Любой газеты век недолог
Когда-то, когда газеты и журналы, выпускаемые в стране, можно было пересчитать почти по пальцам, а в регионах выходило по одному-единственному печатному партийному изданию (в Саратове, например, газета «Коммунист»), СМИ жили долго и счастливо. Но тогда финансированием газет и журналов занималось исключительно государство. И задачи ставило тоже оно. И фильтровало потоки информации соответственно.
Сегодня ситуация изменилась.
Даже в городах районного масштаба, где в наличии хоть какой-нибудь бизнес и маломальская политическая жизнь, помимо одного, вроде бы государственного печатного органа появляются и исчезают различные газеты, газетки и газетёнки.
В областных центрах ситуация аналогичная, с той только разницей, что «СМИшные» проекты помасштабнее. Появляются они, как правило, громко заявляя о себе, а потом тихо сходят на нет. Или не сходят. Это уже зависит от учредителя, инвестора, или, проще выражаясь, хозяина издания и поставленных им задач.
Ежедневное счастье
Когда-то очень давно, в начале девяностых, сразу после революционных преобразований 1991–1992 годов, в Саратове были две областные ежедневные газеты – «Саратовские вести», правопреемница бессмертного «Коммуниста», и «Саратов», образованная на волне демократических перемен молодыми и рьяными демократами тех времён.
Оба издания были равнозначны по уровню профессионализма и влияния и здорово конкурировали между собой. Каждый журналистский коллектив старался, чтобы новости у них были первыми, а подача материалов интересной. Драйв в редакциях был невероятный. Кстати, все сегодняшние более-менее серьёзные журналисты, работающие в саратовских СМИ, в большинстве своём выходцы из этих двух редакций.
А потом начались финансовые проблемы. Притом у обоих изданий. Сначала залихорадило «Саратов»: как выяснилось, газета – дело затратное. И никак не окупаемое. Потому что если печатать на полосах исключительно рекламу, то это будет уже не общественно-политическое издание, а вовсе рекламное. А типографиям, арендодателям, продавцам бумаги надо платить вне зависимости от наличия рекламы. Да и журналисты требуют оплаты своего труда.
История эта длинная и очень занимательная, но результат на сегодняшний день можно описать так. «Саратовские вести» – маловлиятельное издание, живущее за счёт рекламодателей, оставшихся от их прошлой жизни. А ещё, судя по некоторым публикациям, критикующим деятельность губернатора, изданию регулярно даёт заказы партия «Единая Россия».
Газета «Саратов» после долгих мытарств стала «Саратовской областной газетой». Финансируется в основном за счёт областного бюджета (вроде бы как выигрывает гранты) и радостно освещает деятельность главного своего спонсора и его руководителя.
Каков был взлёт!
В середине 90-х на саратовском медийном рынке появилась новая газета – «Богатей». Основали её молодые и амбициозные бизнесмены, хозяева группы компаний «Самолёт». Газета была потрясающе смелой, интересной, бесшабашной. На фоне имеющихся двух изданий, так или иначе зависящих от власти, народно-либеральный «Богатей» не боялся критиковать, разоблачать, указывать на недостатки не только власть имущих, но и замахивался на святое – правоохранителей всех рангов.
Блистала газета лет пять. Пока у учредителей был к ней интерес. А потом интерес иссяк. Иссякло и финансирование. Издание начало трясти. Сегодня газета существует непонятно на какие средства. Все сильные журналисты вынуждены были уйти. Читают её, должно быть, только самые верные поклонники.
Еженедельная газета «Новые времена», основанная когда-то беспокойным олигархом Леонидом Фейтлихером как инструмент борьбы с губернатором Аяцковым, получилась на зависть всем. Весёлая, креативная, ехидная, профессиональная и интересная. Чиновники читали её с ужасом и наслаждением. С ужасом – потому что на страницах газеты могла оказаться критика в их адрес. С наслаждением – когда газета «прикладывала» коллег по чиновному цеху.
А потом Аяцков ушёл, и золотой век «Новых времён» закончился. Потому что Фейтлихер решил, что его миссия и миссия газеты выполнена, и отдал (или продал, что уже неважно) издание губернатору Ипатову. «Новые времена» тут же перепрофилировались и принялись истово воспевать Павла Леонидовича, перестав быть интересными даже для чиновников.
Еженедельник«Зеркало» был образован где-то в 2004 году. Инициировал этот замечательный процесс тогда ещё депутат областной думы, а ныне лидер местной «Справедливой России» Алексей Полещиков. Издание сразу позиционировалось как газета для всех. Таковым оно и осталось.
К сожалению, Алексей Евгеньевич потерял к изданию интерес. Но передать его в надёжные руки не удалось. Суля по всему, сейчас газета симпатизирует городским властям, выживает за счёт рекламы и подписки (тираж её очень внушителен). Сегодня «Зеркало» – добротное электоральное издание для широкого круга читателей, не претендующее на политическое влияние.
Главная тройка
Газета«Репортёр» – долгожитель политических изданий-тяжеловесов. И несмотря на то, что политике в газете отдано только четыре полосы, за счёт мастерства авторов она весьма и весьма влиятельна. Главный инвестор газеты – депутат областной думы Виктор Тюхтин. Он отличается завидным постоянством и не бросает издание на произвол судьбы, хоть и начал утрачивать интерес к большой политике. «Репортёр» потому – стабильное и достойное издание.
Газета«Время» была образована в 2005 году как клон самарского одноимённого издания, которое, как говорят, уже скончалось. Но саратовское «Время» живёт и ныне. Поначалу газетой владели так называемые самарские рейдеры, которые смогли придать саратовской журналистике небывалый лоск. Чего стоит только глянцевая обложка, которая и поныне остаётся визитной карточкой «Времени».
На первых порах разрешалось писать в газете всю правду. Исключение составляли бизнес-интересы самарцев. Потом журналистам посоветовали быль лояльнее к Вячеславу Володину. А потом Самара утратила интерес к нашему славному городу. Финансирование газете начали задерживать, а потом и вовсе продали бизнес-проект под названием «Время» Олегу Грищенко.
И газета стала тут же защищать интересы города и обличать губернатора.
Потом Грищенко по каким-то причинам передал газету Алексею Березовскому, тоже видному единороссу. Со всеми вытекающими последствиями. Березовский финансирование газеты тянул недолго, и издание вернулось к главе города. Что и отразилось на содержании «Времени».
Газета«Взгляд» появилась на свет чуть позже «Времени». Бессменный издатель еженедельника областной депутат и серьёзный бизнесмен Сергей Курихин тогда ещё только собирался идти в областную думу. Помогла ли газета ему избираться – история умалчивает. Но то, что газета и полноценное одноимённое информационное агентство не жалея живота своего (или печатных и электронных страниц) защищают интересы Курихина, это однозначно.
Сергей Георгиевич – человек не столько публичный, сколько влиятельный. Сферы интересов его широки, и оборонять их границы приходится постоянно. Потому «Взгляд» иногда ведёт информационные войны. Не всегда корректно, но всегда продуктивно. Но когда «Взгляд» находится вне военных действий, газета получается более чем достойная.
Новички?
Уже упомянутый нами бизнесмен Леонид Фейтлихер не смог жить без издательского бизнеса и затеял новый проект – «Наша версия в Саратове». Издание резко оппозиционное. «Наша версия» истово воюет с партий власти и особо рьяно с некоторыми её представителями. Больше всего достаётся от газеты Александру Ландо и Николаю Панкову. Расследования, обличения, разоблачения – это то, чем славится газета. Но читать постоянно исключительно негативную информацию затруднительно. Однако задачу перед журналистским коллективом издатель поставил именно такую. Причём журналисты на учредителя не жалуются.
Газета«Резонанс» появилась совсем недавно. Возглавил издание известный саратовский журналист Вадим Рогожин. Инвестор – юный депутат Саратовской городской думы Владислав Малышев. Владислав Владимирович – член «Единой России», но к соратникам главы города Олега Грищенко его отнести сложно. Потому в «Резонансе» можно увидеть массу интересных материалов. Но не все, которые могли бы появиться из-под пера Вадима Рогожина.
Кто девушку кормит, тот её и танцует
Как известно, есть газеты электоральные, многотиражные, рассчитанные на широкую аудиторию. Печатают в них всякие полезные советы, новости и сплетни из жизни звёзд шоу-бизнеса, спортивные репортажи, всякие разные занимательные заметки и материалы о происшествиях, приходе потусторонних сил и близком конце света. Народу это читать нравится. И думать совсем не хочется.
Но есть и взыскательная аудитория, которая хочет знать о том, что происходит в экономике, политике, и, главное, хочет думать. Людей, которые хотят и умеют думать, не много. Но, как правило, именно эти люди входят в категорию ЛПР – Лиц, Принимающих Решения. И именно на них рассчитаны общественно-политические издания, о которых мы говорили выше.
А издания эти могут существовать исключительно за счёт спонсоров, чьи интересы эти издания защищают. Спонсоры могут привлекать рекламу или финансировать газеты иными способами. А когда инвесторы утрачивают интерес к изданию, то оно сначала становится странным (например, на одной полосе ругают губернатора, на другой – хвалят), а потом погибает. Потому что общественно-политическое издание – это по определению затратный проект.
Своеобразным показателем востребованности газеты можно (при некоторой доле условности) считать количество публикаций, которое размещает в своей базе СМИ сайт «Редколлегия.Ру». Например, на минувшей неделе ситуация была следующая.
«Саратовские вести» – 0, «Саратовская областная газета» – 3, «Богатей» – 2, «Новые времена» – 5, «Зеркало» – 1, «Репортёр» – 6, «Время» – 10, «Взгляд» – 7, «Наша версия» – 6, «Резонанс» – 3.