Повезёт, не повезёт…

Оценить
Повезёт, не повезёт…
Решение транспортной проблемы в Саратове потребует много времени, сил и денег

«Транспортной проблемы в городе нет!» – уверенно заявил на минувшей неделе заместитель гендиректора муниципального предприятия «Саргорэлектротранс» Александр Медведев в ответ на недовольство жителей Саратова графиком движения троллейбусов. Медведев настаивает на том, что доехать в нужное место можно легко, но «не всех устраивает вид транспорта и условия проезда».
Не поверив в то, что проблем с транспортом нет, «Газета недели» пошла выяснять истину у экспертов.

Пассажиры и водители

Сначала мы попросили обычных пассажиров оценить качество работы городского общественного транспорта по простому признаку – достаточно ли часто ходит. Оказалось, что в большинстве своём люди на это даже не обращают внимания. Ожидание автобуса, трамвая, троллейбуса на остановке для саратовцев – давно привычное дело. Более того, как говорят горожане, по-другому и не было никогда. Многие даже не замечают специальных табличек с расписанием, которые развешены на некоторых маршрутах.

«А что толку-то на них смотреть? – отвечает мне вопросом на вопрос Андрей. – Движение автобусов от них же не зависит. По расписанию в нашем городе ездит только один вид транспорта – электричка». Водители автобусов и маршрутных такси высказывали разное мнение, и ситуации у них тоже оказались разными. Так, например, водитель 41-й маршрутки заявил: «У нас диспетчеры стоят на каждом конце маршрута, и за тем, вовремя ли мы отправляемся, вовремя ли приезжаем, следят очень строго». Правда, тут же оговорился, что соблюдать положенный интервал получается не всегда: «Главная причина – это заторы на дорогах. Мы в пути должны находиться 38 минут, а с утра я ехал целый час. График движения, естественно, сбился по всему маршруту. Не знаю, может, по утрам нам время увеличат».

Постояв около получаса на остановке 41-го маршрута на улице Рахова, где, кстати, есть табличка со временем работы маршрута и интервалом движения автобусов, сама убедилась в том, что машины сменяют друг друга строго в указанный на табличке интервал – 8–10 минут. На этой же остановке пассажиров подбирают газели 56-го маршрута. И тоже строго по расписанию – раз в четыре минуты. А вот соседняя остановка, где висит табличка 40-го маршрута и его расписание, все полчаса копила очередь. Хотя интервал для них задан в 10–15 минут.

Водитель с маршрута 64д, стоящий рядом с трамвайным кольцом в Мирном переулке, честно признался, что, вроде как установленный для них, интервал в 8 минут не соблюдается совсем. И с водителей за это никто не спрашивает. Причина, по его словам, всё в тех же пробках на дорогах. На автомобильные заторы как причину несоблюдения графика движения жаловались даже кондукторы трамваев.

Пальцем в небо

За городскими автобусами у нас положено следить муниципальному учреждению «Транспортное управление» (ТУ). Однако здесь откровенничать не спешили. Начальник отдела пассажирских перевозок ТУ Ирина Кузнецова на мой вопрос об интервалах движения транспорта и табличках с графиками кокетливо заявила, что в этом направлении работа управлением ведётся.

– Мы уже 193 таблички повесили, – как-то по-женски обиженно заявила мне Ирина Валентиновна.

– А сколько нужно всего? – спрашиваю.

– Ммм… Много!

– Ну сколько? – упорствую.

– Ну я не буду в небо пальцем тыкать!

– А таблички, что уже повесили, – какая часть всей работы?

– Говорю же, пальцем в небо тыкать не буду! Если у вас официальные вопросы, то пишите официальный запрос, – отрезала госпожа Кузнецова.

Появившийся чуть позже директор ТУ Юрий Галушко и вовсе заявил, что комментариев не даёт.

Причины реальные и необъективные

Памятуя о популярной среди саратовцев горячей линии областного минтранса, обратилась в это ведомство. Здесь об интервалах движения саратовских автобусов, табличках с их расписанием и даже об общественном мнении относительно проблемы знали.

Начальник пресс-службы ведомства Алексей Корж сообщил, что жалоб от саратовцев поступает очень много. «Люди жалуются и на поведение водителей, и на состояние автобусов, и на графики их движения, – отметил он. – Но здесь нужно понимать, что у задержки транспорта, как и у жалоб граждан, может быть несколько причин – объективных и необъективных».

К необъективным причинам жалоб пресс-секретарь министра транспорта отнёс невнимательность граждан: «Бывает, что люди жалуются на задержку автобуса на 15 минут, при этом не смотрят на табличку с расписанием, где интервал для данного маршрута стоит 20–25 минут».

Мечты об умных остановках

«Мы запустили информационный ресурс (Bus64.ru), на котором в режиме реального времени можно отследить местонахождение любого энгельсского автобуса, – рассказывает Корж. – Эта система позволяет каждому жителю Саратова и Энгельса узнать, где сейчас находится ожидаемый автобус и как скоро он будет на нужной остановке. Сайт открывается не только с компьютера, но и с мобильного телефона».

В эту навигационную систему минтранс предложил саратовским властям включить и общественный транспорт города. Но, как отмечает начальник пресс-службы министерства, муниципалитет с ответом не торопится. Хотят, мол, решить проблему самостоятельно.

«Мы планомерно движемся к такому понятию, как «умная остановка», – воодушевлённо рассказывал Корж. – То есть остановочный павильон должен быть оснащён спецоборудованием с антивандальными устройствами, на которое будет выводиться вся информация о местонахождении и интервалах движения всего общественного транспорта города».

Мой прозаический вопрос о дежурных автобусах поверг пресс-секретаря минтранса в уныние. «До дежурных автобусов руки у нас пока не дошли. Наверняка люди на эту проблему тоже жаловались, просто это как-то вылетело у меня из головы. Но вы понимаете, мы ведь сейчас на самом деле разгребаем тяжёлое наследие 90-х годов…» – объяснял Алексей Корж.

Автомобили и автобусы: жить друг без друга

О том, что транспортная проблема не так проста, как кажется на первый взгляд, и не сводится к строгому соблюдению утверждённых интервалов движения, говорил мне и заместитель директора Саргорэлектротранса Павел Кузнецов. Подтвердив слова своих сотрудников о том, что даже трамваям следовать расписанию мешают пробки на дорогах, ДТП и поломки, официально заявил, что «после каждого их этих факторов на то, чтобы вернуться к графику, уходит как минимум час».

«Единственное, что мы можем сделать и делаем в сложившихся транспортных условиях города, – отметил Павел Сергеевич, – это рассчитывать разные временные интервалы для каждого времени суток. Так, у нас трамваи и троллейбусы утром, с 6 до 10 часов, когда на дорогах ещё мало автомобилей, а пассажиров, наоборот, много, ходят с интервалом 3–4 минуты. С 10 до 16 часов интервал уже другой – 10–12 минут. Вечером, с половины восьмого, мы начинаем отправлять часть подвижного состава в депо, потому что пассажиропоток в это время сокращается в 10 раз и гонять всю технику по маршруту нецелесообразно. Но людям это объяснить сложно, поэтому от них поступают жалобы. Понятное дело, им же приходится пропустить, например, три трамвая, прежде чем сесть в четвёртый».

Павел Кузнецов сообщил также интересные сведения о трамваях или троллейбусах, которые мы привыкли считать «дежурными». Оказывается, та техника, что ходит по Саратову ночью, предназначена прежде всего для перевозки водителей и кондукторов, ведь у каждого трамвая или троллейбуса свой режим работы, и заканчивается она в разное время. Но по дороге так называемые дежурные трамваи или троллейбусы захватывают и пассажиров, если они стоят на остановке.

По словам заместителя директора, чтобы общественный транспорт в Саратове ходил строго по расписанию, а люди имели возможность передвигаться на автобусах, трамваях и троллейбусах в любое время дня и ночи, городу нужно решить много разных и трудных проблем.

Одной из них он считает, например, растущее количество легковых автомобилей. «У меня такое впечатление, что, пересев с общественного транспорта в личный автомобиль, люди обретают ощущение вседозволенности. Паркуются только там, где им хочется, и неважно, проходят здесь трамвайные пути или нет, есть запрещающий знак или нет его. Припарковался, ушёл, а переполненный трамвай стоит и ждёт: сначала ГИБДД, потом – когда они найдут водителя», – сетует Павел Сергеевич.

Мой собеседник был бы рад провести сплошную линию вдоль трамвайных путей, запрещающую автомобилям выезд навстречу трамваю. Так, например, сделали в Екатеринбурге.