А ну, пошли со школьного двора!

Оценить
Реорганизация. Реструктуризация… Короче говоря, развал

Через пару дней в стране начнутся выпускные вечера. Простятся со школой и старшеклассники из села Студёнка Турковского района. Только прощание это случится по другому поводу, не столь радостному, как выпускной: учебное заведение реорганизуют.

Для одних оптимизация, для других – семейная трагедия

30 мая вышло постановление, подписанное главой администрации Турковского муниципального района Дмитрием Кудряшовым. «Благодаря» этой бумаге средняя общеобразовательная школа села Студёнка должна быть переименована в основную общеобразовательную. То есть 10-го и 11-го классов в этом учебном заведении больше не будет. Новость родители и ученики узнали случайно: ни директор школы, ни глава Студёновского муниципального образования о грядущих переменах им не сообщили. Предпочли сделать всё по-тихому и районные чиновники.

Родители и учителя школы спокойно отнестись к случившемуся не смогли. И решили действовать. Пока, правда, утешительных результатов добиться не удалось. Письмо, отправленное президенту, не помогло – разбираться в ситуации поручили нижестоящим инстанциям. «Глава администрации Кудряшов встречаться с нами не пожелал», – поделилась воспоминаниями жительница Студёнки, попросившая не называть её имени.

Те, кто всё же соизволили с гражданами пообщаться, поначалу даже не могли объяснить, что будет со старшеклассниками после переименования школы. Сначала людям говорили, что детей будут возить за 12 км – в школу села Рязанка. Потом сообщили, что их отправят за 27 км в турковский интернат. Рассказали и об идее вести занятия онлайн, чтобы обойтись без всяких перевозок.

Устав от объяснений чиновников, родители решили обратиться за помощью к народным избранникам. Но депутат-единоросс Юрий Заигралов, представляющий в областной думе интересы Турковского района, отнёсся к школьной проблеме прохладно. «Да он просто нас послал, – рассказала всё та же пожелавшая остаться инкогнито родительница. – Услышав о наших переживаниях по поводу ужасной дороги, ведущей в Турки, Заигралов «успокоил», сказал, что есть программа «Школьные дороги», и «чем раньше школу переименуют, тем быстрее дорогу отремонтируют».

Родители, заключившие договоры с директором, мириться с ухудшением условий образования своих детей не собираются и планируют обращаться в суд. Подписи под составленным, но ещё не отправленным заявлением поставили 34 человека.

Люди особо подчёркивают, что будут видеться со своими детьми лишь раз в две недели, всё остальное время те будут вынуждены находиться в интернате. Очень беспокоят родителей два обстоятельства.

Во-первых, проживание подростков в течение двух недель далеко от дома без внимания и контроля со стороны родных может привести к ухудшению успеваемости, увлечению курением, алкоголем, наркотиками, беременности, в конце концов.

Во-вторых, небезопасен путь в интернат и обратно. По словам одной из родительниц Ирины, дорога, по которой планируют возить детей, находится в плачевном состоянии: асфальтовое покрытие не соответствует нормам и требует капитального ремонта. Обращают жители внимание и на то, что мост через реку Щербедина, который имеется на пути следования автобуса, признан аварийным.

Милости просим в отличный интернат

По Студёнке, да и по Туркам ходит слух, что закрытие школы – дело рук одного проигравшего выборы кандидата в депутаты. Тот якобы заявил жителям: «Не проголосуете за меня, поплатитесь школой».

Эту версию глава Турковского района Дмитрий Жулидов слышал, но дело, говорит, совсем в другом. Причина реструктуризации школы – финансовая. По словам главы, учебное заведение будут переименовывать в любом случае, так как статья расходов на 10–11-е классы самая затратная. «Нам дают задание, мы выполняем. На пять миллионов рублей в год мы должны производить сокращения».

Как бывший директор начального профессионального училища, чиновник понимает родителей, учителей и учеников, но сделать ничего не может. «На 30 миллионов у нас идёт превышение бюджета, поэтому нужно сокращать затраты. Дайте нам 30 миллионов, мы готовы хоть одного ребёнка учить, но нет у нас своих денег столько».

Вообще, по словам главы района, не многие девятиклассники студёновской школы продолжают учиться дальше: так, по планам в 2014–2015 учебном году 11-й класс окончат всего пятеро подростков. Тем же, кто надумал идти в десятый, беспокоиться не стоит – интернат в Турках отличный, уверяет Жулидов.

Ему вторит глава администрации Дмитрий Кудряшов. Он рассказывает, что в прошлом году было уже в районе подобное противостояние с родителями трёх сельских школ, но общий язык нашли, детям в интернате нравится. По словам Кудряшова, решение закрыть школу продиктовано сверху. «Нам указано на неэффективное использование бюджетных средств. Это в основном зарплата и содержание зданий школы».

Глава администрации признаётся – возможно, районные чиновники и недоработали вопрос с родителями, учителями и детьми, но сваливает всё на директора школы, которая, по его мнению, должна была разъяснить ситуацию.

Жители, уверенные в перспективе

По словам депутата Турковского районного собрания Людмилы Березиной, за 10 лет в районе было закрыто 12 школ. При этом бороться за них никто не пытался: «Жители Студёнки первые, кто встал грудью. Село это хорошее, крепкое. Там есть детский сад, а это потенциальные учащиеся школы».

О неплохих перспективах говорят и сами жители. Они, в отличие от чиновников, уверены, что количество учеников будет год от года расти. В следующем году ожидается 48 учеников, заверяют студёновцы, через год – 50, а через два – уже 54. К тому же в прошлом году школа продлила лицензию и аккредитацию. У неё имеется своя автономная котельная, ветхим здание учебного учреждения не признано.

Кстати, село Студёнка – одно из трёхкрупнейших населённых пунктов Турковского района. Там живут около 800 человек. В пока ещё не переименованной студёновской школе учатся 45 детей. Педагогами работают 15 её выпускников. Средний возраст учителей – 40 лет. Нынешнее здание школы было построено в 1969 году.

В учебном заведении есть библиотека, медиатека, компьютерный класс, выход в Интернет, сканер, принтеры, ксерокс, спортивный зал, спортивная площадка с нестандартным оборудованием, столовая, столярно-слесарная мастерская, логопедический пункт, кабинет социальной и психологической поддержки. Дополнительно работают 9 кружков и секций. В 2008 году учебное заведение было занесено на районную доску почёта.

Депутату областной думы Ольге Алимовой, пока единственной, кто откликнулся на призыв студёновцев о помощи, сегодняшняя ситуация с сельскими школами очень напоминает историю с детскими садами, когда здания дошкольных общеобразовательных учреждений закрывали и раздавали. «Теперь очереди в детсады есть не только в Саратове, Энгельсе и других крупных городах, но и на селе. Как показало время, попытки отнять ни к чему не приводят, так будет и со школами. Проще исполнить чью-то волю, чьё-то желание, чем встречаться с жителями и решать проблему».

По словам депутата, поступок, на который решились жители Студёнки, по нынешним временам редкий, а потому особо ценный:

«Народ взбунтовался, одно дело, когда село умирающее, а тут – перспективное. Под хорошим словом «оптимизация» скрывают такие неблаговидные дела. Почему не сказать всем прямо: «Не оптимизация, а развал». Порушили судьбы детей, это же надо учудить такое перед экзаменами. Мало ученикам стрессов от ЕГЭ… Родители все «на ушах», непонятно, какие аттестаты получат дети. Такое ощущение, что работников в министерство образования набрали со стороны, до детей им дела нет, главное – сэкономить деньги».

Алимова встречалась и с жителями, и с чиновниками. Первые очень просили помочь сохранить школу в прежнем виде, так как после процедуры реорганизации вернуть всё обратно уже не получится. Вторые веских аргументов для переименования, по словам коммунистки, ей пока не предоставили.

«Я вообще против того, чтобы уничтожались школы. Враг народа Фурсенко пытается уничтожить образование. Наши берут это под козырёк и быстрее бегут исполнять. Давайте образования не будет в Саратовской области. И мы будем самым дебильным регионом в России. Мы же так любим хвалиться своим лидерством во всём. А почему бы не стать первыми в таком вопросе?»

Алимова рассказала, что в Студёнке есть семья, которая воспитывает шестерых приёмных детей. Люди взяли их из интерната, поставили на ноги, а чиновники теперь предлагают сдать детей обратно. Ещё одна цифра шесть – количество учителей школы, которых сократили. По словам местных жителей, преподаватели эти молодые, семейные.

«Детский сад в селе есть, дети есть, школу переименовывать нельзя, – уверена коммунистка. – Чиновники так легко отправляют чужих детей в интернат, а кто-нибудь из них мог бы поступить так со своим ребёнком? Почему они считают, что могут распоряжаться чьими-то судьбами? Кто-то почему-то решил, что девятиклассники люди взрослые и их можно уже отлучать от дома».

P. S. На запрос редакции разъяснить ситуацию со школой в Студёнке ответа от министерства образования Саратовской области не последовало.