Светило научного гипноза

Оценить
Нигилист из Саратовской губернии стал учёным с мировым именем

Без гипноза трудно сейчас представить врачевание множества болезней, особенно такого распространённого российского недуга, как алкоголизм. Одним из пионеров в области изучения и применения гипноза в медицине был замечательный учёный, наш земляк Ардалион Ардалионович Токарский.

Он родился в 1859 году в слободе Баланда Аткарского уезда Саратовской губернии (ныне город Калининск). Ещё учась в саратовской гимназии, мальчик слыл среди сверстников нигилистом и «протестантом» за независимость мышления. Ему легко давались все предметы, но истинной страстью стало чтение. Из-за этого увлечения гимназист однажды запустил учёбу и даже был оставлен на второй год. Самолюбие его было уязвлено, и он дал клятву окончить гимназию с золотой медалью.

Обещание своё Токарский выполнил, правда, едва не став жертвой собственного бунтарского духа: на выпускном экзамене по словесности требовалось доказать пользу классического образования. Нигилизм юноши взял верх над благоразумием, и его письменная работа доказывала… вред классического образования. Видимо, работу отличали не только дерзость, но и аргументированность, так как этот выпад не имел последствий. Заслуженную медаль выпускник гимназии всё-таки получил.

При выборе профессии Токарский без особых колебаний отдаёт предпочтение медицине. Немалую роль в этом сыграла семейная драма: его мать страдала душевным расстройством. Для дальнейшего обучения ему было необходимо знание немецкого языка, которым юноша не владел. Обладая твёрдым характером, он принимает волевое решение ехать в Дерпт (ныне город Тарту в Эстонии). Поступив на медицинский факультет Дерптского университета, Токарский в течение года не сходился ни с кем из русских, чтобы лучше изучить немецкий язык. Овладев им в необходимом объёме, он перевёлся в московский университет и продолжил своё обучение там.

После окончания университета молодой врач получил место ординатора в психиатрической лечебнице Корсакова и Беккера, а затем – в психиатрической клинике при университете. Здесь Ардалион Ардалионович углублённо занимается психиатрией и психологией, всерьёз увлекается не изученным дотоле в России явлением, которое лежало за пределами человеческого понимания (именно так его тогда воспринимали), – гипнозом. Требовалась поездка за границу, чтобы изучить опыт иностранных коллег. Денег у молодого учёного, увы, не было. Помог случай.

Парализованный сибирский промышленник из города Кяхты (на границе России и Монголии) рискнул опробовать на себе новые методы лечения гипнозом. Токарский едет к больному в Забайкальскую область. Лечение дало положительный эффект, и благодарный пациент щедро отблагодарил доктора.

В 1889 году Токарский отправляется в Европу. Там он посетил множество специализированных клиник, лабораторий для душевнобольных. Эта поездка очень многое дала ему как учёному. Ценный научный материал он привёз и из своего путешествия в Кяхту: он наблюдал там и составил описание неизученной болезни, которую назвал мерячением. Суть её заключалась в том, что больные, одержимые ею, впадали в состояние, при котором исполняли навязываемую им чужую волю. Эти изыскания легли впоследствии в основу диссертации Токарского. Она так и называлась – «Мерячение и болезнь судорожных подёргиваний». Другой его работой, написанной под впечатлением от увиденного, стал труд «Заклинание со стрелой тибетских лам».

После защиты диссертации он получает звание приват-доцента нервных и душевных болезней. В России появился не просто перспективный учёный, а новое светило в области психологии. Токарский читает лекции на открытых им курсах гипнотизма и экспериментальной психологии, организовывает психологическую лабораторию. В 1897 году он приобретает лечебницу Корсакова и Беккера для душевнобольных, а в 1900 году основывает первый в России загородный санаторий для нервных и малокровных больных.

Токарский, несмотря на великолепное владение иностранными языками, не печатал своих трудов в иностранных журналах (кроме докладов на международных съездах), считая это унизительным для русского человека. Он был членом редакционного комитета журнала «Вопросы философии и психологии» и редактором «Журнала невропатологии и психологии».

Как-то Токарский нечаянно прострелил кисть правой руки. Рана долго не заживала, и вскоре у него открылся диабет, затем – туберкулёз. Привыкший побеждать в борьбе, учёный мужественно сопротивлялся болезни, а поняв, что дни его сочтены, не перестраивал своего напряжённого рабочего графика, даже не отменял визиты к больным. Он скончался в 1901 году, немного не дожив до 42 лет.

Подготовила Наталия Самохвалова, сотрудник Государственного архива Саратовской области