В поисках живительной влаги
Сначала исчезли бочки. Жёлтые пузатые цистерны с надписью «Квас» были верной приметой лета на улицах советских городов. Очередь к квасной бочке свидетельствовала о популярности этого пенящегося, ароматного напитка.
Кажется, его можно было выпить литра два или три. Люди тащили бидоны, трёхлитровые банки, наполняли их до самого верха – это на вынос. А распивочно бочковой квас продавали в толстостенных стеклянных кружках по пол-литра или гранёных стаканах по 0,25 л. После каждого клиента их мыли, нажимая на кружок с внутренним фонтанчиком.
Нет кваса – нет проблем
Несколько лет назад бочки попали в немилость к санитарным врачам. Мол, не держат нужную температуру, а ещё изготовлены из материалов, от которых напиток быстро портится. В народе ходили страшилки о том, что бочки никто не моет, что на дне их живут опарыши и что даже (о, ужас!) находят трупы.
Постепенно легендарные жёлтые бочки с улиц российских городов, и Саратова в том числе, исчезли. Их вытеснили, как считалось, более стерильные кеги. Но в июле прошлого года в одном из квасных киосков в Ленинском районе Саратове взорвался баллон со сжиженным углекислым газом, который использовался для подкачки кваса из кегов. Погибла продавщица, был ранен прохожий.
Случай этот в Саратове исключительный, но он стал одним из доводов властей Саратова, которые в этом году ввели почти тотальный запрет на уличную торговлю мороженым, квасом и газированными напитками. Именно в этом смысл постановления «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города на 2011–2015 годы» администрации Саратова от 16 марта.
«Многие нестационарные объекты торговли не соблюдают предъявляемые к ним требования, в частности, за прошлые годы контролирующими органами была выявлена масса нарушений санитарно-эпидемических норм, норм общественного порядка. Всё это угрожает здоровью, жизни саратовцев и гостей нашего города», – пояснил председатель городского комитета по экономике Алексей Санников.
Сначала условия, презумпция потом
Городские власти подчёркивают, что новые правила торговли поддерживают и представители надзорных органов. В Роспотребнадзоре по Саратовской области свою позицию объясняют так. Развесное мороженое на улицах действительно продаётся с многочисленными нарушениями санитарно-гигиенических правил: продукт находится на открытом воздухе, мороженое накладывают ложечкой, которую неизвестно чем и где моют. Зачастую продавцы работают без одноразовых печаток – отсчитывают деньги и тут же накладывают очередную порцию.
«Развесное мороженное должно продаваться в летних кафе, – говорит начальник отдела надзора за питанием населения Роспотребнадзора по Саратовской области Елена Никонова. – Потому что в стационарном кафе есть условия, чтобы обработать инвентарь, посуду, можно помыть руки».
«А где гарантии, что продавец в кафе будет мыть и руки, и ложечку?» – спрашиваю.
«Во-первых, у такого продавца есть условия это делать. А во-вторых – существует установленная законом презумпция добросовестности. Мы не можем заведомо подозревать продавца, что он не помыл руки».
А вот к уличному квасу врачи более снисходительны. Нарушения по линии Роспотребнадзора есть и здесь, но они не столь серьёзны: ёмкости закрытые, посуда одноразовая, непосредственного контакта продукта с руками продавца нет.
«Впрочем, убрать квас с улиц или оставить – воля городских властей. Мы такие точки не открываем и не согласовываем», – говорит Елена Никонова. – Согласно законодательству, мы выдаём санэпидзаключение только на деятельность, связанную с оборотом алкоголя».
Так что администрация издала распоряжение, она и следит за его выполнением. Она же решила сделать кое-какие исключения: утвердила схемы мест для торговли мороженым и прохладительными напитками. В соответствии с ними летом в Саратове развесное мороженое можно продавать всего в девяти местах в Волжском, Октябрьском и Фрунзенском районах, а квас и газировку – в пяти Волжского и Октябрьского районов. И места эти – у входа в парки города. «Решение принято и пересматриваться не будет», – резюмировал Алексей Санников.
Коктейль как хит сезона
«А вы знаете, что торговля квасом и развесным мороженым на улице запрещена?» – спрашиваю у продавщицы лотка рядом с центральным входом в Крытый рынок. «Так нам руководство разрешает», – испуганно отвечает та. И добавляет доверительно, понизив голос: «А говорят, это правило с первого июня отменяют, на проспект все точки обратно возвращаются».
То ли народ искренне заблуждается, то ли «под дурачка» работает. Чтобы посмотреть, как на деле выполняется распоряжение саратовской мэрии, пройдёмся по центру города – от перекрёстка улиц Радищева и Московская до проспекта Кирова, далее вдоль по проспекту до улицы Чапаева, потом до перекрёстка улицы Вавилова и Мирного переулка. А чтобы лучше прочувствовать ситуацию, представим себя в роли туриста, впервые оказавшегося в Саратове. Итак, лето, жара под 40, рано или поздно туристу нужно будет пополнить водный баланс в организме.
Каждое лето на оживлённом перекрёстке Радищева и Московской выставляли квасную точку, к которой почти всегда выстраивалась небольшая очередь. Сейчас на этом месте – журнальный киоск, в котором можно купить газетку, сложить из него шапочку от солнца и отправиться на поиски чего-нибудь прохладительного.
Ничего такого на Радищева найти не удаётся. Разве что зайти в магазин «Магнолия». Там сегодня, как и в прежние времена, можно купить стакан молочного коктейля, минералки или газированного «Буратино».
У входа в парк «Липки» (разрешение мэрии!) – продавщица в окружении жёлто-зелёных кег с надписью «Покровский квас». Маленький пластиковый стаканчик – 10 рублей, большой – 20 рублей.
Забегая вперёд, скажу, что «Покровский квас» продают по всему городу. На наш прямой вопрос, почему для этих точек сделано исключение из правил, Алексей Санников прислал расплывчатый ответ, в котором по сути от ответа ушёл.
Обычно богатый лотками с мороженым и газировкой проспект Кирова сейчас смотрится непривычно. От жажды, конечно, умереть не дадут, но идти придётся под навес летних кафе, которых открылось тут множество. Да только десятью рублями за стаканчик здесь не обойдёшься. Самая дешёвая бутылочка воды без газа («Кубаи») – 18 рублей. «Фанты», «колы» и холодные чаи в бутылках стоят дороже: 30–50.
Заметила несколько малюсеньких, похожих на скворечни будочек с надписью «Лимонад». Газированная вода с сиропом стоит 10 рублей – маленький стаканчик (0,2 л).
Почти в каждом уважающем себя кафе есть миксер для взбивания молочных коктейлей. Маленький стакан – 30 рублей, побольше – 50. Кстати, пока квас в опале, молочный коктейль вполне может стать хитом этого лета в Саратове. Его предлагают в ларёчках типа «Булочная» напротив кинотеатра «Пионер» – по 20 рублей за 0,2 л, по 30 рублей – 0,3 л.
К летним кафе жмутся лотки с развесным мороженым. (Это избавляет их от принадлежности к опасной категории «нестационарный», кафешки из которой попали под запрет.) А в остальном ничего особенного: развесной пломбир, шоколадное, фруктовое мороженое по 18–20 рублей за 100 граммов.
Настоящий оазис прохлады – на пересечении Кирова и Вольской. Там тебе и знакомый жёлто-зелёный «Покровский квас» (где тут вход в парк?). Есть и вода с сиропом. Для богатеньких буратино найдётся даже клюквенный квас – 20 рублей за бутылочку. Относятся ли эти точки к стационарным кафе, где «есть условия», сказать трудно.
Зато «условий» точно нет в музыкальных киосках на том же перекрёстке. А мороженое – есть! Знаменитая русская смекалка: холодильники поставили внутри музыкальных киосков. На витрине рядом с дисками и кассетами – ценники на мороженое. Кстати, в мэрии это нарушением не считают. Всё тот же Алексей Санников объяснил журналистам, что, поскольку торговые площади отданы бизнесменам в аренду сроком на 49 лет, всё законно. Мол, хозяева сами вправе решать, чем им торговать.
В Мирном переулке, рядом с домом кулинарии «Жульен», встречаю явное нарушение – неопознанный лоток с надписью «Квас». Спрашиваю: чей? Отвечают: энгельсский! Рядом ничего похожего на водопровод и кран с водой, где продавцы, по идее санитарных врачей, должны мыть руки. Зато на земле стоят вёдра с водой неизвестного назначения.
Большая плотность лотков, как будто им и закон не писан, в Мирном переулке рядом с остановкой маршруток № 56 и 41. Поблизости никаких кафе. Зато две одинаковые витрины с развесным мороженым, почти одинаковые девушки-продавщицы. Одинаково пожимают плечами на мой вопрос: «Знаете ли вы, что продавать такое мороженое на улицах нельзя?» Зато встревает женщина, покупающая стаканчик для девочки: «Они-то при чём, их поставили, они и торгуют!»
За водой в парикмахерскую
Конечно, чиновники саратовской администрации не злодеи какие, чтобы замучить жаждой горожан, отобрав у них дешёвый квас. Предложена альтернатива – установить кулеры с бесплатной водой в стационарных объектах торговли и бытового обслуживания.
«Это очень удобно: человек сможет не только попить прохладной воды, но и передохнуть от жары, ведь практически во всех торговых объектах установлены кондиционеры», – обнадёживают в мэрии.
Расходы на бесплатный водопой оплачивают сами хозяйствующие субъекты. Кулер – 7200 рублей; стаканодержатель – 450 рублей; вода – 100 рублей за одну бутыль; одноразовые стаканы – 33 копейки за штуку.
Как сообщают в комитете по экономике администрации Саратова, сейчас кулеры установлены на 189 предприятиях потребительского рынка (магазины, парикмахерские, рынки, торговые комплексы, автосалоны и др.), в том числе 107 на предприятиях торговли. Как узнать, в каком месте есть кулер, чтобы не блуждать в поисках стаканчика воды, непонятно Может, стоило бы повесить на дверях особые указатели?
Между тем наличие бесплатного кулера ещё не гарантирует того, что можно напиться. Так, в магазине «Гроздь» на улице Навашина наблюдала картину: кулер стоит, но воды в нём нет, подход загромождён фасовочными коробками из-под товара. В Роспотребнадзоре ничего страшного в такой ситуации не видят: нет воды в кулере – купи бутылку минералки. Формально права потребителей не нарушаются.
Пишите – рассмотрим!
Вообще, инициативу саратовских властей убрать с улиц нестационарные точки торговли мороженым и напитками Роспотребнадзор старается не оценивать и не комментировать. Мол, санитарными правилами такие меры не регламентируются, и главное – чтоб покупатель получил безопасную и качественную услугу.
Согласно недавно принятому федеральному закону № 294, плановые проверки специалисты Роспотребнадзора могут совершать не чаще чем раз в три года. А внеплановые – по заявлениям граждан. «Сезонные точки мы в любом случае не сможем посмотреть планово – какие уж тут три года! – говорит Елена Никонова. – А по жалобе (обязательно письменной, с указанием адреса торговой точки, где нарушили права гражданина) придём и примем меры».
Но гневных заявлений в Роспотребнадзор по поводу исчезновения развесного мороженого и напитков никто не подавал. Случай, когда у здания мэрии группа из 15 человек демонстративно пила квас, газировку и пиво под лозунгом «Прокопенко, не дай себе засохнуть!», не считается.
«А если поступит жалоба на то, что человек прошёл по улице два километра по 40-градусной жаре и не встретил ни одного места, где можно попить?» – спрашиваю я. «Это не к нам, – разводят руками санитарные врачи. – Вот если бы нарушались права потребителей, тогда…»