Вредно не мечтать

Оценить
Об инвестиционной привлекательности трубопроводов и скоростном городском транспорте

На комиссии по промышленности, транспорту, торговли и связи Саратовской городской думы в минувший четверг депутаты вновь обсуждали городские рынки, работу Саратовводоканала, а также ремонт дорог и строительство линий скоростного трамвая.

Изменить закон, повысить штрафы и… разбирайтесь сами

Членам комиссии предлагалось всего лишь заслушать информацию городского комитета по экономике о работе саратовских розничных рынков, особых решений принимать не требовалось. Но депутаты потратили на рассмотрение вопроса целых полчаса. Вместо находящегося в отпуске председателя комитета Алексея Санникова на комиссии докладывал его заместитель Николай Годунов. Ничего нового он не сообщил. Практически дословно пересказал доклад своего руководителя, представленный на прошлом заседании комиссии: в настоящее время в городе действуют 29 розничных рынков, из них 14 – универсальные, 15 – специализированные. Продовольствием торгуют на 19 рынках.

Но в задачи Годунова входило рассказать и о том, как на рынках соблюдают санитарные нормы и правила при продаже и хранении товаров. Он отметил, что в 2010 году и первом квартале 2011 года была проверена работа семи рынков: «Локомотив», «Спартак», «Волга», «Кировский центр торговли», «Северный», «Арига» и «Садко». Это были плановые проверки, но кроме них было проведено ещё 27 внеплановых – по обращениям и заявлениям граждан. При этом в ходе плановых проверок 76 предпринимателей привлекли к административной ответственности на общую сумму штрафов в 193 тысячи рублей. А в ходе внеплановых 21 предпринимателя оштрафовали на сумму 27 тысяч рублей.

Депутаты городской думы в очередной раз посетовали на нелогичность действующего федерального закона, разрешающего надзорным и контролирующим органам проводить проверки предпринимателей не чаще одного раза в три года. Это, по их словам, порождает массу нарушений со стороны торговцев и ведёт к частым отравлениям людей некачественными продуктами, косметикой, парфюмерией и т. п. Прозвучала даже смелая мысль, что пора, мол, выходить на депутатов Государственной думы с предложением этот закон изменить.

Председатель комиссии по промышленности Анатолий Серебряков предупредил коллег, что все возникающие вопросы они могут задавать напрямую представителям администраций рынков, так как их специально для этого пригласили на заседание. Но вопросов к непосредственным организаторам торговли у депутатов не возникло. Лишь заместитель начальника Приволжской железной дороги Сергей Лиходаев возмутился ситуацией, сложившейся вокруг рынка «Шарик» в Заводском районе. Торговля здесь, выйдя за пределы рыночной территории, разместилась вблизи железнодорожных путей. Лиходаев потребовал от городских властей это безобразие прекратить.

И. о. главы администрации района Вячеслав Наталичев заявил в ответ, что попытки решить эту проблему предпринимались неоднократно, но эффекта, к сожалению, не возымели. Ответ Лиходаева не устроил, и тогда ему дали понять, что железнодорожные пути – это зона ответственности РЖД, «так вот пусть железные дороги и решают эту проблему». Непродолжительная дискуссия завершилась предложением Анатолия Серебрякова организовать совместные дежурства в этом районе силами работников администрации, правоохранительных органов и железнодорожников. По его словам, достаточно будет месяц, а лучше два подежурить по выходным, чтобы люди привыкли к мысли, что торговать здесь нельзя. Кроме того, члены комиссии предложили муниципалитету выйти на городскую думу с инициативой о повышении размера штрафов за нарушения в сфере торговли.

Плач по Водоканалу

Вторым в повестке заседания комиссии стоял вопрос о МУПП «Саратовводоканал». Ему нужно принять на свой баланс бесхозные водопроводные и водоотводящие сети. Ответчиком здесь был очередной директор предприятия Александр Задумин.

Он сообщил, что на сегодняшний день Водоканал содержит 1412 километров водопроводных и 811 км канализационных сетей. Почти 80 процентов из них практически полностью изношены. При этом, мол, с 2004 года и по настоящее время предприятие принимает на баланс всё новые и новые безхозные объекты системы городского водоснабжения. Уже принято около 884 км сетей (водопровода – 398 км, канализации – 435 км), 28 водопроводных насосных станций, три фонтана, две канализационные насосные станции.

Задумин отметил, что по идее все эти сети и сооружения либо должны передаваться в технически исправном состоянии, либо передающая сторона должна компенсировать Водоканалу затраты на их восстановление. Но реальная картина от идеальной очень далека. На практике один только Фрунзенский район в прошлом году компенсировал Саратовводоканалу 10 миллионов рублей за водопроводные сети.

Задумин рассказал, что в процессе инвентаризации сетей Водоканала было выявлено свыше 53 км сетей, проложенных под зданиями с нарушением разных норм. Поставить их на баланс муниципального предприятия, не говоря уже о ремонте и восстановлении, не так-то легко. Особенно учитывая нынешнее финансовое положение предприятия. Но принимать бесхозные сети нужно обязательно. И желательно побыстрее. На комиссии вскользь было упомянуто, что муниципальный Саратовводоканал «передан в концессию». И, как сказал Александр Задумин, если вдруг появится концессионер (инвестор, готовый вложить деньги в восстановление предприятия), то в бесхозные сети города он вкладываться, естественно, не будет. Эта грядущая беда несколько подстегнула депутатов. Они предложили муниципалитету и Саратовводоканалу рассчитать сумму финансирования, которая помогла бы ускорить процесс принятия бесхозяйных сетей на баланс предприятия. Кроме того, члены комиссии решили, что дальнейший контроль над этим процессом нужно передать другой думской комиссии – по градостроительству и ЖКХ. В ней, мол, уже создана соответствующая рабочая группа.

Мечты о городских электричках

В который уж раз обсудили депутаты и вопрос о разработке линий скоростного общественного транспорта в Саратове. Валерий Данилин сообщил, что в генплане города предусмотрено несколько вариантов развития скоростного общественного транспорта. Трамваи на сегодняшний день самый скоростной в городе вид транспорта, но пути их часто пересекаются с автодорогами, где пробки – привычное явление. Обособить движение трамваев в условиях узких саратовских дорог, по словам Данилина, невозможно.

Метро, строительство которого предусмотрено генпланом Саратова, – слишком далёкая перспектива. Данилин признал, что в ближайшем будущем оно в Саратове не появится. Поэтому в качестве скоростного внеуличного общественного транспорта остаётся использовать только электропоезда. К тому же, мол, у нас в Саратове всё так устроено, что железнодорожные пути проходят через весь город, деля его на отдельные участки.

Но прежде чем включить электрички в систему городского общественного транспорта, по словам Данилина, нужно определить длину состава, интервал движения, продумать количество остановок, обустроить их… Однако и эта работа может начаться, оказывается, не сегодня и не завтра, а только после того, как будет построен и введён в эксплуатацию западный железнодорожный обход, который соединит станцию Татищево с Ивановским разъездом.

Проект строительства западного железнодорожного обхода, по словам городских чиновников, назван приоритетным для областного правительства. И реализация его запланирована на ближайшие годы. Заместитель начальника Приволжской железной дороги Сергей Лиходаев подтвердил, что, прежде чем мечтать о городских электричках, нужно разгрузить такой железнодорожный узел, как Саратов-1, через который в настоящее время проходит всё транзитное движение грузовых составов.