Взлёты и бездны Алексея Рыкова

Оценить
Выученный с казённой помощью царского государства сирота стал главой государства советского и расстрелян как «враг народа»

В феврале 1924 года после кончины В. И. Ленина в СССР решался вопрос о главе правительства страны. На высокий пост председателя Совета народных комиссаров (СНК) СССР был избран Алексей Иванович Рыков. Одновременно он до 1929 года возглавлял правительство России. А вообще в перечне государственных должностей А. И. Рыкова значатся: народный комиссар по внутренним делам, председатель Высшего совета народного хозяйства, народный комиссар почт и телеграфов.

27 февраля 1938 года Алексей Иванович был арестован и после долгих измывательств расстрелян как «враг народа». Позорное клеймо лежало на его имени ровно полвека. Но правда восторжествовала. И ныне на доме № 2 по улице Шевченко установлена мемориальная доска – это один из адресов, по которым Алексей Иванович жил в нашем городе.

Он родился в Саратове 13-го (25-го по новому стилю) февраля 1881 года. Вскоре родители умерли, и шестеро детей Рыковых (кроме Алексея в семье было ещё два сына и три дочери) стали круглыми сиротами. Трудно сказать, как сложилась бы их жизнь, если бы не самоотверженная помощь бабушки и усилия старшей сестры.

Справедливости ради следует отметить, что и педагогический совет 1-й мужской гимназии не был равнодушен к судьбе сироты, выдавая ему «пособия в размере взноса за право учения из сумм, ассигнованных на сей предмет от казны», а также привлекая средства благотворителей, например, Братства Святых Кирилла и Мефодия. И это не удивительно, так как Алексей Рыков уже с начальных классов упоминается среди лучших учеников, которые обладали «хорошими способностями, при хорошем внимании и неутомимом усердии оказывали в течение года хорошие успехи, вели себя очень скромно и на испытании ясно обнаружили достаточные сведения в предметах испытаний».

В 1898 году в Саратове открылась 2-я мужская гимназия, и Алексей Рыков сразу же перешёл в неё учиться (в 6-й класс). На следующий год он вступил в ученическую социал-демократическую организацию. Ядро организации составляли учащиеся соединённого механико- и химико-технологического училища и фельдшерско-акушерской школы. Они вели пропаганду социал-демократических идей в основном среди молодёжи. Устраивая концерты и вечера будто бы в пользу нуждающихся студентов, ученическая организация смогла собрать средства для оборудования типографии и издать несколько прокламаций.

Включённый жандармами в список лиц, игравших видную роль на этих вечеринках, Алексей, успешно окончивший в 1900 году гимназию, не мог рассчитывать на продолжение ученья в столичном учебном заведении. Дорога туда была закрыта выставленной из-за «неблагонадёжности» четвёркой по поведению. Алексей стал студентом юридического факультета казанского университета.

Здесь он был замечен жандармами в тесных связях с подпольным кружком типографских рабочих, арестован и после семимесячного пребывания в тюрьме выслан под гласный надзор полиции в Саратов. Но и здесь Рыков активно включился в нелегальную работу. В ежемесячных жандармских сводках в графе «Сведения о поведении» о нём неизменно сообщалось: «Вращается в кругу лиц, политически неблагонадёжных». Жандармами было установлено, что Рыков участвовал в тайных вечеринках и сходках рабочих, что на его квартире хранятся нелегальные издания.

В 1902 году в Саратове впервые прошла первомайская политическая демонстрация, в числе организаторов которой был и Алексей Рыков. 27 октября Рыков выступал на многолюдной сходке, устроенной по инициативе учениц фельдшерской школы. Всё это было учтено и зафиксировано полицией. И 31 октября последовало предписание начальника Саратовского губернского жандармского управления: «Рыкова необходимо подвергнуть личному задержанию при Саратовской губернской тюрьме».

Но уже в начале 1903 года Алексей Иванович, «впредь до разрешения о нём дела», оказался на свободе и поступил на службу в статистический отдел губернской земской управы, что давало ему не только средства к жизни, но и сведения для использования в пропаганде среди рабочих. Находясь под неусыпным надзором полиции, он как-то умудрился выехать из Саратова настолько незаметно, что филёры потеряли его из виду. И только в январе 1904 года саратовским жандармам стало известно, что он находится за границей.

В родной город Алексей Иванович попал только спустя два десятилетия уже в качестве председателя Совнаркома. В 1924 году некоторые уезды Саратовской губернии постиг неурожай. Правительство выделило средства в помощь пострадавшим селениям. Чтобы лично ознакомиться с положением дел на месте, 28 августа Рыков прибыл в Саратов, посетил несколько предприятий. А вечером в здании театра состоялось расширенное заседание городского Совета рабочих и красноармейских депутатов. Но ещё задолго до начала заседания горожане заполонили всю Театральную площадь и её окрестности, чтобы приветствовать своего знаменитого земляка. На следующий день Рыков выехал в Новоузенский уезд.

В селе Новотулка собрались под открытым небом крестьяне. Особенно интересовало крестьян мелиорирование земель. После детального обсуждения вопрос этот был решён тут же. Сопровождавший Рыкова председатель Саратовского губернского совета Иван Ерасов выдал двум волостям по девять тысяч рублей на мелиоративные работы. Для оказания помощи населению волостным комитетам крестьянской взаимопомощи было выдано по пятьсот рублей.