«На берегах этой огромной Волги»

Оценить
Семь саратовских тетрадей Понселе, математика из Меца

В математическом мире хорошо известно имя французского математика и механика Понселе. Однако не каждому известно, что в его жизни была саратовская страница.
В марте 1813 года в составе очередного транспорта пленных наполеоновской Великой армии в Саратов прибыл, одетый в лохмотья французского мундира, лейтенант Генерального штаба инженерных войск Жан Виктор Понселе. Путь, который он преодолел, представлял собой, по его воспоминаниям, «ледяные, безмолвные равнины, где иногда, в эту роковую и исключительную зиму 1812 года, бывали морозы, при которых замерзала ртуть в термометрах».

Будущий великий математик родился 1 июля 1788 года в городе Мец на севере Франции в семье адвоката. После окончания Политехнической школы в 1810 году он в чине су-лейтенанта был направлен в Инженерную школу Меца, из которой 17 июля 1812 года лейтенантом инженерных войск направлен в Великую армию. 18 ноября в сражении под Красным Понселе попал в плен.

По прибытии «на берега этой огромной Волги», «в столь мало тогда гостеприимный город Саратов» Жан Виктор решил заняться умственной работой. При этом он, в отличие от многих своих товарищей по несчастью, не стал «использовать свои способности и математические познания, чтобы избежать нужды и создать себе относительное благополучие». Ведь, став учителем, ему пришлось бы «пожертвовать самыми заветными чувствами своей совести, свободы и политических убеждений».

Молодой человек посвятил себя высокой науке. Ему пришлось, как он сам об этом пишет, «с трудом и… шаг за шагом восстанавливать элементы, необходимые для изучения математики, причём у него не было никаких книг, никаких точных приборов: их было крайне трудно достать в Саратове, где не было тогда научных библиотек…», где он «не нашёл ни материальной помощи, ни моральных или научных ресурсов».

Упорно работая, Понселе за время своего пребывания в Саратове написал семь тетрадей, изданных незадолго до его смерти под заглавием «Applications de Analyse et de Géometrie». Когда в июне 1814 года после подписания общего мирного договора пленные покидали Саратов, бывший для них «местом изгнания и лишений», Жан Виктор испытал двойственные чувства.

Он вспоминал об этом так: «Однако когда я бросил последний взгляд на эту страну, орошаемую величайшей из рек Европы, Волгой, по которой идут на всех парусах большие суда, нагруженные богатыми дарами Каспийского моря, Грузии и Персии; когда апрельское солнце освободило её от огромных, мощных льдин, которые ежегодно опрокидывают и разбивают эти самые суда, плохо защищённые естественными набережными, и подрывают с непреодолимой силой совершенно обнажённые берега; когда мне пришлось покинуть этот возрождающийся город, с длинными рядами деревянных домов, и окружающие его невозделанные, но не бесплодные степи, – я не мог отрешиться от глубокого волнения и некоторого печального предчувствия, задавая себе вопрос, смогу ли я продолжать среди ожидающей меня деятельной жизни, как в безмолвии и уединении изгнания, исследования, скрасившие мне его горечь и ставшие мне тем самым столь дорогими».

Кстати, уезжая домой, он прихватил с собой счёты, которые внедрил во Франции в процесс обучения.

После возвращения Понселе служил в арсенале Меца в качестве военного инженера, принимал участие в защите родного города после поражения французских войск при Ватерлоо. В 1815–1820 годах он написал трактат «Traité des propriétés projectives des figures» (впервые издан в 1822 году), став основоположником проективной геометрии.

В 1834 году за свои научные заслуги Жан Виктор был избран членом Парижской академии наук по секции механики, а в 1842 стал её президентом. В 1848 году его производят в бригадные генералы инженерных войск с назначением командующим Политехнической школой. Наконец, в 1857 году Понселе был избран по разряду математическому членом-корреспондентом Петербургской академии наук. Учёный умер 22 декабря 1867 года и погребён в Париже на кладбище Монпарнас.

Во Франции имя Жана Виктора Понселе присвоено улицам в Меце и Париже. Парижская академия наук учредила премию его имени, а вот в Саратове память о пребывании гениального математика из Меца пока никак не отмечена.

Виктор Тотфалушин,

кандидат исторических наук,

доцент СГУ