Деньги на дороги
Несколько депутатов из комитета по экономике Саратовской областной думы пригласили к себе в минувший четверг заместителя председателя регионального правительства Александра Стрелюхина, министра дорожного хозяйства Ивана Панкова и ещё нескольких чиновников, для того чтобы те пояснили им прямо и понятно, что даст региону создание областного дорожного фонда. Выяснилось, что дополнительных денег ждать не стоит. Просто условно «дорожные» деньги станут по-настоящему дорожными. И на их объём фактически уменьшится областной бюджет.
Бюджетник забыл про расщепление
Во время этой встречи в парламентском центре наиболее активным и любопытным проявил себя депутат Юрий Заигралов. Он начал задавать вопросы ещё до того, как собрались все участники мозгового штурма. И к началу заседания точно уяснил для себя главное: деньги нового дорожного фонда будут просто обособлены внутри областного бюджета. Поэтому на самом заседании уточнял детали со знанием дела, ни разу не спросив какую-нибудь глупость.
Глупостью, кстати сказать, отметился недавно избранный председателем бюджетного комитета депутат Николай Семенец. Он начал задавать вопросы с ходу с лёту. Сначала спросил, как отразится создание дорожного фонда на владельцах транспортных средств. Александр Стрелюхин, до того пересказавший своими словами текст областного законопроекта о дорожном фонде, который был у всех участвовавших в заседании на руках, не стал стыдить влиятельного депутата за то, что тот плохо читал, совсем не слушал и вовсе не хотел думать сам. Он просто ещё раз рассказал всё сначала.
Про то, что в перспективе, если власть действительно захочет наполнить новый бюджетный фонд, возможна дополнительная нагрузка на бизнес. «Пострадают» перевозчики, с которых начнут строго собирать плату в счёт возмещения вреда, причиняемого дорогам большегрузными автомобилями. С них уже берут деньги за разрешение перевозить свыше 12 тонн по дорогам общего пользования. Но пока эти десятки или сотни тысяч рублей (цифр на заседании не звучало) можно тратить на что угодно. Хоть на зарплату учителям, хоть на командировочные расходы для чиновников. Пока деньги, фактически предназначенные на обустройство транспортной сети, безликие. А будут мечеными.
К меченым отнесут и деньги, что начнут брать с владельцев объектов сервиса, установленных вдоль дорог. Это будет такой разовый взнос за возможность использовать транспортную сеть в интересах своего бизнеса. Закон, определяющий, сколько, как и кто будет с владельцев сервисных объектов забирать в дорожный фонд, ещё только начали разрабатывать. Но уже ясно, что владельцы «пострадают». А вот на рядовых частных владельцах транспортных средств создание областного дорожного фонда, по словам Стрелюхина, «никак не повлияет».
Второй вопрос Семенца касался муниципальных дорожных фондов. Возможность создавать их предусмотрена федеральным законодательством. Председателю бюджетного комитета стало интересно, будет ли расщепляться в этом случае транспортный налог. Все депутаты, сидящие за столом переговоров, знали, что этот налог в Саратовской области под нажимом авторитетнейшего для области Вячеслава Володина уже расщепляется: 25 процентов идёт в казну муниципалитетов, 75 – в областную. Но никто не посмел ни словом, ни вздохом вслух выразить реакцию на забывчивость депутата Семенца. И через какое-то время он сам понял свою ошибку и не стал настаивать на ответе на вопрос. Быстро поднялся и со словами «Спасибо, Александр Михайлович, мне бежать надо!» удалился.
Паспортная жизнь легче безпаспортной
Дороги в Саратовской области, как и в других регионах страны, делятся на федеральные, находящиеся в областном подчинении и муниципальные. Но распределение это не всегда чёткое. Потому что, например, дорога на Казахстан – областная, а не федеральная. И дорога на Самару тоже областная. Федерация согласна взять их на свой баланс, но только после того, как область приведёт их в соответствие нормативному состоянию. Сегодняшнее их состояние от нормативного далеко, и доводка требует очень много денежных вливаний.
Депутат Юрий Заигралов заострил внимание собравшихся на других проблемных участках транспортной сети. Это так называемые бесхозные дороги, которые строили советские предприятия хозяйственным способом. Стрелюхин, сославшись на 131-й федеральный закон, сказал: всё то, что находится на территории муниципалитета, считается муниципальным. Министр транспорта Иван Панков уточнил, что для того, чтобы условно считаемое стало фактом, нужно сделать паспорта дорог. Стрелюхин детализировал, что в паспорт должны входить данные о протяжённости дороги, о наличии знаков на ней, о собственниках земли под ней, об обременении подземного пространства коммуникациями.
Депутат Заигралов поинтересовался, сколько же будет стоить создание паспорта. Ему смогли привести в пример только стоимость паспорта дороги областного подчинения. Так как областная власть заканчивает паспортизацию своих дорог, то ей известно, что создание паспорта в среднем обходится в 30 тысяч рублей. Сотни дорог превращают эти небольшие деньги в миллионы, но, по мнению Стрелюхина, жалеть их не надо. Паспортизация мотивирована. Только с паспортом можно законно получать взносы от хозяев сервисных объектов вдоль дороги. Да и саму дорогу с паспортом можно попытаться отдать на областное содержание.
«С ремонтом?» – уточнил кто-то. Но Стрелюхин ответил, что ремонт не обязателен. И все удовлетворились тем, что «у нас больше совести всё-таки, чем у федералов».
Чего не может большой, смогут много маленьких
Александр Стрелюхин не раз подчеркнул, что областное правительство не сможет за счёт своего нового бюджетного фонда содержать муниципальные дороги. И это означало, что муниципалитетам для содержания муниципальных дорог придётся создавать свои муниципальные фонды. Иначе на дороги они будут в лучшем случае тратить в основном целевые деньги из вышестоящих бюджетов. Именно так делается сейчас. Но если не изменить механизм с помощью дорожного фонда, то куда будут идти средства, полученные в счёт возмещения вреда большегрузов, например? Если по вертикали объявлена концентрация, то муниципалитетам придётся учитывать изменившиеся условия. Тем более если впереди маячит «подарок» в виде 50-процентных отчислений от транспортного налога. О большей вынужденной щедрости областного уровня власти в пользу муниципалитетов обмолвился министр дорожного хозяйства. Тут же, правда, оговорившись, что вопрос только начал рассматриваться.
Добровольные пожертвования плюсом
Вопрос о создании регионального дорожного фонда только начал рассматриваться экспертами. В нём ещё очень много дыр и неясностей. Из услышанного понятно, что, кроме трансфертов из вышестоящих бюджетов, в обособленный для проведения дорожных работ карман казны попадут средства от акцизов на нефтепродукты плюс один рубль с каждого проданного литра, транспортный налог, плата за вред большегрузов, деньги за проезд по платным дорогам, за пользование платными парковочными местами.
Всего пока одиннадцать источников, среди которых даже такой экзотичный, как безвозмездные поступления средств от физических и юридических лиц. Депутатов этот пункт рассмешил, и они стали пытать авторов законопроекта, были ли такие случаи в истории области. А им ответили, что эту возможность следует прописать на тот случай, если такая потребность у кого-то возникнет. Потому что если её не будет, то принять деньги в фонд окажется невозможно.
В несколько приёмов депутаты сумели подсчитать, что в лучшем случае в фонд попадёт около 3,5 миллиардов рублей. Почти в три раза больше, чем сейчас. Но новых денег среди этих средств будет незначительно. По сути только обещанный один рубль с литра проданных нефтепродуктов. А все остальные и сейчас теоретически собираются в областной бюджет. Просто тратятся на более насущные, чем дороги, нужды.