Со времён «первой чугунки»
Саратов издавна был купеческим городом. Отсюда по Волге отправлялось огромное количество товаров. Но дальние поставки сухопутным транспортом, особенно продовольственных товаров, были затруднительны: Саратовская губерния в середине XIX века вообще не имела железнодорожных путей сообщения. По этой причине в 50-х годах позапрошлого века было принято решение о начале строительства участка железной дороги Москва – Саратов.
Работы шли с переменным успехом, поэтому последний этап строительства ветки Саратов – Аткарск Тамбовско-Саратовской железной дороги, протяжённость которой, после уточнения на месте, составила 554 версты, был завершён лишь к 1871 году, и 17 июля этот участок был открыт для «первой чугунки». Примерно в то же время в нашем городе появилось небольшое здание железнодорожной станции, хотя историки до сих пор спорят о точной дате его строительства. Архитектор проекта, к сожалению, остался также неизвестным.
Первый железнодорожный вокзал был небольшим и довольно быстро перестал справляться с растущим числом пассажиров. Поэтому в 1899 году руководство Рязано-Уральской дороги приняло решение реконструировать здание вокзала. Автором нового проекта стал главный архитектор дороги Пётр Зыбин.
Проектом был слегка изменён фасад главного корпуса и сделаны боковые пристройки, в которых разместились лучший в городе ресторан, залы ожидания и билетные кассы. На фасаде были установлены часы. Вокзал – парадные ворота Саратова – приобрёл законченный деловой вид, знакомый многим поколениям саратовцев и гостям города. В облике этого изящного и одновременно удобного здания появилось нечто специфично железнодорожное – башенки, флюгеры, чёткость и симметричность контуров. Все эти детали были характерны и для архитектуры крупных московских вокзалов.
Исключительно важным мастер считал восприятие постройки в движении. Отсюда перенос основного напряжения стены на нижний этаж (уровень глаз пассажира); верхней же части фасада отдавались крупные формы: завершения ризалитов – аттики, арки, башни.
Для входа в здание вокзала и на перрон нужно было приобрести перронный билет или предъявить проездной билет на поезд. Все служащие железной дороги были одеты в нарядную красивую форму: зимой – в чёрную, а летом – в серую или белую. Символом могущественного ведомства были скрещенные молоток и разводной ключ, красовавшиеся на петлицах и фуражках. Все носильщики были в белых фартуках с номерными бляхами. Объявления о прибытии и отправлении поездов делал дежурный по перрону. Он же перед отправлением состава трижды звонил в перронный колокол.
Во всех помещениях вокзала поддерживались образцовые чистота и порядок. Вокзальный ресторан служил не только транзитным пассажирам. Вечерами сюда приходили городские жители, ибо славился ресторан фирменными блюдами: салат «железнодорожный» (порезанные овощи имитировали рельсы и шпалы), ромштекс «кочегар», парфе из фруктов «тендер». В ресторане играл квартет, который исполнял популярные мелодии и цыганские песни.
В таком виде здание вокзала просуществовало до 1977 года, когда вновь произвели его перестройку, что привело к полной утрате первоначального облика. Причиной такой решительной перестройки было то, что к этому времени вокзал стал тесен, и даже билетные кассы находились в другом здании.
На этот раз автором проекта реконструкции выступили сотрудники института «Ленгипротранс». Дата официального открытия была назначена на 17 января 1978 года. С помощью железа, стекла и алюминия зданию придали строгие формы, и его фасад приобрёл современный вид. Вокзал заметно расширился и несколько шагнул на привокзальную площадь. Увеличилась этажность – с двух до четырёх этажей.
После реконструкции всё было сконцентрировано в одном здании. На первом и втором этажах расположились операционные и билетные залы с двадцатью кассами. Здесь же разместился телеграф, киоски «Союзпечати», аптека, парикмахерская, два буфета. Создана комната для медицинского обслуживания. Один этаж был выделен в распоряжение дорожного бюро распределения мест в пассажирских поездах Приволжской магистрали, которое позволяло связываться со всеми дорогами железнодорожной сети страны. Это создало дополнительные удобства для пассажиров.
Для транзитных пассажиров были открыты десять комнат отдыха, а также комнаты матери и ребёнка, обставленные соответствующей мебелью (газета «Коммунист», 29 декабря 1977 года). «Детские кроватки, кровати для матерей, маленькая столовая, здесь можно согреть и попить чай, покормить малышей. Отдельные комнаты для грудничков. Теперь мы можем принять одновременно 29 мам с детьми…» (газета «Заря молодёжи», 17 января 1978 года). Другой зал – площадью 300 квадратных метров – был открыт для пассажиров с детьми, ожидающих прибытия рейсовых поездов.
Внутреннее оформление залов стало более изящным, при их отделке использованы мрамор, гранит, травертин, цветной известняк Берёзовского карьера Саратовской области. («Коммунист», 29 декабря 1977 года). Интерьер дополняли небольшие фонтаны, которые сейчас не сохранились. «А вокзал встречал их длинным рядом касс, тихим шумом фонтанов, улыбками дежурных» («Заря молодёжи», 17 января 1978 года).
Важным новшеством стал тоннельный переход, который не только связывает платформы между собой, но и имеет выход к автовокзалу и на привокзальную площадь. Вместе с реконструкцией здания изменилось и оборудование, соответствующее последним научно-техническим требованиям. Появились автоматические средства, управляющие вентиляцией, кондиционерами и справочно-информационными устройствами («Коммунист», 29 декабря, 1977 года). «Новый вокзал одновременно мог вмещать 3200 человек, почти в 2,5 раза больше, чем старый» («Социалистическая индустрия», 10 января 1978 года).
Сейчас пассажиропоток на саратовском железнодорожном вокзале составляет в среднем четыре тысячи человек в сутки. По привокзальным территориям проходит значительная часть маршрутов городского общественного транспорта, объединяющего все районы города. Здание вокзала снова нуждается в реконструкции.
Недавно между губернатором Саратовской области и ОАО «РЖД» было подписано соглашение о строительстве нового современного вокзала. Уже разработан проект, по которому фасад здания со стороны железной дороги будет оформлен в историческом стиле, а со стороны города – в современном.
Будет расширен основной корпус, над ним разместится навес шириной около 10 метров, который соединит автовокзал с железнодорожным. В главном зале ожидания вместо лестничных проёмов установят эскалаторы, на фасаде появится электронное табло.
Появление вокзала неизбежно привело к появлению площади, которую стали называть «привокзальной». Современным жителям Саратова трудно представить её первоначальный образ.
140 лет назад, когда появилось первое здание саратовского вокзала, со стороны города почти до Астраханской улицы простирался огромный пустырь. Ввиду того что площадь была пыльной, перед зданием вокзала саратовцы разбили небольшой сквер, вокруг которого до 1887 года сновали извозчики-лихачи, затем появились вагончики конно-железной дороги, а с 1908 года Привокзальную площадь опоясало кольцо саратовского трамвая. В 1898 году рядом со старыми были построены новые казармы саратовского военного гарнизона (ныне корпуса университета и училища) на углу Московской улицы и Степана Разина (тогда она называлась Губернаторской), а с правой стороны для любителей конного бега сооружён ипподром (ныне – стадион «Локомотив»).
К началу XX века границы Привокзальной площади застроились домами, что окончательно оформило её. Позже, 23 декабря 1939 года, в сквере был торжественно открыт памятник наркому путей сообщения Феликсу Дзержинскому (постамент которого ранее принадлежал памятнику Александру II, стоявшему на месте современного памятника Николаю Чернышевскому около «Липок»). С этого же года Привокзальная площадь была переименована в площадь Дзержинского. Сегодня площади возвращено историческое название. В послевоенное время на границах площади появились многоэтажные дома, а с ноября 1952 года вместо трамвая открылась первая троллейбусная линия.
В ближайшее время площадь планируют изменить. В первую очередь уберут киоски, вместо них построят торговый центр, в подземных переходах откроют магазины и кафе. Переместят и конечные остановки пригородного и городского транспорта. На прежнем месте останется лишь памятник Дзержинскому и здания, прилегающие к вокзалу.