Страшное слово «налоги»

Оценить
Страшное слово «налоги»
Малый бизнес «класть хотел» на Прохорова

Президент группы «Онэксим» и один из богатейших людей мира Михаил Прохоров, объявивший о своём желании заняться большой политикой, становится публичной фигурой. Он уже заявил, что собирается отстаивать на этом поприще интересы малого и среднего бизнеса.

Миллиардер изложил идею спасения «профессии «малый предприниматель». Он предлагает до минимума снизить налоги малому бизнесу, а взамен повысить их крупному. Саратовские эксперты оценили по просьбе «Газеты недели» предложение миллиардера Михаила Прохорова.

Проектно-командное мышление

Активная часть российского общества была потрясена новостью о том, что в скором будущем миллиардер Михаил Прохоров возглавит партию «Правое дело». Известие это принялись обсуждать в самых разных кругах: эксперты оценивали, аналитики анализировали и т. п.

«Михаил Прохоров – человек самореализации, – отметил президент Центра политических технологий Игорь Бунин. – Он реализовал себя в бизнесе. Он человек с некой идеологией. У него проектно-командное мышление. Он полагает, что под соответствующий проект нужно подобрать правильную команду, вложить средства – и тогда всё получится».

Сам Прохоров всячески демонстрирует готовность самоотверженно бороться за «правое дело» малого бизнеса. Готов даже оставить свой собственный бизнес и 24 часа в сутки заниматься работой в Госдуме в случае успеха на парламентских выборах. А в том, что «Правое дело» в парламент пройдёт, Прохоров нисколько не сомневается. О чём и сообщил на минувшей неделе журналистам в Курске. Именно здесь он разъяснил своё стремление в Госдуму опасениями, «что профессия малого и среднего бизнесмена станет через пару лет раритетной».

Пока только готовясь возглавить всероссийское политическое объединение, Михаил Прохоров уже высказывает свои идеи, которые намерен осуществлять, став политиком.

Одно из самых ярких и довольно смелых его предложений – вернуть малому бизнесу 14-процентный социальный налог и предельно упростить для него систему отчётности. При этом Прохоров предлагает государственной власти в те времена, «когда государству не хватает налогов», повышать налоги для крупного бизнеса:

«Я считаю, что мы (крупный бизнес. – Прим. ред.) это вытерпим, понимая, что через какой-то период социальные расходы будут снижаться и налоги для нас будут скорректированы. Лучше трогать нас, а не малый и средний бизнес».

Дикие саратовские порядки

Саратовские эксперты по-разному относятся к инициативам новоявленного политика. Кто-то считает, что в них есть рациональное зерно, кто-то называет их популистскими, а кого-то просто пугает само слово «налоги» в каком бы контексте оно ни произносилось.

Так, например, все наши попытки взять комментарий у представителей крупного бизнеса Саратовского региона натолкнулись на резкий отпор. Одни нам прямо заявили, что комментировать эту тему не будут, другие поблагодарили за внимание к ним, но от комментариев тоже отказались, пояснив, что тема налогов находится в компетенции головного офиса. Однако нашлись и те, кто внятно объяснил поведение саратовского «крупняка», заручившись обещанием не ссылаться и не называть имён.

«Никто из представителей крупного бизнеса комментариев на эту тему вам не даст, – предупредили меня. – Всё дело в том, что к нашим налогам сейчас нездоровый интерес проявляет областное правительство. Губернатор требует больше денег. Он даже подсылает к нам своих зампредов и министров, чтобы те нас убеждали в необходимости платить налогов больше. Мы же каждый год заключаем с областным правительством соглашение о сотрудничестве, в котором предприятия берут на себя ряд обязательств – социальных и налоговых в том числе.

Вот мы, например, обязуемся отчислять в налоговую, предположим, 300 миллионов в год. Большинство компаний, конечно, указывают заниженную сумму. Но это оправданно, мы ведь не знаем, как экономическая ситуация будет складываться в течение года. Если пообещаем больше, а по объективным причинам выплатить не сможем, то к нам со стороны региональной администрации посыплются претензии. Чтобы сохранить нормальные отношения с властью, идём навстречу губернаторскому интересу.

Он хочет отслеживать суммы налогов, которые мы выплачиваем, поэтому мы ежеквартально посылаем ему отчёты о налогах. Но этого в последнее время оказалось мало. Теперь он требует от бизнеса официального письма в УФНС с разрешением для налоговиков отправлять наши отчёты в правительство для ознакомления. То есть они там хотят сверять те данные, что мы даём правительству сами, с теми, что отправляем в налоговую.

Доходит до казусов. Например, во время церемонии подписания соглашения с крупными саратовскими предприятиями губернатор заглянул в документ и заявил представителю бизнеса, что у него «планы какие-то неамбициозные», и тут же от руки дописал, как говорят, фразу: «добавить налогов». Как к этому относиться? Мы же действуем в рамках налогового законодательства, и как можно требовать от нас больших налоговых отчислений, не очень понятно. Будет закон о повышении налогов «крупняку», мы будем ему следовать. Но в таком порядке, как это происходит в Саратовской области, – не знаю, это просто дико».

Победим или сами подохнут?

Малый саратовский бизнес был не менее откровенен, но более открыт. О том, что олигарх Михаил Прохоров подался в политику, в этих кругах слышали, но о его намерении облегчить жизнь малому и среднему предпринимательству многие узнали от нас. Предложению Прохорова переложить налоговое бремя на бизнес-гигантов малые предприниматели давали неоднозначную оценку.

Сергей Громыко, исполнительный директор регионального отделения общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»:

– Весь малый бизнес давно говорит о том, что повышение социального налога или страховых взносов – шаг весьма нерациональный. Наша организация периодически проводила акции протеста по этому поводу. Мы требовали возвращения 14-процентной ставки не с нового 2012 года, а уже с июля текущего. Ведь повышение налога, как мы и предполагали, увело в тень весь малый бизнес по всей России. Предприниматели вынуждены оптимизировать расходы, начались сокращения персонала, вернулись к выплатам серых зарплат. Мы провели мониторинг по Саратову, но в других регионах складывается аналогичная картина.

Раз уж Михаил Прохоров решил возложить на себя ответственность за инициативу снижения налогов для малого бизнеса, мы его, безусловно, поддерживаем. Как поддержали бы любого здравомыслящего человека, неравнодушно относящегося к проблемам малого предпринимательства.

Оксана Жминковская, индивидуальный предприниматель в сфере сетевого маркетинга:

– К счастью, форма моего бизнеса избавляет меня от необходимости глубоко погружаться в вопросы налогообложения. Я работаю по «упрощёнке», налог для меня – шесть процентов, а соцналог я исчисляю в рублях, а не в процентах. Плачу его раз в год и голову себе не забиваю. Куда и на что идут эти 12 тысяч, я даже понятия не имею. Положено платить – плачу. Слышала, что с 2011 года соцналог увеличился, но насколько, не интересовалась. Узнаю в конце года, когда пойду в налоговую.

Что касается предложения миллиардера Прохорова, то мне кажется, что определённая доля здравого смысла в нём есть. Хотя не знаю, насколько правильно и справедливо решать проблемы малого бизнеса за счёт кого-то другого. К тому же в контексте начала политической карьеры Прохорова это его предложение можно воспринять как пиар-ход. Ему же нужно привлекать к себе внимание.

Алексей Санников, председатель комитета по экономике администрации города Саратова, поделился с нами личным взглядом на ситуацию:

– Сейчас все кругом говорят, что нужно поддерживать малый бизнес. При этом его главной проблемой называют административные барьеры и высокие налоги. Я по долгу службы общаюсь в основном как раз с малым бизнесом и успел уже выяснить, что административные барьеры для самих предпринимателей – это вовсе не какие-то препятствия чиновников, а их собственное незнание своих прав и существующих правовых основ. В силу особенностей российского менталитета долгое время они были уверены, что дело пойдёт, если кого-то «подмазать», дать взятку и т. п. Но предприниматели у нас народ обучаемый, они растут, развиваются, и юридическая грамотность у них на достаточно высоком уже уровне.

Когда я встречался с предпринимателями два года назад, главной их проблемой уже тогда были не административные барьеры или налоги, а дорогие кредиты. Именно сложность привлечения кредитных ресурсов тормозила развитие малого бизнеса. Второй проблемой были высокие тарифы на энергоресурсы, в том числе на бензин, электричество и тепло. Это тоже серьёзный, сдерживающий развитие фактор. Никто не говорил до текущего года, что развиваться мешает налоговая система.

Всё это от лукавого. Кто-то сказал, что корень зла в административных барьерах, и все давай его убирать. Мы бились с барьерами семь лет, и вдруг всё затихло. И нам непонятно теперь, победили мы их или они сами подохли. А теперь вот у нас, оказывается, новый враг – налоги. При этом сами предприниматели о налогах не говорят.

Если мы хотим поддержать малый бизнес, то начинать надо с программ по привлечению дешёвых кредитных ресурсов, и в первую очередь для производственных предприятий. А во-вторых, нужно снижать тарифы для реального сектора экономики. Почему Прохоров не сказал, что тарифы на электроэнергию значительно повысились и надо с этим что-то делать? Ведь никто не обещал, что в следующем году они не повысятся снова. Бензин у нас дороже, чем в Америке, электроэнергия дороже, чем в Европе. И после этого мы хотим, чтобы наши товары были конкурентоспособны? Поэтому я думаю, что заявления вроде «давайте снизим налоги» – это очередная популистская идея. Ну снизим мы налоги, и что будет? В конечном итоге платить за всё придётся потребителю. Ерунда это всё. Меньше надо говорить и больше делать.

Пётр Заикин, индивидуальный предприниматель (собственное столярное производство):

– Я так скажу: налог в налоговую у меня составляет шесть процентов, и не напрягает нисколько, а вот соцналог, перечисляемый в пенсионный, – это какой-то ужас. Перечисления в пенсионный (вместе с накопительной частью) за четыре года выросли в десять раз! Куда идут эти деньги и откуда раньше брались деньги на пенсию – непонятно. А по поводу всех этих высказываний Прохорова и других деятелей: всё это грязная денежная возня, борьба за власть, недра земли и личный пиар. Уже давно никому не верю, и класть на них хотел. Вот ответ малого бизнеса на их движения!

Депутат областной думы Олег Галкин расценил предложение Михаила Прохорова как политическое и интересное «с точки зрения привлечения электората»:

– Сама идея снизить соцналог для малого бизнеса не нова. Эта тема давно обсуждается и на нашем совете по предпринимательству, и такой посыл совсем недавно был дан федеральным правительством. Так что в этом направлении Прохоров мыслит в унисон с другими.

Политическая партия «Правое дело» официально была зарегистрирована в феврале 2009 года.

Критики «Правого дела» утверждают, что эта партия фактически курируется администрацией президента РФ, вплоть до того, что даже лидера партии согласуют именно в Кремле. Представители этого политического объединения своих кремлёвских связей вовсе не отрицают, но предполагают, что «Правое дело» сможет обрести политическую самостоятельность.

В ноябре 2010 года сопредседатель партии Леонид Гозман заявил, что на выборах президента Российской Федерации в 2012 году партия поддержит кандидатуру Дмитрия Медведева. В марте текущего года появился слух, что «Правое дело» возглавит заместитель председателя российского правительства Игорь Шувалов. Однако эту информацию практически сразу опровергли.

И вот, 16 мая 2011 года стало известно, что партию планирует возглавить бизнесмен Михаил Прохоров. Рассчитывается, что его кандидатура будет утверждена на июньском съезде партии, после чего «Правое дело» ждёт реструктуризация и, возможно, смена названия. Прохоров поставил перед собой задачу набрать не менее семи процентов голосов на парламентских выборах и сделать из «Правого дела» вторую по численности партию в Госдуме.