения.

Вообще, проверка в Сети содержания сайта принесла множество открытий. Например, упоминание о журнале «Монолит Дайджест» имеется только в том смысле, что Сафронов является его главным художником, и других следов издания не найдено. Упоминание о том, что общеобразовательная школа № 65 с углублённым изучением культурологии в Ульяновске носит имя Никаса Сафронова, встречается, но не часто. Зато нашёл два вот таких отзыва, которые привожу дословно:

«Там была одна недалёкая восторженная директриса в мою бытность учеником, Чернышёва, ей как-то выпала великая честь, встречать самого НИКАСА в своей школе. Ну она так запала на этого недоумка, что присвоила школе его имя. Восторженная директриса куда-то делась, а глупость её осталась!»

«…Чернышёву повысили, а школе остался этот позор. Было бы как-то оправдано, если бы Никас этот чем-то школе помогал! Но он давно забыл, что в Ульяновске есть у него более семисот «ребёнков его имени»! А ему зачем, у него в каждой стране по ребёнку, ему хватает».

Раздел «Публикации» на сайте тоже выглядит как-то странно, так как в нём нет ни одной (совсем ни одной!) профессиональной искусствоведческой. Приведены статьи из «Бизнес-обозрения», «Промышленной газеты», газеты «Квадратный метр», «Здоровая жизнь» и даже «Стоматология для всех». Из последнего издания невольно хочется привести цитаты, отражающие творческий подход к портрету: «Улыбающийся человек, которому не стыдно показать свои зубы, смотрится выгоднее, красивее. Он как бы открывает ещё одну свою область. Если дальше открыть, то это душа, но пока он открывает только рот, и люди видят, что у него красивые, хорошие зубы. Продолжение идёт само собой».

С одного рекламного текста на другой кочует фраза о том, что художник творит «…картины в эксклюзивном авторском стиле «dreаm vision», благодаря которому Никас Сафронов был занесён в Книгу рекордов Гиннесса». Я попытался найти, в какой номинации представлен художник в книге Гиннесса. Не нашёл. Во всяком случае в разделе «Выставки» и «Художники» его нет. Зато нашёл вот такой коммент в Сети, отправленный от автора, обозначившего себя как «Редакция Книги рекордов России»: «Первый раз слышим, чтобы Никаса Сафронова занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Особый «авторский стиль» не может являться предметом, рассматриваемым в качестве заявки на рекорд, поскольку это так же бессмысленно, как «самая итальянская обувь» или «самый весёлый человек». Печально, что автор статьи даже не задумался над такой простой вещью, а слепо переписал пресс-релиз, начинённый голым пиаром». Это было напечатано на сайте «Комсомолки» в Воронеже, где выставка была ранее. Аналогичный текст вывешен и в связи с предстоящей экспозицией в Саратове.

Всегда очень серьёзный анализ художественной жизни публикует газета «Коммерсантъ». В ней был приведён список «Элита России» за 2008 год. Вероятно, по данным опроса. Лучшая певица Пугачёва, лучший композитор Крутой, лучшая телеведущая Собчак, лучший писатель (!) Хакамада. Ну, очевидно, что Сафронов лучший художник.

А вот профессионального анализа Сафронов просто не удостоился. Он свой, вероятно, в светской тусовке и близок, судя по именам, которые он сам очень старательно упоминает, к властной и телевизионной элите. Но он не существует в художественно-музейном сообществе. Что, собственно, справедливо. Как когда-то, обсуждая, кажется, Шилова, И. А. Антонова, директор Пушкинского музея, сказала: «Я не могу просто вам сказать, почему его картины безвкусны, но перед конкретной работой я могу вам это доказать».

Бренд «Никас», безусловно, работает, но не везде. Его целевая аудитория проходит мимо искусства, которое, как известно, вечно, в мир сиюминутного глянца и радости от готовности ответить на хрестоматийное требование «Сделайте мне красиво!». Николай сделает. На языке, потребном заказчику. Он очень характерен для сегодня, но будет мгновенно забыт завтра. Приобретение его произведений – это не «вклад»», а «понт», как выброшенные деньги для привлечения к себе мгновенного внимания, свидетельство готовности легко и бессмысленно, но демонстративно с ними расстаться.

И всё-таки давайте во всём и мы будем искать что-то хорошее. Можно использовать эту экспозицию как диагностический тест. Посмотрите на картинки. Если испытаете лёгкое отвращение, неплохо. Если вам что-то нравится, старайтесь больше не участвовать в любых разговорах об изобразительном искусстве. Так будет лучше.